Урок по истории Казахстана “Государство Тимура”
КГУ “Лавровкая средняя школа”
Учитель истории Щеголев Павел Александрович
Цель: в ходе урока рассказать учащимся о образовании государства эмира Тимура и его завоевательных походах.
Задачи:
Образовательная: дать знания учащимся о государстве Эмира Тимура, его завоевательных походах, выявить причины и последствия этих завоеваний.
Развивающая: повысить познавательный интерес к походам Тимура, развитие логического и образного мышления, развитие речи, а также навыков анализа.
Воспитательная: воспитать уважение к истории родной земли, народа Казахстана.
Ресурсы: Жолдасбаев С., Бабаев Д. История Казахстана средних веков: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы.
Оборудование: Карта, учебник, доска
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: словесный – рассказ, беседа
практический – работа с учебником;
Метод контроля: устный – фронтальный
Ход урока
- Вводно-мотивационный этап
Здравствуйте 7 класс и уважаемые гости. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В какую страну, это пока останется тайной. Могу вам обещать, нас ожидают интересные приключения, но в то же время дорога нам сулит различные опасности и трудности. Поэтому мы должны быть готовы. В этом нам помогут ваши знания и смекалка. Надеюсь, это путешествие оставит у вас неизгладимые впечатления и пополнит ваш багаж знаний. В добрый путь!
Давайте снаряжаться ! Сейчас каждый выберет, что он возьмет с собой в дорогу, но для этого вы должны ответить на вопросы, которые спрятаны за картинкой. Вопросы, касаются темы «Могулистан», пройденной на прошлом уроке.
- Проверка домашнего задания
№1 На территории какого улуса был создан Могулистан? Покажите на карте.
Ответ: Государство Могулистан образовалось в результате распада Чагатайского государства на западную и восточную части. В восточной части образовалось государство Могулистан, а в западных владениях, на западе Мавераннахра (между реками Амударьей и Сырдарьей) было создано государство эмира Тимура.
№2 Назовите основателя государства Могулистан
Ответ: Тоглук-Тимур
№3 Когда был образован Могулистан?
Ответ: в середине 14 века
№ 4 Господствующее племя в Могулистане
Ответ: Господствующим племенем в Могулистане были племена- ДУЛАТЫ
№ 5 От какого этнонима происходит название государства Могулистан?
Ответ: Термин «Могулистан» образован от этнонима «могул», так произносился и писался в Средней Азии и Казахстане этноним «монгол»
№6 Расскажите о внутреннем и внешнем положении Могулистана
Ответ: Первый хан Могулистана Тоглук-Тимур (1347-1362гг.) для укреплния власти и государства провел ряд административных, политических и экономических реформ, ислам использовал как орудие власти. В 1361 году Тоглук-Тимур завоевал весь Мавераннахр.
№7 Рассказать о Батпактинской битве «Грязевой битве»
Ответ: 22 июня 1365г. Под Ташкентом произошла Батпактинская битва между сыном Тоглук- Тимура Ильяс-Ходжой и Тимуром. Во время битвы был сильный ливень и глинистая земля мешала сражаться отсюда и название «Грязевая битва». Победу одержал Ильяс-Ходжа.
№8 Чаще всего Могулистану приходилось обороняться от нашествия…………………….
Ответ: государства Тимура
№ 9 Укажите причины ослабления и распада Могулистана
Ответ:
1. Раздробленность страны на уделы племенной знати
2. внешние войны, в частности разрушительные набеги Тимура
3. недовольство народных масс постоянной нестабильностью, поборами, вылившееся в кочевой среде в массовые откочевки.
Хорошо вот мы и снарядились в путь.
- Изложение нового материала
Учитель: Ребята, каких вы завоевателей мира знаете?
Ответ учеников: Атилла, Александр Македонский, Чингис хан, Тимур.
Учитель: Сегодня мы отправимся в гости к великому завоевателю-Тимуру(Тамерлану). Но сначала определим направление нашего путешествия- территорию государства Тимура.
Вспомните, как образовалось государство Могулистан.
Ответ учеников: Государство Могулистан образовалось в результате распада Чагатайского государства на западную и восточную части. Так в Восточной части образовалось государство Могулистан, а в западных владениях, на западе Мавераннахра (между реками Амударьей и Сырдарьей) было создано государство эмира Тимура. Столица г. Самарканд. Посмотрите на карту.
Давайте познакомимся с эмиром Тимуром
Тимур – одна из крупнейших исторических личностей средневековой истории. Он был жестоким, мудрым, справедливым полководцем. Родился весной 1336 вблизи г.Туркестан, сын бека Таргая из тюркизированного монгольского племени барлас, которые пришли в Мавераннахр. В одном из боев против хана Могулистана, Тимур был ранен в ногу и остался хромым, отсюда его прозвище «Хромой Тимур». С 1361 г. Был правителем Кашгарии. В 1370 г. Эмир Тимур захватил власть в Мавераннахре, где правил 35 лет. Проводил активную захватническую политику.
Учитель: Ребята, как вы думаете, с какой целью Тимур проводил захватническую политику?
Ученики: 1. С целью расширения территории, установления своей власти, создания мировой империи
2. Так как вели кочевой образ жизни, то в войнах захватывали пастбища и скот
3. Пополнить казну, захват богатства
Первыми объектами агрессии Тимура за пределами Средней Азии стали Ак-Орда (Восточный Дешт-и-Кыпчак- от Урала до Западно-сибирской низменности и сред.течения Сырдарьи) и Могулистан. Стремясь помешать укреплению хозяйственной и политической независимости, Тимур предпринял в 70-80-е гг. 14 века около десятка набегов, что привело к ослаблению этих государств, большая часть населения которых истреблены или угнаны в плен, разграблены материальные ценности. Сократилось поголовье скота.
1390-1395 гг. эмир Тимур предпринимает завоевательные походы в Золотую Орду (от Алтайских гор на востоке до низовий р.Дунай на западе). В 1395 г. В долине р. Терек на Кавказе в решающем сражении Тохтамыш был разгромлен и власть в Золотой Орде захватил Эмир Тимур. Были разграблено население и разрушены города: Сарай-Берке, Астрахань, Азов.
В 90-е г. 14в. Войском Тимура были покорены- ИРАН, Ирак, Афганистан, Малая Азия, Закавказье, Поволжье, Кавказ и часть Индии. (ВСЕГО 27 СТРАН)
Учитель: Какую религию использовал Тимур для укрепления своей власти и что он для этого делал?
Ученики: Для укрепления своей власти Тимур использовал религию ИСЛАМ. Построил мечети, мавзолеи. В 1397г. В Туркестане построил мавзолей Ходже Ахмеду Яссави.
Тимур, в 1405 г. направив через Южный Казахстан огромное войско на Китай, умер в Отраре.
Задание ученикам:
1. Выписать в тетрадь «Последствия походов эмира Тимура» (работа с учебником с 108)
1) Походы эмира Тимура на земли Золотой Орды.
В 1370 году эмир Тимур захватил власть в Мавервннахре. Он неоднократно совершал захватнические, грабительские вторжения на земли Казахстана и Кыргыстана – в Восточный Дешт-и-Кыпчак, Жетысу и на Тянь-Шань.
2) Поход эмира Тимура против Могульского ханства.
В 1371 -1372 гг. Тимур послал войско в Могулистан, которое дошло до крупного города Алмалык на востоке страны.
В 1371-1390 гг. эмир Тимур неоднократно совершал походы на Могулистан.
3) Последствия походов эмира Тимура
ІVЗакрепление:
Идёт заполнение соответствующей колонки таблицы с помощью значков «+» и «-».
Проверка знаний по новому материалу осуществляется с помощью игры «Крестики – нолики». Учащиеся открывают заранее приготовленное игровое поле с девятью клетками. Если они соглашаются с высказыванием учителя, то ставят в очередной клетке «Х», если нет, то «0».
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Задания:
- Тимур носил титул эмира (Х)
- Первые объекты агрессии Тимура стали: африканские страны (О)
- Одна из крупнейших исторических личностей XIV-XV веков – Тимур (Х)
- Прозвище эмира Тимура – гордое железо (О)
- Мавераннахр – государство между реками Сырдарьей и Амударьей. (Х)
- Эмир Тимур не вел завоевательную политику (О)
- Тимур умер в Отраре. в 1405 г. (Х)
- Тимур был жестоким, мудрым и справедливым правителем (Х)
- Эмир Тимур правил в Мавераннахре 10 лет (О)
VРефлексия:
Продолжить фразу:
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке мне было интересно….
Сегодня на уроке мне было не понятно…
Сегодня на уроке мне понравилось…..
Итог урока, выставление оценок
VІ домашнее задание
§25, с. 121-125