Строение и функции кожи
Казахстан, г. Караганда
КГУ «Гимназия №93»
Учитель биологии
Полтавец Жанна Геннадьевна
Класс: 8
Цель урока:
Дать учащимся представление о новом органе. Знакомство со строением, значением и функциями кожи.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляционной функциями кожи.
Развивающие: продолжить развитие функциональной грамотности учащихся через умения выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнения, т. е. развитие мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Воспитательные: продолжить формирование бережного отношения к своему здоровью, познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда, ориентация на профессии, связанные с медициной, биологией, экологией человека.
Оборудование: Видеофильм и презентация к уроку, таблица «Кожа», карточки – задания для лабораторной работы, тексты, информационные листы, лупы, листы бумаги, фломастеры, мультимедийный проектор.
Тип урока: усвоение новых знаний с элементами исследования
Межпредметная связь: всемирная история, изобразительное искусство, литература
Технологии: технология развития критического мышления
Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», «Инсерт», кластер, синквейн, « Ключевые предложения», «Угадай, что это?», «Маркировочная таблица», игра «Криминалисты», « Задание со сменой установки», «Разноуровневые задания», прием «Телеграмма», «Острова», «Райтинг».
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа.
Методы
- Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- перцептический аспект (аспект восприятия): словесно – наглядные методы;
- гностический аспект (познание): эвристические (частично-поисковые), проблемные;
- логический аспект (мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала): дедуктивные методы (от общего к частному), репродуктивные, синтез и анализ, классификация;
- управленческий аспект (степень самостоятельности ученика): самостоятельная и исследовательская работа с элементами беседы.
- Стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- стимулирование и мотивация долга и ответственности: убеждение, приучение, поощрение;
- стимулирование и мотивация познавательного интереса: неожиданность, новизна, ситуация успеха.
- Контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные, фронтальные, групповые, индивидуальные.
Каналы общения:
Ученик – литературный источник;
Ученик – ученик;
Ученик – учитель
План урока (45 мин.):
- Организационный момент (2 мин.)
2. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения) (7 мин.)
3. Стадия осмысления (получение новой информации) (20 мин.)
4. Стадия рефлексии (анализ, закрепление, творческая переработка, интерпретация изученной информации) (13 мин.)
5. Подведение итогов урока, задание на дом. (3 мин.)
ХОД УРОКА
- Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.
Здравствуйте ребята, прежде чем преступить к уроку я прошу вас выбрать геометрическую фигуру и подойти каждый к своему столу. Спасибо. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок. Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.
- Стадия вызова
Разминка: у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Беседа по вопросам:
– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?
– Что же является главным в жизни каждого человека?
– Что значит, по-вашему, быть здоровым?
Учащиеся отвечают, учитель обобщает.
– Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы определите сами при помощи подсказок (Слайд 2)
Прием « Ключевые предложения»
– Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.
– Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.
– Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
– Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.
– Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь? (О коже).
Учитель: Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока? Значение кожи ее строение и функции. (Слайд 3)
А начнем мы с легенды, которая напрямую связана с темой урока.
В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик», тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
Так какой же у вас возник вопрос? (Проблемный вопрос, зафиксированный на доске) |
– Что произошло с мальчиком? |
Учитель: Вы можете ответить на этот вопрос прямо сейчас?
Учащиеся отвечают на вопросы. Молодцы.
– Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом. Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». Откройте тетради, запишите число, поставьте 9 номеров в столбик. Ваша задача: ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «–». Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям». Эти слова Вольфганга Иоганна Гёте будут являться эпиграфом нашего урока (Слайд 3)
Прием «Верите ли вы, что…» (Слайд 4)
- … кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».
- … секрет потовых желёз не имеет запаха.
- … кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.
- … кожа – сложный орган со многими функциями.
- … этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
- … кожа тесно связана с нервной системой.
- … в коже происходит образование витамина Д.
- … 2% кислорода в организм поступает через кожу.
- … молочные железы – это изменённые потовые железы.
– Зачитываем по цепочке по одному суждению и высказываем своё мнение.
– К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.
– Кто не согласен с предположениями поднимите руки.
– Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия. Ключевое слово нашего урока – кожа. Вокруг этого слова находятся неизвестные или малоизвестные термины и словосочетания, которые подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить на уроке. (Слайд 5)
- Стадия осмысления
– По какому критерию мы можем судить о здоровье человека при первом взгляде на него? Что мы оцениваем?
– Мы оцениваем состояние его кожи. Поэтому с давних времён к нам пришло изречение «Кожа – это зеркало здоровья человека». Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». (Слайд 6) У здорового человека кожа очень красива. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира. Перед вами картины Леонардо Да Винчи. (Слайд 7) Обратите внимание на цвет лица, рук этого портрета. Они нежно розового цвета, кажутся прозрачными. Это говорит о здоровье и душевном покое изображаемого человека. А теперь посмотрите на другой портрет (слайд 8), здесь вы видите уже противоположную картину. Кожа потеряла свою свежесть, сморщилась, меняется её цвет. Взгляните на свои руки. Какая у вас молодая и красивая кожа на руках. Когда сегодня придёте домой посмотрите на руки ваших родителей, бабушек, дедушек. Какой стала у них кожа после долгих лет работы и воспитания вас?
– Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный орган со многими функциями. Чтобы разобраться в этом посмотрим отрывок видеофильма «Кожа человека»» ( Видеофрагмент №1) , поиграем в игру и поработаем с текстами.
Прием «Угадай, что это?»
– Один человек из каждой группы должен выйти к доске и положить руки за спину и угадать, что за предмет находится у него в руках и рассказать о нём всё, что можно. (вата, пластмассовый шарик, лист бумаги)
– Какой орган чувств помог Вам, не глядя определить предмет? Орган осязания – кожа, а функция – осязательная.
Работа в группе: Задание 1. (заполнение таблицы «Функции кожи»)
-Прошу заполнить оставшиеся графы в таблице работая с текстом учебника на странице 174-175.
По желанию учащиеся зачитывают ответ.
№ п/п | функция | Действие функции |
1 | Осязательная | Позволяет получать информацию от окружающего мира, узнавать предметы на ощупь |
2 | Защитная | Кислая поверхность кожи убивает микробы. Защищает внутренние органы от повреждения, не пропускает в организм микробы, воду, защищает от ультрафиолетовых лучей |
3 | Выделительная | Регуляция водного обмена в организме в идее пота 1,5 л воды в сутки
Удаляет с потом вредные вещества, путём выделения жира, делает кожу эластичной и мягкой |
4 | Функция терморегуляции | Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания, поддерживает постоянную температуру тела, путем расширения и сужения кожных кровеносных капилляров |
Задание 2. Прием « Инсерт». Внимательно прочитайте предложенные тексты, изучите рисунки (Приложение 1) и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения (слайд 9):
«!» – знакомая информация.
«+» – новая информация.
«–» – думал иначе.
«?» – непонятно.
– Вы прочитали особенности строения и функции кожи, оценили её для себя. Теперь вы внимательно смотрите отрывок видеофильма « Строение кожи» (Видеофрагмент №2), получаете информационные листы (Приложение 2) и возвращаетесь к нашим текстам. Поставьте карандашом на полях цифры тех характеристик из информационного листа и просмотренного видеофрагмента, которые соответствуют информации в ваших учебниках и рабочих текстах.
– К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко особенности строения и функции кожи.
Вам предлагается индивидуально каждому систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в сводную таблицу по вашей группе (слайд 10)
Прием «Маркировочная таблица» – учащиеся выполняют работу на листах бумаги, результаты прикрепляют на доске.
Задание 3. Игра «Криминалисты» Работа выполняется в паре (слайд 11)
Игра «Криминалисты»
Лабораторная работа №12 Тема: Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы) |
|
Фамилия имя учащихся: | |
Цель работы | Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти рук с помощью лупы Выявить тактильные и холодовые рецепторы кожи |
1.Рассмотри кожу своей руки. Потрогай кожу, потяни её. Охарактеризуй кожу. Запиши в тетрадь, какая кожа. | Кожа мягкая, гладкая, эластичная и.т.д |
2.Возьмите лупу. Поднесите лупу к руке. Рассмотрите кожный покров кисти руки.(тыльную и ладонную)
Запишите свои наблюдения |
На тыльной стороне имеются поры, волоски на ладонной и имеется своеобразный рисунок, рельеф. На ладонной стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек. |
3. Поднесите холодный предмет к обеим сторонам кисти руки и сравните ощущения | тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная |
Выводы
|
На тыльной стороне есть поры в которых располагаются волоски. На ладонной поверхности имеются поры, но меньше, нет волос имеются горизонтальные и вертикальные линии, тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная. |
- Стадия рефлексии
– Вы справились с заданием, теперь посмотрим последний отрывок нашего видеофильма( Видеофрагмент №3) и обобщим полученную информацию.
- Прием « Задание со сменой установки». Вернёмся к верным – неверным суждениям. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными. (Слайд 12)
- Прием « Кластер» и « Синквейн» (упражнение на понимание и запоминание) (Слайд 13)
– Вернёмся к ключевому слову нашего урока – коже и к тем терминам, которые находятся вокруг него. Попробуйте сгруппировать эти сведения и дополнительные идеи по теме, установить логические связи и составить структурно-логическую схему. Работаем в группах, составляем кластер на отдельном листе бумаги, чтобы у доски объяснить свои выводы и размышления. По изученному материалу составляем синквейн.
- Прием «Разноуровневые задания (Слайд 14)
1-уровень. Заполнить таблицу – найти соответствие.
Факты | Причины |
А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар.
Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. В. При усиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки. |
1. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента – меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается.
2. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения. 3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован. |
2-уровень. Выполни тест. Отметь плюсом правильный ответ
1.Кожа – это орган:
а) слуха;
б) осязания;
в) обоняния.
2.Кожа дышит через:
а) поры;
б) волоски;
в) жир.
3.Кожа состоит из трёх слоёв:
а) наружная оболочка, жир, кожа;
б) наружная оболочка, кожа, подкожный жир;
в) жир, пот, поры.
4.Чтобы на коже не было микробов, надо:
а) мыть всё тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю;
б) смазывать кремом.
5.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно:
а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
в) гуталин, обувная щётка, клей
3-уровень. Проблемный вопрос – найти решение (Слайд 15)
- Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?
Ответ: выпитая на морозе водка мгновенно расширяет кровеносные сосуды, и возникает иллюзия, что человек согрелся. Но этот эффект — кратковременный. Сосуды опять сужаются, хотя опьяневший человек этого уже не ощущает. Пьяные гораздо чаще обмораживаются и даже могут замерзнуть насмерть, так как теряют реальное чувство холода.
Прием «Телеграмма» – дополнительное задание для учащихся ( по желанию)
Вставь пропущенные слова:
- Поддержание постоянства температуры тела называется … .
- В клетках кожи синтезируется витамин: … .
- Кровеносные сосуды отсутствуют в … .
- Кроме желез, кожа имеет роговые образования … и … .
Беседа по вопросам:
–Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
– В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал? (Слайд 16)
Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.
– Скажите, специалист имеет право на ошибку?
– Хотели бы вы обратиться, например, к врачу-косметологу, который может допустить ошибку?
– Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком высока. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» Вольфганг Иоганн Гёте. (Слайд 3) Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её ты несёшь ответственность.
– Спасибо, сегодня вы хорошо работали. Заполняем оценочные листы (Приложение 2)
- Подведение итогов урока, задание на дом.
Итоги: прием «Райтинг» ученик самооценивает себя за урок и учитель выставляет оценку по выполненным заданиям (оценочные листы) и активности самого ученика.
Рефлексия – прием «Острова».
На доске карта настроения. Поставьте свои стикеры на каком из островов вы сегодня пребывали: остров Страха, Познания, Уверенности, Тревоги, Мечты, Будущего, Радости.
Домашнее задание: пересказ параграфа и выполнение творческого задания на выбор:
- Написать эссе «Проблемная кожа». 2.Составить кроссворд по теме; 3.Написать памятку о пользе закаливания;
Задание для групп: подобрать материал и оформить презентацию по темам:
– «Закаливание организма»,
– «Гигиена одежды и обуви»,
– «Заболевания кожи» – «Гигиена кожи» (Слайд 17)