Воздух. Состав воздуха
Казахстан, Акмолинская область, Жаркаинский район
ГУ “Зерноградская основная общеобразовательная школа”
Учитель химии и биологии
Стрымбовская Елена Валерьяновна
Тема урока | Воздух. Состав воздуха. Лабораторный опыт №6 «Горение свечи» | ||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 7.3.1.1 знать состав воздуха
7.3.1.2 знать, что при горении веществ расходуется кислород, входящий в состав воздуха 7.3.1.3 понимать значение охраны атмосферного воздуха от загрязнения
|
||||||||||||||||||||||||
Языковые цели | Глоссарий
|
||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей
|
Основные ценности на мировых и региональных уровнях, такие как
• уважение • сотрудничество • образование в течение всей жизни достигаются посредством создания атмосферы ценностей, беседы-интервью, групповых и индивидуальных заданий, в ходе выполнения совместно с классом конкретных действий.
|
||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Химия – это естественная наука, связанная с другими науками, такими как:
ü Физика ü Биология ü Математика |
||||||||||||||||||||||||
Применение навыков ИКТ | Презентации, графики, таблицы, видеоуроки | ||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания | Знания из курса физики и естествознания. | ||||||||||||||||||||||||
Ход работы | |||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||
Начало урока
(5 мин)
|
Психологический настрой. Показ видеоролика |
|
|||||||||||||||||||||||
Середина урока
(30 мин)
|
Сегодня на уроке речь пойдет о том, что находится внутри черного ящика (на столе черный ящик). Подсказка: это знакомо абсолютно всем, это часть природы. Дети задают наводящие вопросы.
Приглашается один ученик для открытия ящика. Что же там? Пустота? Древнегреческий ученый, философ Аристотель более двух тысяч лет назад говорил своим ученикам: “Природа не терпит пустоты”. Что кажется пустым, на самом деле полностью заполнено вездесущим … воздухом. Учащиеся формулируют тему урока, в течение одной минуты отвечают в тетрадях на вопрос: “что вы знаете о воздухе?”. После того, как записали все, что знают о воздухе, обсуждают с соседом по парте. Далее делятся своими знаниями с учителем. Идет обсуждение. Слово «воздух» заимствовано из церковно-славянского языка и является производным от слов «воздыхать», «вздохнуть», т.е. то, чем дышат. Воздух – сложная смесь газообразных веществ. Знаете ли вы, что если без пищи человек может прожить не больше 50-и дней, без воды – несколько дней, то без воздуха – менее 10 минут. Человек в среднем потребляет в сутки один килограмм пищи, 2-3 килограмма воды, а воздуха 25 килограммов! Что мы знаем о воздухе?
Какие задачи мы поставим? 1.Дать понятие воздуха 2.Узнать состав воздуха 3.Выяснить значение воздуха для нашей планеты. Сегодня о воздухе известно гораздо больше, чем двести лет назад знали ученые. Они считали воздух простым веществом. В 1774 году французский ученый А. Лавуазье провел 12–дневный опыт и установил, что лишь 1/5 часть воздуха занимает простое вещество – кислород. Значит воздух – это не одно вещество, а смесь. Думают и отвечают: воздух – гомогенная или гетерогенная смесь. Остальные составные части воздуха были определены позже в конце XIX века. Демонстрация опыта Горение свечи под стеклянным цилиндром.
|
Презентация
|
|||||||||||||||||||||||
|
(В чашке вода, подкрашенная раствором марганцовки. Зажигаем свечу. Накрываем ее цилиндром, с 4 полосками, разделяющими цилиндр на 5 одинаковых частей. Что вы наблюдаете? Объясните опыт. На какую часть поднялась вода и почему? Сделайте вывод о составе воздуха.) Учащиеся объясняют подъем воды на 1/5 объема: так как при горении свечи расходуется только кислород, кислород составляет 1/5 часть или 21 % воздуха. Работа с диаграммой «Состав воздуха». Проговариваем из каких газов состоит воздух: постоянные части воздуха: кислород –21%, азот –78%, инертные газы (в основном аргон) –0,94%; переменные составляющие воздуха: углекислый газ – 0,03%, прочие примеси (водяной пар, пыль, оксиды серы и азота и другие газообразные вещества). Делаем вывод: воздух – однородная (гомогенная) смесь газов.Химический состав воздуха:
Кислород – O2 взаимодействует химически почти со всеми веществами, но скорость реакции зависит от условий. Использование кислорода для дыхания открыло новые возможности в развитии и совершенствовании живых организмов. Азот, растворенный в крови в больших количествах, становится ядом для живого организма. Азот – элемент «жизни», при определенных условиях он участвует в создании сложных органических соединений –белков, знаменитая ДНК, передающая наследственные признаки от одного существа к другому; хлорофилл, ферменты, гормоны, витамины. Изучение физиологического действия инертных газов на организм человека находится еще в начальной стадии. Купание в радоновых ваннах излечивают многие тяжелые болезни Изменение концентрации углекислого газа в атмосфере является одной из причин изменения климата на нашей планете Фотосинтез – образование органических веществ, происходящий в клетках зеленых растений за счет энергии солнечного света Озон сильный окислитель – все металлы в большей или меньшей степени окисляются озоном, образуя оксиды. Над Антарктикой зафиксирована самая большая озоновая дыра, ее площадь составляет 27 миллионов 454 тысячи квадратных километров. Мощность этого слоя небольшая: суммарно она составляет 2 мм. Значение озонового экрана – защищает живые организмы от жесткого ультрафиолетового излучения. Раздать каждому ученику задания для закрепления данной темы (Приложение 1), после выполнения выбрать правильные ответы и обсудить с учениками.
плотность – 1,293 г/моль, при t= – 190°С он переходит в жидкое состояние. Жидкий воздух представляет голубоватую жидкость. Молярная масса составляет 29 г/моль. 3. Рассказать ученикам про источники загрязнения атмосферного воздуха. (Составление кластера на доске: оксиды азота – NO и NO2, оксиды серы – SO2 и SO3 , сероводород- H2S , угарный газ- CO, соединения свинца и ртути, табачный дым, пыль сажа, микроорганизмы, пыльца.) Работа в группе – составление кластера «Меры по охране атмосферного воздуха». Ученики должны сами предложить способы решения данной проблемы: 1. Очистные фильтры 2. Безотходная технология 3. Переход на использование новых экологических безопасных источников энергии. 4. Защита воздуха от выхлопных газов автомобилей. 5. Озеленение городов и промышленных центров. 6. Планировка города 7. Правовая охрана атмосферы. Лабораторный опыт №6 «Горение свечи» Проводят эксперимент, наблюдают, анализируют и делают выводы. |
|
|||||||||||||||||||||||
Конец урока
(5 мин)
|
Рефлексия:
Для рефлексии учащимся предоставляются стикеры, на которых они записывают своё мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников: Домашнее задание: • 1) пар. 8; • 2) ответить на вопросы: • а) С какой целью устанавливаются двойные или тройные рамы в квартирах? • б) Почему так легко прыгать на батуте? • в) Одинаков ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?
|
||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||||||||||||||||||||
Более способные учащиеся будут помогать остальным достичь более глубокого понимания во время групповых обсуждений. | В качестве оценки урока учащиеся предоставляют рефлексию. Также в ходе проверки практической работы будет выявлено, хорошо ли учащиеся усвоили материал урока. | Правила техники безопасности
|
|||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. | ||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Общая оценка
Какие аспекты урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
|
|||||||||||||||||||||||||
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/p2VjEWLQ3R4pxo