Техника выполнения орнамента
Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Жарминский район, пос. Ауэзов
КГУ “Средняя школа Бакырчик”
Учитель технологии
Иванова Радлана Николаевна
Цель: учить выполнять геометрический орнамент в квадрате.
Задачи:
- Образовательные: формировать умение последовательно строить геометрический орнамент, используя линейку; совершенствовать навыки работы с красками
- Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (сравнение, обобщение, анализ, синтез).
- Воспитательные: воспитывать внимательность, дисциплинированность, самостоятельность, аккуратно
Ход урока: 1. Орг момент
- Фронтальный опрос.
- Позн. сведения.
- Практическая работа.
- Дом. Задание.
- Здравствуйте, садитесь. Кого сегодня нет ?
- Проверка готовности к уроку.
- На прошлом уроке мы проходили тему ” Геометрические фигуры”. Давайте вспомним какие геометрические фигуры вы знаете? (Квадрат круг, ромб, конус, шестиугольник, треугольник). Это тема тесно связана с нашей новой темой “Орнамент” потом вы поймете почему.
Орнамент – лат (ornamentum) украшение- это узор , состоящий из ритмически упорядоченных повторяющихся элементов.
Казахский орнамент формировался на основе искусства древних скотоводческих племен. Узоротворчество возникло в процессе трудовой деятельности и общения человека с окружающей средой. По происхождению Казахский орнамент делится на две группы: к первой относятся те орнаменты которые возникли на собственной национальной почве , являются истинно казахским орнаментом. Вторая – это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т.е. интернациональные орнаменты. Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий – более 200. По содержанию орнамент можно классифицировать по следующим группам:
- Космогонический ( связанный с изображением солнца, луны и звезд). К нему относятся такие виды орнамента , как “ай” (луна), “айшик” ( лунообразный), Жулдызша” ( звездочка), “кун нуры” ( солнечный свет), ” кун кози” ( солнечный глаз), ” кун саулеси” (солнечный луч), “ай гуль ( лунный цветок), ” жулдыз” ( звезда).
- Орнамент, связанный с названием животных, частей их тел и т.д.
- Орнамент связанный с названием мелкихживотных и насекомых.
- Растительный орнамент.
- Орнамент связанный с орудием труда и быта.
- Орнамент связанный сназванием птиц
- Геометрический орнамент.
Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение- они должны чередоваться в определенном порядке.Выбор цвета имел символический смысл: голубой цвет был символом неба; красный цвет- символом солнца, огня; желтый цвет символом разума, тоски и печали; черный цвет – символ земли; зеленый цвет – символом молодости, весны.Следовательно , в выборе и расположении цветов в орнаменте отразились исторически сложившиеся представления каждого народа об окружающем мире , его эстетический вкус и национальные особенности. Так. Например , в средней полосе России преобладает красный цвет а в Казахстане – синий, голубой.
- Практическая работа.
Рассмотрим наш рисунок. Из каких геометрических фигур он состоит? ( круг, квадрат, треугольник). Какие цвета присутствуют? ( синий, красный, белый, коричневый). Приступим к выполнению цветочного орнамента состоящего из геометрических фигур.
-Нарисуем квадрат. У квадрата все стороны равны.
– Разделим квадрат на равные части для точного выполнения второго квадрата.Нарисуем второй квадрат.У нас получилось два равных квадрата.. Давайте внимательно посмотрим сколько у нас получилось углов (считаем), углов получилось 8. На середине квадрата рисуем маленький круг, вокруг которого нам нужно разместиь 8 лепестков похожих на треугольники. Продолжим. Теперь 8, но побольше. Давайте подчеркнем эти лепестки и обведем их в синий контур. Нам осталось соединить по два лепестка полукругоми нарисват в нем орнамент. У нас осталось еще 4 полукруга давайте их дорисуем. Следующим этапомрисования идут 4 узора, которые выполнены на 4 кругахи дополнены лепестками с двух сторон. Если мы их подсчитаем, то у нас получится 8 белых лепестков.
Прежде чем раскрасить наш цветочный орнамент проверте ваш рисунок, удалите все не нужные линиии приступайте к окрашиванию.
Проверка работ.
5.Домашнее задание: Закончить орнамент. Принести краски , альбом.
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/kMDxtd9y3Fb8jE