Среднесрочное планирование 4 уроков самопознания в 5 классе по темам “Учимся понимать красоту природы”, “Учимся слышать красоту природы”
Казахстан,Северо-Казахстанская область,город Петропавловск
Областная специализированная школа-лицей для одаренных детей ЛОРД
Дубровская Ирина Сергеевна
Тема
Цель Критерии |
Этапы/формы работы | Ожидаемые результаты | Оценивание | Включая всех
|
Ресурсы | Модули |
Тема: Учимся понимать красоту природы
Цель: – расширить представление о ценности природы; учиться видеть и понимать эстетическую ценность красоты природы
|
Создание коллаборативной среды
1. Круг радости «Как прекрасен этот мир, посмотри..» Просмотр видеоролика, исполнение песни. 2. Упражнение «Немного обо мне..» Учащиеся заканчивают предложение «В моем городе …, я люблю это время года, потому что….» |
Позитивное настроение,
готовность сотрудничать Активизация всех учащихся, мотивация
|
Наблюдение учителя, устное поощрение степени активности в общении, эмоционального настроя и готовности общаться
|
Групповое исполнение песни.
Высказывание каждого о своем любимом времени года |
Видео-ролик на песню «Как прекрасен этот мир»
PPT на ИАД
|
Возрастные особенности
ИКТ Лидерство Обучение одаренных учеников Критическое мышление |
Стадия вызова
1. Ролик. Притча «В одно окно смотрели двое» Обсуждение темы и цели урока 2. Деление на группы Учащиеся делятся на группы, согласно сезону и дню своего рождения |
Формулирование темы урока
Активизация познавательных процессов, интереса к обучению |
Комментарий учителя: оценивается активность участников обсуждения, аргументированность их предположений
|
Все ученики участвуют в исследовательской беседе
|
Видео-ролик «В одно окно смотрели двое» | Критическое мышление
Новые подходы (обучение тому, как учиться)
|
|
Стадия осмысления
1. Ролик «У природы нет плохой погоды» 2. Работа с текстом Т.Горовой «Цвета времен года» 3. Составление в группах постера «Мое любимое время года» Ученики посредством обсуждения в группе создают постер, в котором отображают все преимущества и плюсы их времени года.
|
Определение цели, критериев
Активизация процесса саморегуляции Определение ЗБР
4 постера «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» Активизация аналитических способностей (классификация) Активизация лидерских способностей (распределение «ролей») |
Комментарий учителя, ОДО
Формативное оценивание
«Наблюдатель»-оценивает и фиксирует работу каждого ученика в группе. Взаимооценивание при помощи приема «Галерея»: каждый ученик отмечает при помощи стикера лучшую работу |
Все ученики принимают участие в диалоге
В каждой группе распределены роли: Наблюдатель– оценивает работу каждого в группе Критик– выделяет минусы других времен года Писатель– пишет синквейн на темусвоего сезона Поэт-выбирает стихотворение по теме сезона Разведчик- знакомится с работой других групп
|
Ролик «У природы нет плохой погоды»
текст Т.Горовой «Цвета времен года» Стихи «Времена года» Ватман, графические средства, картинки, клей, ножницы.
|
Новые подходы (обучение тому, как учиться)
Критическое мышление ИКТ ОДО
|
|
Стадия рефлексии
1. Защита своего постера Каждая группа презентует свою работу
.2. Групповая рефлексия «Наблюдатель» группы оценивает ее работу, комментируя удачи и трудности; «Критик» группы оценивает работу других групп, дополняя и комментируя их выступление |
Активизация процесса саморегуляции
Умение дать оценку работе своей и одноклассников Развитие навыков саморегуляции |
Само- и взаимооценивание | Ученики защищают свою работу в группе
|
Учебная доска, магниты, готовые постеры «Весна», «Лето», «Осень», «Зима»
Галерея «Времена года» |
Новые подходы (взаимообучение, обучение тому, как учиться)
ОдО
|
Тема
Цель Критерии |
Этапы/формы работы | Ожидаемые результаты | Оценивание | Охват учеников | Ресурсы | Модули |
Тема: Учимся понимать красоту природы
Цель: – осознать необходимость бережного отношения к природе
|
Стадия вызова
Просмотр видеоролика «Экологическая корова»
Повторный просмотр ролик «В одно окно смотрели двое» Смена ракурса -что мог увидеть второй человек за окном? Представление его «положительным» персонажем Формулируем цель урока |
Инициировать эмоциональный отклик на экологическую ситуацию
Привести к выводу-второй человек увидел за окном «экологические» проблемы природы
|
Наблюдение учителя: оценивается активность учеников в обсуждении, способность приводить доказательства своей точки зрения
|
В диалоге участвуют все ученики | Ролик «Экологическая корова»
Ролик «В одно окно смотрели двое» |
Критическое мышление
Новые подходы (обучение тому, как учиться, взаимообучение) ИКТ |
Стадия осмысления
1. Исследовательская беседа «Какие экологические проблемы вам знакомы?» Ученики совместно «набрасывают» возможные проблемы, в итоге выбирают 5 направлений -проблемы экологии «Вода» -проблемы экологии «Воздух» -проблемы экологии «Лес» -проблемы экологии «Мусор» -проблемы экологии «Город»
|
Осмысление широты экологических проблем в окружающем мире. Готовность к анализу ситуации и поиску решений. |
Комментарий учителя: оценивается умение выделить главное в процессе рассуждения, |
Все ученики, участвуют в обсуждении
|
PPT «Экологические проблемы 21века» |
Новые подходы (взаимообучение) Критическое мышление Обучение одаренных учеников Возрастные особенности |
|
2. Деление на группы
Учащиеся делятся на 5 групп, согласно полученному жетону. Групповое составление кластера «Решение экологических проблем» в своем направлении |
Готовность к сотрудничеству и активной познавательной деятельности
Систематизация знаний по теме |
Наблюдение учителя: оценивается активность учеников в обсуждении, способность приводить доказательства своей точки зрения
|
Ученики организуют диалог в группах
|
Раздаточный материал : информация об экологической ситуации в СКО
Учебная литература на тему экологии Учащиеся пользуются ресурсами Интернета (планшеты, сот.телефоны) |
||
Стадия рефлексии
Презентация своего кластера |
Презентация 5 кластеров
|
Комментарий учителя и учащихся | Презентуют все ученики группы
|
Учебная доска, магниты
|
ОдО
Новые подходы (обучение тому, как учиться) |
|
Взаимооценивание («Большой брат»)
Каждый ученик дает оценку работе в течение двух уроков своему однокласснику, имя которого получил на стикере в начала занятия, комментируя его работу по разработанным ранее критериям
|
Развитие способностей к взаимообучению и взаимооцениванию
|
Взаимооценивание: оценивается работа на уроке по таким критериям, как активность, точность и глубина ответов | Все ученики по очереди выступают в роли «оценщика» | Критерии оценивания, разработанные с классом на предыдущих занятиях | ИКТ
Критическое мышление |
|
Саморефлексия, написание эссе «Природа для меня и я для природы»
Учащиеся в течении 5-8 минут пишут эссе по теме двух уроков
Круг «От сердца к сердцу» Исполнение песни «Я возьму этот большой мир» |
Умение обобщать полученную информацию.
Активизация процесса саморегуляции.
|
Самооценивание
|
Ученики работают индивидуально, пишут эссе
Все ученики поют песню |
Тетради по самопознанию
Ролик «Я возьму этот большой мир» |
Тема
Цель Критерии |
Этапы/формы работы
|
Ожидаемые результаты | Оценивание | Охват учеников | Ресурсы | Модули |
Тема: Учимся слышать музыку природы
Цель: -получить представление о музыке природы через раскрытие звуковых образов окружающего мира – раскрыть красоту природы через звуковые образы |
Создание коллаборативной среды
Круг радости Исполнение песни «Вы слыхали, как поют дрозды?» |
Позитивное настроение,
готовность сотрудничать Активизация всех учащихся, мотивация |
Формативное оценивание | Все ученики участвуют поют песню | Муз. «вы слыхали, как поют дрозды?»
|
Возрастные особенности
ИКТ |
Стадия осмысления
Чтение рассказа В.Толстых «Музыка природы» Прием релаксации «Наедине с собой»
|
Учащиеся «погружаются» в состояние, когда воображение и фантазия помогают им «ощутить» и «услышать» музыку природы | Формативное оценивание
самооценивангие
|
Все ученики класса | Учебник и тетради по самопознанию
|
Новые подходы (взаимообучение)
ИКТ |
|
Стадия осмысления
Вопрос: как музыка влияет на эмоциональное состояние человека? Учащимся предлагается прослушать три мелодии и на каждую написать синквейн 1 муз. – «Тяжелый рок» 2 муз. – «Классическая музыка –скрипка и фоно» 3 муз. – «Звуки природы» |
Индивидуальная работа каждого, осмысление услышанного музыкального произведение, сопоставление его со своим эмоциональным восприятием.
Создание 3 синквейнов каждым учащимся Ответ на вопрос «Какая музыка, созданная человеком, созвучна красоте природы?» |
Формативное оценивание | Все ученики работают индивидуально | 1 муз. – «Тяжелый рок»
2 муз. – «Классическая музыка –скрипка и фоно» 3 муз. – «Звуки природы» Тетрадь по самопознанию |
Обучение одаренных учеников Критическое мышление
ИКТ
|
|
Стадия рефлексии
Каждый ученик зачитывает один, наиболее удавшийся синквейн. Каждый ученик оценивает один, наиболее понравившийся ему синквейн
Круг «от сердца к сердцу» Исполнение песни «Что такое песня?»
|
Умение проводить наблюдение и оценивать работу одноклассников
Вовлечение в работу пассивных учеников Развитие навыков саморегуляции |
Устная похвала: оценивается неординарность, поэтическая красота синквейна, точность передачи эмоционального состояния
Учащиеся «смайлом» оценивают понравившийся им синквейн |
Заслушивается ответ каждого учащегося | Альбомы, графические средства, тетрадь по самопознанию
Муз.ролик «Что такое песня?» |
Новые подходы
ОДО Обучение одаренных учеников ИКТ
|
Тема
Цель Критерии |
Этапы/формы работы
|
Ожидаемые результаты | Оценивание | Охват учеников | Ресурсы | Модули |
Тема: Учимся слышать музыку природы Цель – развить умение слушать и слышать «музыку» природы – развивать умение передавать свое эмоциональное восприятие музыки через графические средства |
Создание коллаборативной среды
Круг радости Закончи предложение «Музыка природы- это…»
|
Позитивное настроение,
готовность сотрудничать Активизация всех учащихся, мотивация |
Формативное оценивание | Участвуют все ученики | ИАД
|
Критическое мышление
Возрастные особенности |
Стадия осмысления Чтение рассказа «Музыка и эмоциональное состояние человека» В.Толстых Учащимся предлагается отметить в каждой части текста ключевые слова, словосочетания и предложения, которые являются ответом на вопрос «Какие важные мысли выражены в каждой части рассказа» Работа в парах Учащиеся обмениваются своими работами, делают комментарии, ставят оценку по 10-бальной шкале
Разминка, упражнение «Какая погода?» Ученик, используя звуки, жесты, мимику, передает «погоду», класс должен угадать, что показывает ученик |
Учащиеся самостоятельно делают выводы о значимости природы как общечеловеческой ценности, как источнике вдохновения у авторов музыкальных произведений, о значении музыки в жизни человека
|
Формативное оценивание Взаимооценивание |
Ученики работают самостоятельно, затем в парах
В разминке участвует весь класс
|
Текст «Музыка и эмоциональное состояние человека» В.Толстых |
Новые подходы (взаимообучение) ИКТ Возрастные особенности Критическое мышление
|
|
Стадия рефлексии
Рисуем музыку Учащимся предлагается музыкальное произведение «Времена года», дается задание изобразить различными цветовыми линиями и фигурами те чувства, которые они испытывали, слушая эту музыку Галерея рисунков «Я рисую музыку» |
Галерея рисунков «Я рисую музыку»
|
Формативное оценивание учителя. Учащиеся оценивают лучшую работу «смайл-цветкм» |
Работают все ученики индивидуально |
Альбомы, графические средства Музыка «Времена года»
|
Возрастные особенности Обучение одаренных учеников ИКТ
|
Комментарий
Среднесрочное планирование четырех уроков (двух пар) «Самопознания» по темам «Учимся понимать красоту природы», «Учимся слышать красоту природы» разработано мною для 5 «а» класса школы-лицея ЛОРД. При его составлении я старалась учитывать основные принципы и идеи всех семи модулей Программы. В основе нового подхода к планированию этих уроков лежит основная идея программы – учитель не учит предмету, он учит учиться.
Все занятия я старалась спланировать и организовать посредством взаимообучения учеников в условиях коллаборативной среды, создание и поддержание которой будет начинаться с первого этапа урока и продолжатся в течение всего занятия. Соответственно, большая часть учебного времени будет представлена работой в группах, в парах и совместным обсуждением на уровне всего класса. Такой подход реализует одновременно два модуля «Программы»: «Новые подходы в преподавании и обучении» и «Обучение с учетом возрастных особенностей». Так как ведущей сферой деятельности ребенка подросткового возраста является общение со сверстниками, организация процесса обучения через взаимодействие в классе является оптимальным для активизации познавательной активности учащихся.
Важнейшим этапом урока станет рефлексивная деятельность учащихся, осуществляемая через такие приемы, как самостоятельное определение цели урока и критериев успеха, само- и взаимооценка.
Все четыре урока разработаны с использованием технологии обучения критическому мышлению: помимо этапа «создания коллаборативной среды», выделяются этапы вызова (проблемные ситуации различного характера), осмысления и рефлексии. На всех этапах мною планируется использовать стратеги и приемы развития аналитической деятельности учащихся: мозговой штурм, разработка кластеров, написание эссе, создание постера, возможности интерактивного оборудования.
Таким образом, представленное планирование призвано создать «образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе», не просто накапливая определенный объем знаний, но развивая свои способности (интеллектуальные, творческие, коммуникативные, лидерские и т.п.).