Закрепление по теме глагол (урок №2)
Казахстан, Актюбинская область, Кобдинский район, п. Каракемер
Каракемерская ОШ
Учитель начальных классов
Грачева Ирина Александровна
Эпиграф: “Глагол придает речи жизнь, – присутствием своим животворит отдельные слова” — писал Н.Греч.
Цели урока:
1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
2. Развивать умения учащихся
– самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
– работать в группе
– сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
– систематизироват
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения информации по изучаемой теме “Глагол ”; “прочувствовать” и “прожить” ее.
Тип урока: практическое изучение материала (второй урок).
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; составление кластера.
Ожидаемый результат:
- 1. буду находить глаголы в речи
- 2. повторять вид глагола
- 3. вспоминать спряжение глаголов
- 4. правописание –не- с глаголами
- 5. повторять неопределенную форму глагола
Ход урока
Приветствие учителя: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Почему именно этот выбрали цвет? Спасибо!”
I. Стадия вызова — целеполагание
Слово учителя: “Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.
Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол
придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.
Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”
Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?
Ученица: “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного
Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.
Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”
Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?
– Спасибо за ваши сообщения, посмотрите на слова помогите вставить буквы. (устно)
I. Слайд 1.Орфографическая минутка.
На доске: См…треть, проб…жать, ун…сти, ск…зать, доп…сать, п…щать, над…вать, в…зать.
Вставьте устно цепочкой. Какая часть речи? ГЛАГОЛ
Итак, назовите тему урока: глагол.
II. Слайд 2.
-Что повторили о глаголе на прошлом уроке? Дополните свои кластеры (вид, неопред. форма, спряжение, не с глаголами )
– Поставьте перед собой цель (закрепить свои знания о………)
(познакомить с ожидаемым результатом)
II. Смысловая стадия
Работа в группе:
Разделить задания и найти в источниках информацию о (видах, неопред. форме, спряжении, правописании не с глаголами )
– расскажите своим одноклассникам о проделанной работе (делятся полученными знаниями)
Закрепление: выбрать задания и выполнить, в группе объяснить почему именно так вы выполнили задание.
Минутка отдыха.
– Вчера вы заполняли информационные листы и у вас остались вопросы к себе, пожалуйста еще раз просмотрите листы и отметите, все то что вы знали и узнали, вспомнили
1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик мог исправить «-« на «!» . Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:
“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
“ – “ — Вызывает у меня сомнение.
“?” — Вопрос.
III. Информационный текст
1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить”.
2. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться);существования (жить, находиться) и другие.
4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.
5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
1) Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)
б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);
в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;
г) спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на – ать (слышать, дышать, держать, гнать).
2) Непостоянные признаки
а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное(Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;
б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;
в) число: единственное и множественное;
г) лицо: 1-е (Я — МЫ); 2 — е (ТЫ — ВЫ); 3 — е (ОН — ОНА — ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)
д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)
6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться — всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.
7) Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.
8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…
9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….
IV. Стадия размышления
После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти.
Закрепление полученных знаний. Тестирование
V. Подведение итогов. Рефлексия
Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
Какая информация отложилась у вас в памяти?
- Я повторил …
- Я научился…
- Я понял, что могу…
- Мне понравилось…
- Для меня стало новым…
- Меня удивило…
- У меня получилось…
- Я приобрёл…
- Мне захотелось…
- Меня воодушевило..
VI. Домашнее задание
Выучить материал по кластеру.
Редактировать, печатать, писать, корректировать, набирать текст, читать, отправить – что означают эти глаголы, где чаще их используют??
(В конце урока поводится тот же цветовой тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь.)