Урок русского языка для 8 класса (эксперимент 12-летка), тема “Стили речи”
Стили речи
Цели:
- углубить понимание стилей речи, дать понятие об особенностях различных стилей речи и сфере их применения; учить дифференцировать тексты разных стилей;
- развивать языковое чутье при выборе стиля речи, формировать умения определять стилевые черты текста
- воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций.
Ход урока.
1.Организационный этап. Целеполагание.
– Здравствуйте, ребята! Наш урок развития речи мы традиционно начнем с поэтической минутки. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать –
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, –
Нужно стили речи знать!
Ученики: Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.
Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
Ученики: Для того чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.
Учитель: Верно,у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации?
Учащиеся: Устная и письменная.
Учитель: в зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких?
Учащиеся: Разговорный стиль и книжный стиль.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о стилях речи. Какую цель вы для себя поставите?
2. Актуализация знаний: Повторение сведений о стилях речи, распознавание стилей прочитанных текстов (упр.109). Прочитать тексты. Указать, к какому стилю относятся тексты.
3. Беседа по вопросам. Работа с презентацией. 1. Что такое стиль речи? 2. Какие стили речи выделяются в русском литературном языке? 3. Вы написали по Интернету письмо своему другу. Каким стилем речи вы будете пользоваться? 4. Вы решили написать расписку о получении на прокат коньков. Какой стиль речи вы используете? 5. Какую книгу вы сейчас читаете? Каким стилем она написана? (упр.*110).
При усвоении понятия «стиль речи» необходимо обратить пристальное внимание на понятия «речевая ситуация (ситуация общения)», «компоненты речевой ситуации» (обстановка (где?), цель (зачем?), собеседник (с кем?)).Речевую ситуацию можно представить в виде формулы: почему – зачем – кто кому (кого, для кого) – что (о чем) – когда – где – при каких обстоятельствах – как говорит (слушает, пишет, читает). Именно ситуация общения предопределяет выбор языковых средств того или иного стиля для выражения мыслей.
4. Решение в группах. Решение стилистических задач.
– Работать вы будете в группах. Каждой будет дана определенная ситуация. Ваша задача – попытаться определить стиль, уместный в данной ситуации и описать правила, которых нужно придерживаться для построения высказывания в этой ситуации. Помощником будет раздаточный материал №1 с направляющими вопросами. У вас 3 минуты.
(групповая работа в течение 3 минут)
Ситуация 1.
Вам нужно рассказать друзьям о вашем участии в соревнованиях по мини-футболу.
Ситуация 2.
Корреспондент канала «ОРТ» ведет репортаж с открытия интеллектуальных игр молодежи.
Ситуация 3.
На конференции микробиологов ученый делает сообщение о результатах своего исследования.
Ситуация 4.
Заведующий производством проводит инвентаризацию товара и готовит отчет для директора.
Ситуация 5.
Поэт пишет торжественное стихотворение, посвященное памяти великого земляка.
5. Работа над текстом художественного стиля (упр.113): Прочитать отрывок из стихотворения Олжаса Сулейменова. Какой образ возник у мужчин, когда они увидели яблоки? Выписать эмоционально-выразительные средства (метафоры, сравнения) художественного стиля (лохматые, как метели; яблокам в щеки, как детям, смотрели).
Выделенный фрагмент («Арыки, ущелья, проспекты, аллеи!..») создает образ родного города Алматы: перечисление существительных, называющих его части, создает впечатление быстро сменяющихся картин родных уголков Алматы.
6.Рефлексия
7. Задание на дом: упр.112.
Скачать