Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия
Казахстан, Алматинская область, Сарканский район, с. Пограничник
Пограничная средняя школа с ДМЦ
Учитель русского языка и литературы
Диханбаева С.Н.
Цель проекта: показать на примере урока по теме эффективностьирезультативность применения технологии РКМЧП
Задачи урока:
образовательные:
познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным образа действия;
формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия;
закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточными образа действия;
закрепить навык правильного словоупотребления, исправления речевых ошибок;
развивающие:
тренироваться в умении делать комплексный анализ текста;
тренироваться выполнять разбор сложноподчинённых предложений с придаточнымобраза действия;
развивать мыслительные навыки учащихся;
воспитательные:
пробудить интерес к творчеству Олжаса Сулейменова;
учить выражать личностное отношение к творческому наследию поэта;
поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока.
Обусловлена наличием ряда нижеследующих проблем, возникшим противоречием между общим для учащихся-билингвов нормативным содержанием предмета «Русский язык» и их индивидуальными возможностями, склонностями, интересами к овладению языком как средством общения, на решение которого направлена тема урока
Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо на материале текста «Слово об Олжасе».
Ход урока:
Организационный момент
1. Приветствие учащихся.
2. Обеспечить благоприятную обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к обобщению. Пожелание друг другу.
Стадия вызова.
Сбор известной информации .
На доске записаны “ключевые термины”. ( СПП, ССП, интонация, главная часть, придаточная часть, знаки препинания, союзы, союзные слова)
Опираясь на них, составьте правила о предложениях: ССП, СПП.
Используя Диаграмму Венна,учащиеся составляют правила на ССП и СПП.
Лист делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между двумя понятиями, а в двух других-отличительные особенности каждого.
Общие признаки Стадия осмысления |
Подготовка к восприятию нового материала начинается с устных вопросно- ответных упражнений, содержание которых определяется учебными ситуациями.
Ситуация1. Учитель просит одного из учеников прочитать отрывок из текста (стр.117)
Как он прочитал текст?
Ответы:
-Громко.
-Ясно.
-Выразительно.
Задачи на фазе осмысления (реализации замысла)
– поддержание активности, интереса, инерции движения, возникших на стадии вызова
- – увязать новое с уже известным
- – создать новое понимание
Ситуация2
Учитель предлагает пересказать содержание текста
Вопрос: Как рассказывает ученик?
-Увлекательно.
-Живо.
-Интересно.
Далее учитель предлагает составить предложение из вопросов и ответов.
Примеры предложений: Самат прочитал выразительно.Айман читает так, что ясно слышится каждое слово.
Сравнивая два предложения, учащиеся приходят к выводу, что первое предложение простое, в нем обстоятельство образа действия,а второе-сложноподчиненное с придаточной частью образа действия.
После этого ученикам предлагается выполнить синтаксический разбор составленных предложений.
Айман читает так, что ясно слышится каждое слово.
Прочитать предложение , правильно соблюдая интонацию СПП
Главное предложение: Айман читает так.
Придаточное предложение: что ясно слышится каждое слово. (Как слышится слово?)
Придаточное предложение связано с главным с помощью союза что.
Придаточное предложение стоит после главного предложения.
Придаточное предложение от главного отделяется запятой.
Работа по электронному учебнику
Модуль2. Словарь . задание: читаем.
Работа по учебнику: параграф 17 самостоятельное чтение теоретического материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы.
Придаточные образа действия указывают, как происходит действие в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом? придаточные образа действия относятся к словосочетанию в главном предложении и прикрепляются к нему союзами и союзными словами как, что, чтобы, как будто, словно, точно.
Работа по тексту «Слово об Олжасе»
1-группа. Выразительное чтение текста, пересказ текста.
2-группа. Составить толстые и тонкие вопросы к тексту.
«Толстые”«Тонкие»
1. Какие человеческие 1. Кто такой
качества О.Сулейменов?
Олжаса Сулейменова
тебе понравились?
2. Какую уникальную 2. Способности
способность поэта поэта?
отмечает автор?
3-группа. Сделать синтаксический разбор СПП с придаточными образа действия.
Олжас писал так остро и талантливо, что если бы отдался этому делу всецело, сегодня республика не знала бы лучшего сатирика.
Задачи третьей фазы, рефлексии (размышления)
– Закрепление новых знаний
– Перестройка своих представлений
– Выражение новых идей и информации своими словами
– Обмен идеями
РЕФЛЕКСИЯ
Используя стратегии технологии РКМЧП закрепили навыки распознавания и использования СПП с придаточным образа действия в речи учащихся.
Прием «Представление информации в кластерах»
Домашнее задание: 1-ой группе -параграф 17упр .30,
2-ой группе написать мини-сочинение на тему «Олжас Сулейменов – патриот своей Родины» используя СПП с придаточными обстоятельственными.