СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПМПК, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Казахстан, Северо-Казахстанская область, район им. Г. Мусрепова
КГУ «Литвиновская основная школа»
Учитель русского языка
Рыжих Ирина Александровна
В своей статье”Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания” Глава государства отмечает, что Казахстан вступил в новый исторический период.
В этом году своим Посланием он объявил о начале третьей модернизации Казахстана.
Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира. Наша страна это может сделать в том случае, если будет конкурентноспособной, образованной.
В рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым, запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭС. Один из них- это поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности. Поэтому повышается спрос на качественное образование
Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования.
Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования. Инклюзивная практика обучения реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всем без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.
Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, о нем можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях обучения. Эта современная инновационная форма оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения ко всем участникам образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает, и дальнейшуюгуманизацию образования, и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Началом инклюзивного образования в школе является:
- Безбарьерная среда как в плане физического передвижения по зданию, так и плане общения с детьми с ООП всех работников учреждения образования.
В плане передвижения- это
-наличие пандусов, соответствующих стандартов, поручней, отсутствие порогов в кабинетах, коридорах, оборудование туалетных комнат для детей с НОДА;
-наличие световых, звуковых сигналов, правильное расположение дверных ручек (80-90см от пола), перила расположены по обеим сторонам лестницы, классная комната должна быть расположена вблизи от столовой, раздевалки, туалетной комнаты, парты для одного учащегося с бортиками по краям, обя-зательно использование подставки для книг с регулируемым углом наклона, ткак как обеспечивается примерно одинаковое расстояние до глаз отдельных частей текста ( для детей с нарушением зрения, слуха).
В плане общения с детьми:
-весь персонал школы должен быть толерантным, воспитанным, культурным, готов всегда прийти на помощь не ущемляя интересы ребенка.
- Системность развития инклюзивного образования – наличие
образовательных учреждений разных ступеней образования (детский сад- школа), преемственности и взаимодействия между отдельными звеньями этой вертикали;
- Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного
образования кадров. Наличие школьного ПМПК. Социально-психологическая служба вшколе и ее взаимосвязь с региональным ПМПК, отделом образования. Наличие команды специалистов сопровождения (логопеды, тифлопедагоги, дефектологи, психологи, социальные педагоги, тьюторы и другие специалисты)
Этапы деятельности регионального ПМПК в ситуации первичного обследования ребенка
Прежде, чем мы приведем ребенка к этой ступени, нужна кропотливая работа всей педагогической команды: воспитатель, классный руководитель, учитель- предметник, СПС, медик, родитель. Поставить родителя ученика в известность, что по наблюдениям оказалось, что их ребенок нуждается в особом подходе к обучению. После выявления ребенка с ООП на основе протокола школьного ПМПК, нужно ознакомить родителя с решением школьного консилиума. Без разрешения родителя школа не может отправить ребенка на ПМПК. Поэтому нужно постоянное сопровождение родителей: родительские собрания, психолого-педагогические консультации, использования памяток, листовок с необходимой информацией(даже с объяснением диагноза ребенка, например, у ребенка диагноз- дизорфография или элективный мутизм, что не каждому родителю понятно (приложение 1) )
Каждый этап деятельности регионального ПМПК может быть технологично представлен в виде последовательности шагов.
Шаг 1
Уточняется дата проведения ПМПК и прием документов на
ребенка и родителя (удостоверение, свидетельство о рождении). В перечень документов входят; карта развития ребенка, отчет успеваемости по предметам каждого учителя, заключения социального педагога, психолога, медицинского работника, рабочие тетради ученика, тетради для контрольных работ и диктантов рисунки, развернутая характеристика, подписанная директором школы и классным руководителем.
Шаг 2.
В назначенное время родители с ребенком приходят на консультацию. Специалисты знакомятся с родителями, выясняют характер проблем ребенка или характер его трудностей или жалоб и трудностей со стороны родителей или учителя, который работает с этим учеником, выясняют точку зрения родителей на возникшие проблемы или ситуацию. Родителям разъясняются задачи ПМПК и ответственности сторон.
В протокол ПМПК кратко записываются данные анамнеза (истории развития ребенка). Одновременно ведется наблюдение за поведением ребенка в свободной ситуации и ознакомление с имеющимися документами.
Шаг 3.
По мере освоения ребенка в помещении специалисты начинают взаимодействие с ребенком, целью которого является оценка особенностей развития ребенка. Специалист, который установил контакт с ребенком (это может быть любой из специалистов ПМПК), начинает его обследование. Сам процесс обследования представляет собой последовательное, гибкое «подключение» к работе с ребенком других специалистов в соответствии с выстроенными стратегиями взаимодействия с ребенком.
Шаг 4.
Выносят заключение- пишут диагноз, например, F-70 с эмоционально-волевыми растройствами, дизорфография (если не нужно обследование врача) и рекомендации, глее указывается по какой программе будет обучатся ребенок, какие дополнительные занятия ему требуются, например, занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Может быть рекомендация, в какой школе обучатся, например, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
Шаг 5 (при случае, если нужно дополнительное обследование врача )
На основании справки ПМПК о направление на обследование в областную больницу, родитель везет ребенка в больницу на прием, чаще всего к психологу или психиатру, имея при себе следующие документы:
-свидетельство о рождении ребенка,
-удостоверение личности,
– развернутую характеристику на ребенка, заверенную и подписанную директором школы и классным руководителем.
-медицинскую карту ребенка.
Врач дает справку ВКК, которая направляется в региональную ПМПК, после чего, они выдают заключение на ребенка. Особо хочется отметить, что на приеме у врача должен быть обязательно один из родителей ребенка(при их наличии), а не родственники. В противном случае врач не даст необходимую для ПМПК справку.
При получении заключения ПМПК школа определяет индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Для работы с детьми с ООП важна целостная работа все подразделений: СПС, классных руководителей, учителей –предметников, родителей, медработника. Рассмотрим работу каждого из них по отдельности. Изначально ведется работа с родителями, когда выявился такой ребенок, после наблюдения учителями, классными руководителями, СПС
С целью создания образовательного маршрута нужно разделить всю работу на следующие блоки:
–целевой (включены классные руководители);
-интеллектуальный (включены учителя-предметники);
-диагностико-результативный (включены СПС, учителя-предметники, медработник, родители).
Рассмотрим работу этих блоков.
IЦелевой блок можно представить в виде следующих пунктов:
- ФИО ребенка____________________________
- Дата рождения__________________________
- Школа, класс_____________________________
- Диагноз заболевания, хронические заболевания___________________
__________________________________________________________
- Рекомендуемая ПМПК программа обучения_______________
- Рекомендуемые занятия со специалистами: логопед, школьный психолог, психолог, дефектолог, тифлопедагог и другие (нужное дописать или подчеркнуть)_____________________________________________
- ФИО родителей, место их работы, их образование:
Мать ___________________________________________
Отец _____________________________________________
- Другие члены семьи:_____________________________
- II. Информационный блок:
№ | информация | дата/ цели работы |
1 | Дата постановки на первичный учет по ПМПК | |
2 | Дата последней консультации ПМПК | |
3 | Коррекционный компонент в обучении | |
4 | Социальная ориентировка | |
5 | Краткая информация об этом диагнозе | например, диагноз- элективный мутизм –это психологический устойчивый отказ говорить в одной или более социальных ситуациях, в том числе в детских учреждениях при способности понимать разговорную речь и разговаривать; происходит после эмоциональных или физических травм, перенесенных в раннем
возрасте |
6 | . Социальный статус семьи в соответствии с социальным паспортом класса |
III. Интеллектуальный блок включает в себя следующее
- ТУП, РУП.
- Коррекционный компонент, который отражается в рабочем учебном плане, составленном на основе ТУП утвержденным приказом №500 МОН РК от08.11.2012г и приказом №61 от 25.02.2014г.
- Учебная программа.
- КТП
- Поурочное планирование.
IVДиагнстико-результативный блок:
- Отслеживание результатов после каждой четверти по предметам следующим образом на основе дневника динамического наблюдения:
№ | виды деятельности (по каждому предмету отдельно) например, чтение и развитие речи | ЗУН на начало четверти | ЗУН на конец четверти |
1 | чтение | ||
2 | говорение | ||
3 | аудирование | ||
4 | работа с текстом | ||
5 | умение составлять предложения | ||
6 | умение находить главное в тексте | ||
7 | умение и применение изученных правил | ||
8 | умение составлять характеристику героев | ||
9. | выполнение заданий по алгоритму |
Виды деятельности зависят от целей и задач, поставленные на уроках
2.Социально-психологическая служба разрабатывает и проводит коррекционный курс.Как правило, коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом (подгрупповом) режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и наличием соответствующих специалистов в школе определяются уже конкретные программы коррекционной работы того или иного специалиста, технологии и тактики этой работы, интенсивность занятий. Кроме того, должны быть определены как ориентировочная продолжительность отдельного занятия, так и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не только отражены, но и обоснованы в программе коррекционной ребенка работы того или иного специалиста, в том числе и психолога. На основе всего вышеизложенного отслеживается динамика развития и проводится коррекция дальнейшей работы.
В случае положительных результатов ребенок проходит переосвидетельствование на ПМПК для коррекции дальнейшего маршрута.
Приложение 1
Памятка родителям, имеющим детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении.
Характерные особенности детей с ЗПР:
- Снижение работоспособности
- Повышенная истощаемость
- Неустойчивое внимание
- Недостаточность произвольной памяти
- Отставание в развитии мышления
- Дефекты звукопроизношения
- Бедный словарный запас слов
- Ограниченный запас общих сведений и представлений
- Трудности в счёте и решении задач по математике
- Своеобразное поведение
- Низкий навык самоконтроля
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
Если вы приводите своего ребёнка на обучение в специальное коррекционное учреждение, то знайте, что в обучении присутствуют следующие элементы коррекционно-педагогической работы:
- Индивидуальный подход
- Предотвращение наступления утомляемости
- Активизация познавательной деятельности
- Проведение подготовительных занятий
- Обогащение знаниями об окружающем мире
- Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления
- Проявление педагогического такта.
Рекомендации:
– Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и на доверии.
-Интересуйтесь делами и учёбой своих детей: спрашивайте у самих ребят, у воспитателей об их успехах.
-Не прибегайте к насилию! Дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям.
— Помогайте ребѐнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
– Помогайте расширять кругозор своих детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях в городе, мире.
– Рисуйте с детьми, занимайтесь складыванием пазлов, мозаик.
– Привлекайте к помощи в домашних делах (например, перебрать крупу, разобрать по размеру пуговицы, перемотать в клубок нитки)
– Следите за здоровьем детей.
– Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз. Следуйте советам СПС, которые рекомендуют занятия с ребенком на развитие памяти, мышления.
– Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.
– Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.
– Запишите ребёнка в какой-нибудь кружок.