Статья на тему «Использование ИКТ на уроках истории»
Утегенов Нурлан Каримжанович,
учитель истории и директор ГУ «Жайылминская средняя школа отдела образования акимата Камыстинского района»
Применение информационно-ко
Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-ко
Компьютерная культура – это вид культуры, гармонично сочетающий культуру работы с дидактическими средствами, культуру работы со СМИ, культуру диалога. Источником информации является компьютер. Его преимущество здесь очевидно. Это и постоянное обновление информации, и возникновение новых возможностей: создание презентаций, сетевые информационные системы, Интернет, электронная почта, электронные учебники, журналы, игры.
В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментирова
Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
– развитие наглядно-образно
– развитие коммуникативных способностей;
– формирование умений принимать оптимальные решения;
– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
ИКТ влияет на все уровни учебно-воспитате
– повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ИКТ;
– обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
– углубление межпредметных связей.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.
Активное применение ИКТ в учебном процессе как показывает практика:
- способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;
- позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
- позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитате
льного процесса; - ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.
Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними – будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироватьс
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.
На мой взгляд, своевременным является появление в учебном процессе учебно-методичес
Эти учебники – находка для учителя и учащихся он способствует повышению интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах работы, на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом.
Кроме этого, учебники дают возможность формирования специальных умений и навыков учащихся по истории. Так, например, по завершении работы с каждым подпараграфом рекомендую составить его краткий план-конспект (своего рода «шпаргалку»). Это поможет учащимся быстро вспомнить пройденный материал, что особо важно при подготовке к экзамену. Учебники учат работе с документами, (раздел «Документы» в меню учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником. Учитывая психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ – демонстрационно-
Чтобы всем детям было интересно на уроках истории, я, конечно, применяю на уроках ИКТ. В большинстве случаев это – вспомогательное средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся.
Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.
Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет. Я рассматриваю Интернет как часть информационно – коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.
Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое – либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегаю
Этапы урока с использованием информационно-ко
ИКТ использую при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории. Чтобы урок с использованием ИТ прошел успешно, я использую:
- соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-прое
ктор, большой экран, телевизор, видеомагнитофон; - учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков.
Применяю следующие виды уроков:
- Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу уч-ся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-през
ентации. - Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИТ в качестве иллюстративного материала.
- Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ.
- Защита проектных работ учащимися с использованием ИТ.
- Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-през
ентации, разработанные, учителем, учащимися).
Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с календарно-темат
Учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕНТ и экзаменам
Использование учебных дисков на уроке объяснения нового материала
Появление различных образовательных ресурсов, посвященных истории, существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем, касающихся культуры. Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть кинофильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвоен, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка.
Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованном
При изложении нового материала, в частности при изучении различных войн и сражений, облегчает работу представление для детей анимационных карт (их можно создать самому учителю при помощи материалов электронного учебника или электронного издания). Также анимационные карты, как и флэш-ролики сейчас можно подобрать к уроку в сети Интернет.
Использование информационных технологий в процессе обобщения и контроля знаний
На уроках истории применяю также презентации с элементами контроля усвоения знаний – это такие задания, как тесты. Я самостоятельно создаю тестовый материал, адаптированный к требованиям уровня знаний школьников и к применению в урочном процессе. Эти тестирующие материалы не исключают индивидуальную подготовку и дают возможности контроля.
Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для этого необходимо обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Учащиеся самостоятельно готовят сообщения о политических деятелях, военачальниках, других исторических личностях. Также составляют презентации, посвященные различным темам. Я нахожу в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения.
Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательски
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на четыре группы:
1. Уроки демонстрационног
2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.
3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
4. Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметн
Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.
И, наконец, компьютер позволяет создавать свои образовательные ресурсы, программа Power Point позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.
Создаю презентации по истории, использую и готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики
Технология опыта:
- Создание информационной среды процесса обучения истории;
- выявление уровней развития самостоятельной деятельности обучаемых;
- отбор учебного материала для самостоятельной деятельности учащихся направленных на развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для обработки и оценки информации;
Разработка учебных занятий, где осуществляется познавательная самостоятельная деятельность трех типов:
- Репродуктивная
- Поисковая, которая нацелена на поиск новых знаний и различных источников информации.
- Творческая, которая связана с применением приобретенных знаний и умений в нестандартных ситуациях.
– применение компьютерных технологий на различных этапах проведения урока;
– применение различных типов и видов самостоятельных работ на основе компьютерных технологий;
– изменение позиции учителя: из транслятора содержания обучения в организатора информационных коммуникаций и эксперта,
– поддержка учащихся в ходе самостоятельной деятельности;
-мониторинг учебных достижений.
Результативность
Организация самостоятельной работы на уроках истории с применением ИКТ показывает, что:
1. Повысился познавательный интерес учащихся к истории: сократилось количество учеников, у которых ведущим мотивом учебной деятельности был мотив стабильности.
2. На основе обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации в содержании образования и его контролем вырос уровень освоения стандарта образования по истории.
3. Использование средств компьютерных технологий повлекло изменение методов обучения: увеличена доля исследовательски
4. Работа с разноплановой информацией по содержанию, форме подачи, источнику повлекло за собой изменение построения образовательного процесса на основе компетентностно-
5. Применение информационных технологий в преподавании истории на всех этапах урока, выполнение проектов по истории способствовали увеличению доли учеников, владеющих новыми информационными умениями.
6. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе в обучении на уровнях продуктивной и творческой деятельности.
Использование информационно-ко
– активизировать познавательную деятельность учащихся;
– обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию
– повысить объем выполняемой работы на уроке;
– усовершенствоват
– формировать навыки подлинно исследовательско
– обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
– изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;
– изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности;
– появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории.
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.
Заключение
Целесообразность использования информационных и информационно-ко
Традиционные методы и приёмы обучения на уроках истории имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся
Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации
В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам
Библиографически
• Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. – М.: Педагогика, 1984.
• Анатова Н.Я. Информационные технологии в школьном образовании. М. 1994
• Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.,1999