Урок русского языка по теме: «Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению»
Казахстан,Карагандинская область,город Балхаш
КГУ «ОСШ № 4 имени Н.К.Крупской г. Балхаш»
Учитель русского языка
Фролова Ирина Викторовна
Цель урока: систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях.
Задачи:
Образовательная:
- Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий.
- Познакомить с разрядами наречий по значению.
- Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи.
- Напомнить о синтаксической роли наречий. Объяснить на примерах, со словами какой части речи можно перепутать наречия, и выстроить алгоритм рассуждения во избежание дальнейших ошибок.
Развивающая:
- Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы.
- Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.
- Развитие творческих способностей в процессе составления синквейна.
4.Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-открытие новых знаний.
Технология: технология проблемно-диалогического обучения.
Оборудование:
- проектор, интерактивная доска;
- мультимедийная презентация;
- раздаточный материал: карточки с таблицами и дидактическим материалом к уроку.
Ход урока
Организационный момент.
Формулирование темы и цели урока.
Приём «яркое пятно».
Стихотворение Осипа Беленького, звучит музыка
Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!
Мороз кусает! Что его укус –
Знакомые проделки и повадки!
Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
Пломбирны, восхитительны и сладки!
Осип Беленький
– Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?
– Чувством радости, счастья, восторженности!
– Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово?
– Пломбирны.
– Есть ли такое слово в русском языке?
– Нет.
– Значит, его придумал сам автор, это авторский неологизм. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?
– По вкусу напоминают мороженое, пломбир.
– Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.
А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения и определив, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других.
Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!
– Наречие.
– Назовите наречия.
– Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно.
– Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?
– «Наречие как часть речи».
– Открываем тетради и записываем число и тему урока.
С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые.
– Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
– Вспомнить, что такое наречие, узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.
– Мы дадим определение наречию, поговорим о морфологических признаках и синтаксической роли наречий. И совсем новым для вас будут разряды наречий по значению.
Изучение нового материала
– Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие?
– Наречие – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? и другие.
– Каково же грамматическое значение наречий?
Вернёмся к стихотворению. Выпишите словосочетания
Плывут (как?) замедленно
Плывут (как?) тихо, беззаботно
Трогают (как?) щекотно
– Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи?
– Глагол.
– Что обозначают глаголы?
– Действие.
– Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает?
-Признак действия.
– Определите тип подчинительной связи словосочетаний?
– Обратите внимание на ещё одно предложение, найдите в нём наречия, сформулируйте к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий.
Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.
Волшебно и сказочно (насколько?) особенно
Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.
– Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.
Чтение (какое?) вслух
Взгляд (какой?) исподлобья
Чтение, взгляд – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.
Я предлагаю дополнить определение, данное в начале урока, учитывая те знания, которые вы получили.
– Наречие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак признака, реже – признак предмета и отвечающая на вопросы: как? где? куда? откуда? насколько? и другие.
Работа в группах
– По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.
1 группа – определит разряд
2 группа – вставит вопросы
3 группа – подберет примеры
Разряд | Вопросы | Примеры |
Наречия места | Где? Куда? Откуда? | Внизу, направо, издалека |
Наречия времени | Когда? Как долго? | Утром, допоздна, завтра |
Наречия причины | Почему? По какой причине? | Сгоряча, впопыхах, сослепу |
Наречия цели | Зачем? С какой целью? | Назло, нарочно, специально |
Наречия образа действия | Как? Каким образом? | Громко, быстро, шёпотом |
Наречия меры и степени | Насколько? В какой степени? | Очень, слишком, чересчур |
– Сколько разрядов имеет наречие?
Промежуточное закрепление.
Работа в парах
-Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак.
А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.
Фразеологизм | Наречие | Разряд |
Положа руку на сердце | честно | Образа действия |
У чёрта на куличках | далеко | наречие места |
Битый час | долго | наречие времени |
Бок о бок | рядом | наречие места |
Душа в душу | дружно | наречие образа действия |
Кот наплакал | мало | наречие меры и степени |
Ни свет ни заря | рано | наречие времени |
Актуализация изученного и изучение нового материала
– Мы уже сказали о том, что разряд – это постоянный морфологический признак наречий. А есть ли у наречия непостоянные морфологические признаки?
– Для этого выполним морфемный разбор наречий: тихо, направо, сослепу, по -моему
Наречие –неизменяемая часть речи и не имеет непостоянных признаков. Поэтому не имеет окончания.
Исследовательская работа
- Зимнее царство необычайно, спокойно и величественно.
- Посреди поляны вел̣иче̣стве̣нно возвышался нео̣быч̣айно красивый в своих сверкающих одеждах дуб, он спо̣кой̣но и тор̣жес̣твен̣но оглядывал залитую солнцем поляну.
– Сейчас я предлагаю вам и в первом, и во втором предложении найти и подчеркнуть наречия как члены предложения.
В первом предложении слова «таинственно», «спокойно», «величественно» являются сказуемыми, выраженными краткими прилагательными.
– Чем отличаются краткие прилагательные от наречий.
– С какой целью мы выполняли это задание?
– Для того, чтобы не путать краткие прилагательные и наречия.
Алгоритм рассуждения выводится на экране.
Наречие | Краткое прилагательное |
1. Задаём вопрос. | |
Как? | Каково? |
2. Морфологические признаки. | |
Неизменяемая часть речи | Средний род, единственное число. |
3 Синтаксическая роль. | |
Обстоятельство | Сказуемое |
– Наш разговор о синтаксической роли наречий будет неполным, если мы не вспомним словосочетания, построенные по схеме наречие + существительное.
Чтение вслух
Взгляд исподлобья
– Какова синтаксическая роль наречий в данных словосочетаниях?
– Определение.
Обобщение изученного материала
– Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.
Тест
1) В каком из нижеприведенных слов нет окончания? Окно, дефис, плотно, прыгнул.
2) Какое наречие обозначает причину? Невольно вскрикнул; старательно учил; бегут вприпрыжку; сделал назло.
3) Какое наречие обозначает цель? Специально оставил; идет направо; очень прекрасно образован; холодно посмотрела.
4) Какое наречие обозначает место? Написать аккуратно; приехать издалека; изобразил более ярко; дружно выбежали.
– А сейчас для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, я предлагаю вам составить синквейн. Напомню правила составления этого нерифмованного стихотворения.
- На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
- Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
- Пятая строка включает слово, связанное с первым, отражающее сущность темы, выражающее личное отношение автора синквейна к теме.
Выставление мотивированных оценок.
Рефлексия