Типы СПП
Конспект урока русского языка в 9-ом классе
Типы СПП
Цели урока: Сформировать понятия о типах СПП, развивать умение определять тип СПП путем
постановки вопроса, закрепить навык расстановки знаков препинания в СПП, воспитывать у
учащихся интерес к русскому языку, способствовать развитию коммуникативных навыков
Тип урока: изучение новой темы
Ход урока
І. Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
ІІ. Актуализация опорных знаний
А) Графический диктант( да-нет )
1.Сложное предложение состоит из 1 грамматической основы
2.ССП состоит из 2 равноправных частей
3. Части ССП связаны подчинительными союзами
4. Союзы что, какой, потому что – подчинительные
5. Придаточная часть может стоять только после главной
6.Союзы входят в придаточную часть
7.Главное и придаточное предложение отделяются запятой
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
да | * | * | * | * | |||
нет | * | * | * |
ІІІ.1.-Какие предложения называются СПП?
2. Алгоритм определения СПП:
– В предложении несколько граматических основ
– Части связаны подчинительными союзами
– В предложении выделяем главное и придаточное предложения
– От главного задаем вопрос к придаточному предложению
3. Запишите предложения, расставьте запятые, составьте схемы, задайте вопрос к
придаточным:
Мы знаем, что за холодной зимой обязательно придет весна.
У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно.
Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться.
4..-На какие вопросы отвечают придаточные?
– С вопросами каких второстепенных членов схожи вопросы придаточных?
Вывод: СПП имеет 3 типа придаточных предложений: определительные, обстоятельственные, дополнительные( изъяснительные)
Словарная работа: изъяснить- объяснить, изложить, высказать. Изъяснить суть дела.
(« Толковый словарь» Ожегова )
- 1. Работа с электронным учебником 9 класс.
- Составление таблицы
Видпридаточного | вопросы | К чему относится | союзы | Местопридаточного |
определительные | Какой? | К существительному, местоимению | Который, где, что | |
изъяснительные | Кого,чего, кому, чему, кого,что,кем,чем, о ком , о чем? | К глаголу | Что, как | |
обстоятельственные | Условие-при каком условии?Цели-зачем?Причина- почему?Время- когда?Место- где?
Образ действия-как? |
Ко всему главному предложению | Как, что, чтобы, как будто, словно |
6.Работа с электронным учебником 9 класс
1. Страноведение. Грамматика.
Объяснение 1- СПП, главная и придаточная часть, подчинительные союзы и союзные слова.
2.Искусство
Объяснение 1- СПП с придаточными определительными– запись в таблицу
Объяснение 2 – изменение союзного слова который
Объяснение 3 – место придаточных определительных.
Задание 1 – допишите окончания союзного слова который
Сегодня была конференция, которая проходила в актовом зале.
Задание 3- вставить пропущенные буквы в окончания.
Любите книгу с детских лет.
Контроль- прослушайте стих-е, найдите СПП с придаточным определительным и
перенесите их в таблицу
Стол, за которым ты будешь писать.
Вывод: СПП с придаточными определительными?
3.Обычаи.Грамматика.
Объяснение 1- СПП с придаточными изъяснительными –запись в таблицу
Задание 1 – вставить в СПП нужные союзы что, как, задать вопросы
Пришвин говорил, … выбрал себе в спутники 10 умных книг.
Петрарка писал,… книги его друзья.
Из книг вы узнаете,… живут народы разных стран.
Задание 2 –составить СПП с придаточными изъяснительными, используя союзы
Что дает людям искусство
Мы часто говорим о том, как найти свое призвание
Где интереснее работать
Как лучше пойти после школы
Куда выбрать специальность
Контроль- вставить в текст нужные союзы
СПП с придат. определ.- 3,8
СПП с придат. изъяснит. – 4,5,6
Вывод: СПП с прдаточными изъяснительными?
4.Страноведение. Грамматика.
Объяснение 2 –СПП с придаточными обстоятельственными –запись в таблицу
Задание 1 – вставить в СПП союзы, определить вид придаточного
обстоятельственного.
Днем не будет снега, потому что ночью был иней.
Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
Задание 4 –вставьте союзы, расставьте запятые
Все в доме писателя сохранилось так. … было при его жизни.
Контроль – укажите тип придаточного обстоятельственного в СПП.
1-условие,2-цель, 3-причина, 4-время, 5-место, 6-образ действия
Вывод: СПП имеют 3 типа придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Чтобы определить тип придаточного, нужно от главного предложения задать вопрос к придаточному.
Ү.Закрепление
Игра « Кто быстрее?»- собрать части рассыпанного СПП, расставить запятые, составить схему, определить тип придаточного.
ҮІ. Выводы урока.Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие виды работ показались интересными?
– Кто доволен работой?
Назвать тех, кто хорошо поработал на уроке.
Выставление оценок.
ҮІІ. Дом. задание – упр.4 стр.55 пис.