Синтаксическая роль деепричастий
Казахстан, Западно-Казахстанская область, Теректинский район
Теректинская районная лингвистическая гимназия
Учитель русского языка и литературы
Кажигалиева Айгуль Тулеугалиевна
Цель урока : изучение условий обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, закрепление знаний учащихся по данной теме.
Задачи: Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся. -Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и закреплению знаний по теме «Обстоятельство» |
|||
Ожидаемый результат: определяют обстоятельство как второстепенный член предложения, отличают виды обстоятельств;
– осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. |
|||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик» | Ученики осмысливают поставленную цель. Дети берут друг друга за руки и улыбаются. | |
5 мин. | II. Проверка домашней работы. С помощью игры «Карта бита» осуществляет проверку домашней работы. | Ученики демонстрируют свои знания. Распределяют согласованные и несогласованные определения. | Карты |
5 мин. | III. Мотивация к изучению нового.
учитель подводит учащихся к теме нового урока. 1) Одиночные деепричастия Выделяются запятыми независимо от места в предложении, за исключением тех, которые тесно связаны со сказуемым (И долго мужики стоят зевая. (Н.В.Гоголь) Одиночные деепричастия не следует смешивать с образованными от них наречиями стоя, лёжа, молча, не спеша, шутя, не шутя, играючи,припеваючи, которые не выделяются запятыми.
2) Два одиночных деепричастия обособляются если выступают в роли однородных обстоятельств: Зевая и потягиваясь, сестры Золушки вошли в комнату, где ждала их мачеха. В данном случае деепричастия обозначают дополнительные действия, их значение может быть различным.
3) Одиночное деепричастие обособляется если сохраняет значение глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого, указывая на время действия, его причину, условие, но не на образ действия: После бала гости разъехались, не успокоившись. Убежав, Золушка потеряла туфельку. Для проверки можно изменить в уме предложение, заменив деепричастие на соответствующий глагол или сделать из простого предложения сложное, где деепричастие окажется синонимично придаточному предложению: Когда Золушка убежала, она потеряла туфельку. Все хотя и не успокоились, но разъехались. 4) Одиночные деепричастия не обособляются если имеют тесную связь со сказуемым или если хотя бы одно из них потеряло значение глагольности: Мачеха вошла в комнату не постучавшись. Король слез с трона молча и не торопясь. И в первом, и во втором случаях деепричастия оказываются обстоятельствами образа действия и не могут быть заменены глаголами: *Король слез и молчал и не торопился. Но вполне возможна замена существительными: Мачеха вошла в комнату без стука. Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/2ht1c2Fr3FJf4G |
Ученики отвечают на вопросы учителя.
|
Выполняют диктант по группам, записывая номера предложений с обособленными определениями (1 группа), с обособленными приложениями (2 группа) |