Выполнение цветов из бисера
Казахстан, Северо-Казахстанская область, Акжарский район
КГУ «Ащигольская средняя школа»
учитель технологии
Садвакасова Бибигуль Темиржановна
Цель: Ознакомление с основами плетения цветов из бисера.
ЗАДАЧИ:
Образовательная:
Объяснить учащимся приемы плетения из бисера, изготовление цветов из бисера.
Развивающая:
Развивать у учащихся познавательный интерес к декоративному искусству. Развивать творческие способности, совершенствовать практические навыки и умения работы с бисером.
Воспитательная:
Воспитывать у учащихся эстетический вкус, аккуратность,привить уважительное отношение к труду.
Тип урока: комбинированный
Методы проведения урока:
- Словесный
- Наглядный
- Практическая работа
Межпредметные связи: история, биология, литература, география
Материально – техническое оснащение:
Схемы, бисер, проволка, нитки х/б, лоскутки, ножницы.
Ход урока
I Орг. момент
- Приветствие
- Проверка отсутствующих учеников
- Проверка к готовности уроку
- Ознакомление с предстоящей работой
- Учащихся рассадить по группам
II Формирование новых знаний
А) Вводная беседа: История бисера и цветов
В) Техника плетения
III Практическая работа учащихся
А занятие я хочу начать со стихотворения С.Я. Маршака.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток лепестков,
Раскрывшейся благоуханной чашей,
Как он прекрасен, холоден и чист
Глубокий кубок полный аромата,
Как дружен с ним простой и скромный лист
Темно – зеленый, по краям зубчатый,
За лепесток заходит лепесток.
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыханья.
а) История бисера.
- I. История бисера неотрывно связана с историей стекла. Изготавливать стеклянные предметы древний человек научился еще в IV тысячелетии до нашей эры. В легенде рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло». Со временем мастерство совершенствовалось, и во II тысячелетии до нашей эры стали выплавлять прозрачное стекло, а в I тысячелетии нашей эры – цветное.
Современными центрами стеклоделия и бисера по-прежнему остаются Венеция, Яблонец (Чехия), Кауфбейрен (Германия). Привозят бисер так же из стран Азии.
- II. Техника плетения.
- Параллельное плетение
- Игольчатое
- Круговое
III. История цветов
Учитель: Сегодня мы с вами узнаем не только историю бисера, но и с вашей помощью узнаем легенды о цветах. (Сообщение учащихся о цветах)
Тогда я приглашаю вас в воображаемое путешествие по «Стране Цветов».Мы посетим с вами наиболее интересные города. А чтобы нам не сбиться с пути, нам поможет волшебный «Цветик – Семицветик».
Для этого нам нужно всего лишь «оторвать» один лепесток и сказать следующие слова:
– Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по нашему вели!
Вели, чтобы мы оказались в прекрасной «Стране Цветов»!
И вот мы с вами оказались в городе, который называется «Жасмин». Ребята, вы знаете, что это за цветок?
1 ученица: Родиной жасминов считается Аравия и Восточная Индия. Более 200 видов жасмина произрастает в теплом поясе обоих полушарий, включая субтропики. В России (на Кавказе) есть три вида: жасмин желтый или кустарниковый, жасмин итальянский желтый, жасмин белый, или лекарственный.
Существует легенда о жасмине. Она связана с герцогом Тосканы, которому принадлежал первый в Италии жасминовый куст. Герцог строго-настрого запретил своему садовнику дарить кому-нибудь хотя бы самый маленький побег. Садовник повиновался приказу гордого и жадного хозяина до тех пор, пока не влюбился, подарив своей даме сердца букет из цветущих жасминовых ветвей. Молодая женщина догадалась о ценности подарка и посадила срезанные побеги. С тех пор аромат жасминовых кустов в Италии символизирует любовь, которая сильнее, чем запреты.
Учитель: Понравился вам ребята этот город? Ну что, посетим следующий?
Произносим волшебные слова
– Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели!
Вели, чтобы мы перенеслись в город «Скромный Василек»
2 ученица:
Ну, уж этот цветок вы точно все знаете! Он растет и на наших полях. А знаете ли вы, что этот цветок умеет лечить? Что его название происходит от греческого слова Kentaurion, в честь знаменитого мифологического кентавра Хирона, знатока целебных свойств трав.
Васильков, оказывается, существует около 500 видов которые растут в Европе, Азии и Америке.
У римлян существовала легенда о цветке. Прекрасный синеглазый юноша по имени Цианус очень любил синий цвет и носил только синие цвета одежды. Флора, богиня цветов, весны и юности, разгневалась на него за то, что он пренебрегает другими красками, которыми она так щедро наделила цветы, деревья, и превратила его в синий цветок – василек. Отсюда еще одно название василька – цианус, то есть синий.
Считается, что русское название василька произошло от имени молодого парня, единственного сына у матери, Василия, якобы околдованного и погубленного русалкой. Увлеченный в поле, он превратился в синий цветок, напоминающий своей окраской голубую воду. В просторечии васильки имеют множество имен: бабочки, бобыльники, синий цветок во ржи.
Учитель: Вот какой оказывается не простой этот цветок! И очень красивый, не правда ли?
А в какой город мы попадем следующим? Давайте проверим?
Произносим волшебные слова
– Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели!
Вели, чтобы мы перенеслись в город «Огненный Мак»
3 ученица: Существует более 100 видов, которые растут в Восточной Азии, Северной Америке, Европе, в европейской части России, на Кавказе, в Казахстане, Кыргызстане.
О маке существует легенда:
Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала. Тогда Господь создал сон, сновидения и грезы, и вместе с ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один человек задумал погубить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел, сохраняя свою вызывающую силу, и превратился в мак. Своими чарами мак помешал этому человеку осуществить задуманное, и с тех пор его огонек горит во тьме и отпугивает жестокость и злобу и служит оберегом для людей.
Учитель: Сегодня я вам предлагаю поработать над выполнением цветов из бисера «Маки» и «Васильки».
Практическая работа учащихся:
Цель: Полученные знания применить на уроке.
Ребята, давайте вспомним о технике безопасности.
Объяснение правил техники безопасности :
– На вашем столе присутствует небезопасный в работе инструмент, какой? Ножницы.
– Верно. Давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и проволокой:
· нельзя работать неисправным инструментом;
· использовать инструмент только по необходимости;
· поработал – закрой, положи на место, кольцами к себе,
· во время работы с медной проволокой необходимо помнить, что: это металл, хотя и мягкий. Во время работы концы проволоки направляются вниз, чтобы не уколоть соседа;
· нельзя наклоняться низко в момент обрезания концов проволоки, концы проволоки придерживаются;
· нельзя брать проволоку в рот;
· прочность проволоки зависит от ее толщины, поэтому при натяжении это необходимо учитывать и «чувствовать» этот материал;
Учитель: У вас на столе лежат все необходимое для практической работы. Мы не зря сели разделившись на две группы, одной группе я хочу предложить выполнить цветы «Маки», которые плетутся в технике кругового плетения. Другой группе цветы «Васильки», которые плетутся в технике параллельного плетения.
Во время работы детей звучит тихая музыка, учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. У нас имеется волшебная шкатулка (в помощь готовые цветы)
Гимнастика для глаз. (электронная)
Рефлексия:
Цель: проанализировать свои работы. Просмотрите свои работы и работы друг – друга в группе.
Ребята, обратите внимание, на стенде висит светофор с кармашками разных цветов. Сейчас я вам раздам листочки красного, желтого и зеленого цвета. Положите в кармашек тот листочек, который вам больше подходит.
- Красный – не узнал ничего нового на занятии
- Желтый – уже умею этим пользоваться
- Зеленый – узнал много нового и интересного
Дети выбирают флаеры с цветом и раскладывают их по кармашкам.
Оценки за урок.
Домашнее задание: Закончить работу и принести на урок.
Учитель: Наше занятие я хочу закончить стихами:
Бисер, как утро в росе, всегда радужный,
Чистый, лучистый, игривый и радостный.
А ведь всего-то стеклянные бусинки
Проволоки разной, игривые усики,
Схема, рисунок, изделья рождение,
Точность, согласье, уменье, терпенье.
Вкратце, пожалуй, и все описание
Главное, делать все нужно с желанием.