Скользящий шаг, как основа техники всех лыжных ходов
Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, с. Садчиковка
ГУ “Садчиковская средняя школа”
Учитель физической культуры
Беленький Владислав Викторович
Методическая разработка практических занятий для учителей физической культуры и начальных классов.
Урок №1
Проводится на пришкольной территории
Тема: Ознакомление детей со скользящим шагом.
Построение класса на ровной учебной площадке. На ней прокладываетсяизвилистая замкнутая лыжня. После построения дети проходят за учителем один круг, далее останавливаются на прямом участке лыжни для выполнения подводящих упражнений:
упражнения «маятник» и «качели» формируют у обучающихся знания и навыки о переносе массы тела с ноги на ногу, в повороте переступанием и в скользящем шаге.
Обучающиеся последовательно выполняют упражнения, следует обратить внимание , что в упражнении « качели» через каждые 3-4 покачивания, необходимо производить смену ног, а также следить за отрывом лыжи от снега, после переноса массы тела на впереди стоящую ногу. Во время передвижения по учебному кругу напомнить учащимися о поднимании ноги с лыжой над снегом.
катание со склона. Выполнять спуск в основной стойке, сделать пружинистые приседания.
Подведение итогов урока. Построение. Домашнее задание: повторять изученные упражнения.
Урок №2
Тема: Наклон туловища в скользящем шаге.
Построение, повторение упражнений предыдущего урока.
Ознакомление с наклоном туловища в скользящем шаге целесообразно начать со сравнения обычной ходьбы с передвижением на лыжах. Объяснить, что при ходьбе туловище всегда находится в прямом положении. При передвижении на лыжах его положение изменяется. Если идти скользящим шагом, то туловище должно быть постоянно наклонено вперед. Во время выполнения знакомых упражнений «качели» и «маятник» следует заострить внимание обучающихся на наклоне туловища. Разучить упражнение «шаг». Разучив на месте упражнение «шаг», дать задание выполнить его при медленном передвижении, обращая внимание на перенос массы тела и наклон туловища. Передвижение по учебному кругу, попрямым передвигаться скользящим шагом на поворотах применять повороты переступанием с продвижением вперед.
Проведение игры «Самокат», на закрепление переноса массы тела и поворотов переступанием.
Построение. Подведение итогов урока.
Урок №3,№4,№5
Тема: Одноопорное скольжение в скользящем шаге.
Построение. После прохождения за учителем двух кругов обучающиеся останавливаются на прямых участках лыжни. При ознакомлении с одноопорным скольжением использовать знакомые обучающимся упражнения «качели» и «шаг». Затем в эти упражнения ввести кратковременные паузы (остановки) продолжительностью 2-3 секунды, которые должны приходиться на момент, когда учащиеся окажутся на одной ноге, другая будет поднята над снегом и находится в неподвижном положении. Упражнение «качели с остановкой» выполняется так: и.п. перенести массу тела на стоящую впереди левую ногу, правую прямую поднять над снегом на 10-15 см и в этой позе «одноопорное скольжение» задержаться в течение 2-3 секунд. Повторить 4-6 раз .Сменить положение ног и выполнить упражнение также 4-6 раз.
Далее обучающимся дать задание пройти медленно один круг и остановиться в тех же местах. При медленном выполнении скользящего шага они должны сосредоточить внимание на отрыве лыжи от снега.
После прохождении круга выполнить упражнение «шаг» с остановкой:
И.п-о.с.1- шаг левой с наклоном туловища, правую прямую поднять над снегом на 10-15 см, руки опустить; 2-3- задержаться в позе одноопорного скольжения 2-3 сек; 4- и.п. (шаг левой назад). Повторить упражнение 4-6 раз при каждом повторении делать шаг другой ногой. После выполнения этого упражнения объяснить обучающимся, что в то время, когда нога, поднятая над снегом, останавливается, происходит скольжение на одной лыже – одноопорное скольжение, которое является одним из важнейших элементов техники скользящего шага.
Овладение одноопорным скольжением – процесс довольно длительный, в связи с этим необходимо научить школьников постоянно контролировать то , что они делают. Надо чаще напоминать им, за каким элементом техники они должны следить. Внимание детей следует направлять лишь на какое то одно движение (элемент техники).
2.Провести игру «Держи равновесие».
Построение. Подведение итогов урока.
Урок №6,№7
Тема: Согласование рук и ног в скользящем шаге.
- Построение. Повторить подводящие упражнения на овладении одноопорным скольжением. Для ознакомления обучающихся согласованностью работы рук и ног в скользящем шаге вновь используется сравнение ходьбы со скользящим шагом. При сравнении сосредоточить внимание обучающихся на перекрестной координации движений рук и ног в этих упражнениях. Объяснить, что в скользящем шаге во время продолжительного скольжения на одной лыже руки останавливаются: одна-вынесенная вперед , другая находящаяся сзади, – тогда как в ходьбе такой остановки не происходит.
При обучении согласованности работы рук и ног в скользящем шаге необходимо использовать упражнения «качели» и «шаг», при этом в упражнении «качели» добавляется вынос одной руки вперед и отведении другой назад (см. урок№3). При выполнении упражнения «шаг» с движениями рук привлечь внимание обучающихся к координации движений рук и ног.
И.п-о.с1-шаг левой ногой с наклоном туловища, правую прямую поднять над снегом на 10-15 см., левую руку отвести назад, правую вынести вперед до уровня плеча; 2- и.п. (шаг левой назад). Повторить 6-8 раз. То же с правой ноги повторить 6-8 раз. В положении одноопорного скольжения обязательны паузы с продолжительностью 5-6 секунд, в течении которых проверять правильность перекрестной координации работы рук и ног.
Подведение итогов урока.
Итоговый урок
Проверку уровня образования навыков скользящего шага и поворота переступания с продвижением вперед провести в виде игры-соревнования на 150- метровую дистанцию, с положенной лыжнёй.
Сначала мальчики, затем девочки. Подвести итоги игры-соревнования:
1.Техника выполнения скользящего шага. Обратить внимание на допущенные ошибки в выполнении данного упражнения.
- Скорость прохождения дистанции.
3.Общий вывод.