Урок математики в 6 классе на тему “Запись рациональных чисел в виде периодических десятичных дробей”
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №5» отдела образования акимата г. Костаная
Учитель математики
Искендирова Сания Кошпаевна
Цель урока: научить записывать обыкновенную дробь в виде бесконечной десятичной дроби.
Задачи:
Образовательные:
-показать запись рациональных чисел в виде периодических десятичных дробей;
-научить записывать чистую и смешанную периодическую десятичную дробь.
Развивающие:
-развивать мыслительную деятельность учащихся,
-развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
-развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
-создать условия для проявления познавательной активности учащихся;
Воспитательные:
-воспитывать культуру умственного труда;
-воспитывать культуру коллективной работы;
-воспитывать информационную культуру.
2. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
3. Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, парная.
4. Необходимое техническое оборудование.
5. Наглядные пособия, дидактические материалы, используемые на уроке.
6. Структура и ход урока.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя
(например, иллюстрация, демонстрация и т. д.) |
Деятельность ученика | Время
(в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный момент | 2 мин | ||
2 | Анализ контрольной работы. | 5 мин | ||
3 | Повторение ранее изученного материала. | Отвечают на вопросы | 3 мин | |
4 | Изучение нового материала.
|
Работа по учебнику | 10 мин | |
5 | Физкультминутка | 2 мин | ||
6 | Закрепление изученного материала. | Работа у доски, задание для инклюзива | 18 мин | |
7 | Подведение итогов урока. | 3 мин | ||
8 | Постановка домашнего задания. | 2 мин |
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Запись рациональных чисел в виде периодических десятичных дробей». Сегодня мы научимся записывать обыкновенную дробь в виде бесконечной десятичной дроби; научимся записывать чистую и смешанную периодическую десятичную дробь.
2. Проверка домашнего задания.
- Повторение ранее изученного материала.
1) Вспомните правила деления числа на обыкновенную дробь:
2) Можно ли привести к дробь к знаменателю 20; 24; 45; 75; 80; 100; 1000?
3) Можно ли привести к знаменателю 60 дроби: ?
- Изучение нового материала.
Нам известно, что целые и дробные числа (положительные и отрицательные) вместе составляют множество рациональных чисел Q. Любое рациональное число можно записать в виде несократимой обыкновенной дроби (р – целое число, q – натуральное число).
Чтобы несократимую обыкновенную дробь записать в виде десятичной,
достаточно разделить «уголком» числитель этой дроби на ее знаменатель.
1-й случай. Знаменатель несократимой обыкновенной дроби не содержит других простых множителей, кроме 2 и 5.
Например, несократимая дробь , где 20=2 ∙ 2 ∙ 5; 7: 20=0,35.
Значит, = 0,35.
В этом случае числитель дроби делится без остатка на ее знаменатель. Частное – десятичная дробь с конечным числом цифр после запятой, т.е. конечная десятичная дробь.
Десятичную дробь, у которой после запятой имеется определенное число цифр, называют конечной десятинной дробью.
Например, ;
Несократимые обыкновенные дроби, знаменатели которых не содержат других простых множителей, кроме 2 и 5, записываются конечной десятичной дробью.
2-й случай. Знаменатель несократимой обыкновенной дроби содержит хотя бы один простой множитель, отличный от 2 и 5.
Например,
Числитель таких дробей, как и , не делится на ее знаменатель без остатка. Деление продолжается бесконечно.
Рассмотрим запись дробей и в виде десятичной дроби:
Точки в конце числа показывают, что деление не закончилось. В частном получилась бесконечная десятичная дробь с повторяющимися цифрами после запятой.
Выражения: 0,222 … и 0,833 … называют бесконечными десятичными периодическими дробями, или периодическими десятичными дробями.
Бесконечная десятичная дробь, у которой после запятой, начиная с некоторого десятичного знака, повторяется одна цифра или группа цифр, называется периодической десятичной дробью.
Повторяющуюся цифру или группу цифр после запятой называют периодом бесконечной десятичной дроби.
В примерах 0,222… и 0,833… – периодические десятичные дроби, где цифра 2 – период дроби 0,222… , а цифра 3 – период дроби 0,833….
Для краткости принято период записывать один раз, заключая его в круглые скобки.
0,222 =0,(2). Читают: «0 целых и 2 в периоде»;
0,833 =0,8(3). Читают: «0 целых 8 десятых и 3 в периоде».
Периодические десятичные дроби делятся на чисто периодические дроби и смешанно периодические дроби.
Если период начинается сразу после запятой, то дробь называют чисто периодической.
Например, = 0,(6); = – 0,(18), где 0,(6) и – 0,(18) – чисто периодические дроби.
Если знаменатель несократимой обыкновенной дроби содержит простые множители, отличные от 2 и 5, то эту обыкновенную дробь можно представить в виде чисто периодической дроби.
Например: = 0,(1); = 0,(01); =0,(001), где 0,(1); 0,(01); 0,(001) – чисто периодические дроби.
Любое целое число можно записать в виде чисто периодической дроби с периодом нуль.
Например, 7=7,000 …=7,(0); – 9=- 9,000 …=- 9,(0).
Если между запятой и первым периодом есть одна или несколько неповторяющихся цифр, то такая периодическая дробь называется смешанно периодической дробью.
Например, = 0,4(6); =0,41(6), где 0,4(6) и 0,41(6) – смешанно периодические дроби.
Несократимую обыкновенную дробь, знаменатель которой вместе с другими множителями содержит множитель 2 или 5, можно представить в виде смешанно периодической дроби.
Любую конечную десятичную дробь можно записать в виде смешанно периодической дроби.
Например, 2,31=2,31000 …=2,31(0); -4,5=-4,5000 … =-4,5(0).
Любое рациональное число можно записать в виде бесконечной десятичной периодической дроби.
Также часто встречаются бесконечные десятичные непериодические дроби. Например, π=3,14159265… .Бесконечные десятичные непериодические дроби называют иррациональными числами.
В слове «иррациональное» «ир» на латыни означает «отрицание», поэтому понятие «иррациональное» означает «нерациональное». Более подробно иррациональные числа вы будете изучать в следующих классах. Рациональные и иррациональные числа образуют множество действительных чисел. Множество действительных чисел обозначают буквой R. На координатной прямой каждому действительному числу соответствует единственная точка.
Большой вклад в исследование иррациональных чисел внесли немецкие ученые-математики Ю. Дедекинд (1831-1916), Г. Кантор (1845- 1918) и к, Вейерштрасс (1815-1897).
5. Закрепление изученного материала.
№602. Запишите период бесконечной десятичной дроби в скобках:
1) 0,82323…=0,8(23)
2) 2,333…=2,(3)
3) 0,917777…=0,91(7)
№603. Запишите в один ряд чисто периодические дроби, а в другой – смешанно периодические дроби:
-3,333… 9,42828…
0,2727… -0,21333…
-2,0303… 5,6222…
12,3232… -4,0111…
№604. Даны натуральные числа: 1, 3, 7, 16, 49, 60, 100. Запишите их в виде чисто периодической дроби с периодом 0.
Образец: 1) 4=4,000…=4,(0); 4=4,(0)
1=1,(0); 3=3,(0); 7=7,(0); 16=16,(0); 49=49,(0); 60=60,(0); 100=100,(0).
№605. Выразите в виде периодической десятичной дроби числа:
1) 1; 2; -3; -.
Образец: или = 4,(3)
1) 1= 1,(9); 2= 2,(9); -3= -3,(9); -=-0,(9)
- Подведение итогов урока.
7. Постановка домашнего задания. §3.6, №602(3,4), №605(2)
№602. Запишите период бесконечной десятичной дроби в скобках:
1) -6,666…=-6,(6)
2) -0,0101…=-0,(01)
3) -4,037037…=-4,(037)
№605. Выразите в виде периодической десятичной дроби числа: ; 4; -5; -7.
2) = 0,1(6); 4=4,1(6); -5=-5,1(6); -7=-7,1(6).