Технологическая карта организованной учебной деятельности в классе предшкольной подготовки “Юные орнитологи”
Казахстан, Северо-Казахстанская область, Район им. Г. Мусрепова
Образовательные области: Коммуникация, Социум, Познание.
Разделы: Развитие речи, Основы экологии.
Тема: Юные орнитологи
Цель: формирование представлений о зимующих и перелетных птицах
Задачи: учить описывать внешний вид птиц и давать краткую характеристику (чем питается, где живет, какие имеет особенности) по схеме; развивать умение отгадывать загадки, образовывать прилагательные; развивать наблюдательность
Оборудование и материалы: изображение зимующих и перелетных птиц, схема описания птиц, персонаж –Художник, материал к упражнению «Что напутал художник?», шнур (канат) для подвижной игры, материал для кормушки, корм для птиц.
Словарная работа: орнитолог
Билингвальный компонент: жапалақ – сова, қарға – ворона, суық торғай – снегирь, торғай-воробей, қарлығаш -ласточка, көгершін- голубь, сауысқан – сорока
Этапы |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Мотвационно- побудительный |
-Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем с вами говорить, надо отгадать загадку: Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла, Прилетит-плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… |
Проявляют интерес Слушают загадку Отгадывают: птица |
Организационно-п |
Сегодня поговорим о наших друзьях- птицах. -Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются? -Назовите перелетных птиц. -Почему эти птицы улетают на зиму? -Как называем тех птиц, которые остаются с нами зимовать? -Назовите зимующих птиц. -Почему они на зиму не улетают? Билингвальный компонент. Обращаю внимание детей на размещенные на мольберете картинки с изображением разных птиц. Предлагаю игру «Юный орнитолог». Словарная работа: орнитолог ( ученый, который изучает птиц, наблюдает за их поведением в условиях живой природы и в неволе) По условию игры, каждый желающий выбирает птицу и рассказывает о ней все, что знает, используя схему (название, величина, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, как передвигается, жилище, перелетная или зимующая) |
Настраиваются на беседу -Перелетные птицы -Ласточка, скворец, грач, кукушка, соловей, журавль, цапля… -Их основной корм-насекомые. Зимою насекомых нет. -Зимующие. -Воробей, ворона, сорока, синица, дятел, голубь,сова… -Могут прокормиться. Находят крошки, зерна, семена и плоды растений. Проговаривают слова Проявляют интерес Проговариваю слово, запоминает его значение Выбирают и описывают птиц в определенной последовательнос |
Организационно-п |
Динамическая пауза Подвижная игра «Птицы зимующие, птицы перелетные» На одной стороне класса проводится (выкладывается шнуром) черта, за ней «теплые страны». Остальное пространство – это поляна Дети — «птицы». Дети врассыпную бегают по «поляне», имитируя движения птиц. Произношу текст: Осень пришла, Наступили холода. Журавль (ласточка, скворец, грач и т.д.) крылья расправляет, Дети «перелетают» за черту, произнося при этом: Улетает, улетает В теплые края. А если называю зимующую птицу: Осень пришла, Наступили холода. Ворона (воробей, голубь, синица и др.) крылья расправляет, Дети останавливаются, присаживаются на корточки на «поляне» и продолжают текст: Но никуда не улетает. Ей зима не страшна. Игра повторяется 5-6 раз. В конце игры отмечаю самых внимательных детей. Сюрпризный момент: приходит Художник, приветствует всех присутствующих. Сообщает, что ходит по свету и рисует все, что видит и все, о чем слышит. Просит разрешение остаться, послушать и порисовать. Вниманию детей предлагаю загадки: 1.У неё глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днём, -Если у совы глаза большие, значит она какая? 2. Носят серенький жилет, Но у крыльев чёрный цвет. Видишь- кружат двадцать пар И кричат: – Карр! Карр! Карр! -Если у вороны крылья черные, значит она какая? 3. Птички на деревья сели, Посчитай-ка: раз, два, три… На зимовку прилетели С красной грудкой … -Если у снегиря грудка красная, значит он какой? 4. Длинный хвост и с белым боком, -Если у сороки длинный хвост, значит она какая? -Если у сороки белый бок, значит она какая? |
Повторяют правила игры Играют, соблюдая правила. Проявляют интерес Приветствуют Предлагают остаться Слушают загадки Отгадывают: -сова -большеглазая -вороны -чернокрылая -снегири -красногрудый -сорока -длиннохвостая -белобокая |
Организационно-п |
5. Мошек на лету хватает – Если у ласточки тонкий клюв, значит она какая? -Про каких птиц были загадки? -Про какую птицу загадка лишняя? Упражнение «Что напутал художник?» Художник предлагает детям рассмотреть рисунки, которые он успел сделать и оценить их (варианты: летающие пингвины; сорока, делающая дупло в дереве; ласточка в зимнее время года; сова, летящая днем ) Художник приносит свои извиненияи предлагает детям угощение. Достаёт из своих карманов семечки, зерно, крупу, кусочек хлеба. Персонаж предлагает выйти на улицу и отдать корм птицам, разбросав его по школьному двору. Вместе с детьми приходим к решению сделать кормушку из подручного материала. Используя коробку с низкими бортиками из толстого картона и веревки веревки , изготавливается кормушка. |
-ласточка -тонкоклювая -про зимующих -про ласточку, она перелетная птица Рассматривают, находят ошибки и объясняют, почему такого не может быть. Делают вывод, что такое угощение больше подходит птицам. Настаивают на том, что корм нужно класть на кормушку. Проявляют интерес, высказывают свои предположения. Оказывают посильную помощь. Решают, что на прогулке повесят ее на своем участке. |
Рефлексивно-кори |
Художник просит объяснить ему, почему говорят, что птицы – наши пернатые друзья? Благодарит детей за интересное общение, прощается, уходит. |
Высказывают свое мнение: птицы уничтожают вредных насекомых, украшают мир своим пением и своей красотой. |
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: называют зимующих и перелетных птиц, описывают внешний вид птиц по схеме; образовывать прилагательные;
Понимают: причина перелета птиц – нехватка корма; зимой птиц нужно подкармливать;
Применяют: полученные ранее знания, умения, навыки.