Железы внутренней секреции
Казахстан, Карагандинская область, г. Сарань
КГУ ОШ №16
Учитель биологии
Першина Елена Дмитриевна
Тема: Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов. Гормоны надпочечников: адреналин, норадреналин, их функции. Гипофиз. Гормон роста. Гипофизарные карлики и великаны.
Демонстрации.
Женские портреты Рубенса с увеличенной щитовидной железой у их героинь вследствие недостатка йода в местности, где они жили.Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.
Цель: формирование знаний о железах внутренней секреции и роли гормонов в обменных процессах организма человека.
Задачи:– познакомить учащихся со строением эндокринной системы, раскрыть понятие гуморальная регуляция;
– используя задания на функциональную грамотность, рассмотреть влияние гормонов ЖВС на конкретных примерах, выяснить причины их гипер- и гипофункций.
-познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения;
– развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
– воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья и важности гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека.
Оборудование: Электронная презентация «Железы внутренней секреции»; карточки- задания, материал для моделирования ; карандаши, фломастеры, цветная бумага, стикеры. Видеофрагмет М.А. Булгакова « Собачье сердце». Картины Рубенса.
Планируемые результаты: учащиеся понимают роль эндокринного аппарата в
нормальной жизнедеятельности организма.
Личная значимость изучаемого материала для учащихся: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, дифференцированный
Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, групповая работа,
самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Приёмы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы,
помощь учащимся в решении спорных вопросов, подведение итогов работы.
Развитие умений учащихся: применять знания в новой ситуации, используя задания на функциональную грамотность.
Тип урока. Изучение новой темы.
Методическое решение: самостоятельная работа, лекция – беседа, работа с таблицами рисункам, создание моделей ЖВС из бумаги и пластилина, задания на развитие функциональной грамотности.
Ход урока.
1.Оргмомент. (Отметить отсутствующих в классе , позитивный настрой на урок.)
– Улыбнитесь друг другу и поприветствуйте аплодисментами.
- Актуализация знаний. -Сегодня на уроке , ребята, вы работаете в группах. После каждого выполненного задания заполняете лист оценивания.
- Изучение новой темы.
Беседа. -Что такое орган?
-Что такое система органов?
– Какие системы органов вы знаете?
Слайд №1
Учитель демонстрирует картинку басни Крылова « Лебедь, рак и щука»
– Так ли работают все наши внутренние органы, как на картинке Крылова?
( Ответы учащихся)
Слайд №2 Видеофрагмент спортивной игры.
Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки, рычание собаки, готовность отразить возможную атаку. А вспомните свои ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой своей любимой команды. Сколько эмоций, переживаний. И они разные у разных людей – то крик одобрения и восторга, то возмущения и досады. Можно назвать много действий и животных, и человека, проявление которых в полной мере невозможно безучастия особых веществ. Как вы думаете , каких веществ?
Ученики: Гормонов.
– Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?
Ученики : Эндокринная система
-Что такое эндокринная система? Какими органами она представлена?
Ученики : Все железы внутренней секреции образуют эндокринную систему.
Слайд №2 Озвучивается тема урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Учитель. Всего желез внутренней секреции около десятка. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения. Человек может жить с одним лёгким, с одной почкой, часть печени. Не совсем комфортно, конечно, но он умрёт, если удалить маленькие паращитовидные железки или надпочечники.
Гормоны – сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани.
Гормоны вырабатываются в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше (15 г. его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!
– Какими свойствами обладают гормоны? Работа с учебником стр.33 . 2 абзац.
Ученики : ( Примерные ответы)
- Биологически активные вещества.
1.Действуют в ничтожно малых количествах.
2.Распространяются очень медленно.
- Они должны поступать в кровь и лимфу постоянно.
4.Гормоны воздействуют строго на определенные клетки, ткани и органы.
Учитель: Изучите таблицу «Классификация ЖВС» и наклейте в тетрадь
Слайд №3,4 Классификация ЖВС
Железы
внутренней секреции Гормоны выделяют в кровь. |
Железы
внешней секреции Секрет выделяют во внешнюю среду |
Железы
Смешанной секреции Секрет выделяют в полость или во внешнюю среду |
Слезные железы
Слюнные железы Пищеварительные железы Потовые железы Сальные железы Молочные железы.
|
Гипофиз
Гипоталамус Эпифиз Щитовидная железа Паращитовидная железа Вилочковая железа –тимус Поджелудочная железа Надпочечники |
Поджелудочная железа
Половые железы (яичники, семенники)
|
-Сейчас вы продолжаете работу в группах.
Учащиеся получают задания .
Задание №1 (3 мин)
1 группа – На интерактивной доске смоделируйте расположение желез внутренней секреции.
2 группа – Слепите из пластилина и расположите на листе бумаги- железы смешанной секреции.
3 группа – Выполните аппликацию на – железы внешней секреции.
Спикеры групп защищают выполненные постеры..
Слайд №5.
Учитель сосредотачивает внимание детей на картины Рубенса, на картины карликов и великанов.
– Какие изменения вы наблюдаете у людей?
( Обсуждение)
-Как функционируют железы внутренней секреции, и каким они подвержены заболеваниям? ( Ответы учащихся)
-Сегодня мы познакомимся со строением и функциями ЖВС -гипофизом и надпочечниками.
Гипофиз – одна из центральных желез внутренней секреции, расположена под основанием головного мозга над средним мозгом в костной выемке –турецком седле и имеет массу 0,5-0,7 .
Надпочечники – парные железы, расположенные у верхнего края почек. Их масса – около 12 г каждая, вместе с почками они покрыты жировой капсулой. В них различают корковое, более светлое вещество, и мозговое, темное.
Слайд №6 Гипер – и гипофункция желез.
Все учащиеся заполняют таблицу .
Железы | Гормоны | Воздействие на организм | ||
Норма | гиперфункция | гипофункция | ||
Задание №2 (5 мин ) Работа в группах.
Задание 1 группе 1.Какие гормоны вырабатываются гипофизом – передней долей?
Задание 2 группе 1. Какие гормоны вырабатываются гипофизом – задней долей?
Задание 3 группе. 1.Какие гормоны вырабатываются надпочечниками?
Спикеры групп защищают постеры.
Слайд №7
Учитель: – Почему гипофиз считают « дирижёром оркестра гормонов»?
Ученики:– Между железами внутренней секреции, как правило, нет прямых анатомических связей, но существует тесная взаимозависимость их функций. Их работу можно сравнить с игрой хорошего оркестра – каждая железа уверенно и тонко ведет свою партию, а в роли дирижера выступает главная железа внутренней секреции – гипофиз. То есть гормоны различных желез воздействуют на работу определенного органа и на оборот, гормон одной железы воздействует на работу других.
Слайд №8
Учитель: – На эндокринный аппарат воздействует нервная система, а на работу нервной системы- гормоны желез внутренней секреции, таким образом обеспечивается постоянство внутренней среды организма-гомеостаз.
Закрепление материала
Слайд№7 Задания на функциональную грамотность.
Ученическая лаборатория.
Задание 1 группе.
- 1. Соберите картину.( Лото- Н. Валуев)
– Кто на ней изображен!
-Что произошло со спортсменом? Выскажите свою точку зрения о причине данного заболевания.
-Существует ли связь между данным заболеванием и желанием спортсмена быть боксером.
-Докажите свою точку зрения: Какой метод поможет фармацевтическим заводам спрогнозиртоваь план выпуска гормона саматотропина на годы вперед?
Задание 2 группе.
Один из самых маленьких людей на Земле Йозеф Борулавский – «граф», родившейся в 1739 году в Польше. При рождении его рост был 20см, в возрасте одного года – 35 см, в 25 лет – 89 см. В день своего 30- летия его рост был равен 1 м. Прожил он 98 лет.
-Каким заболеванием страдал Йозеф Борулавский?
-Выскажите свою точку зрения о причине данного заболевания.
-Существует ли связь между данным заболеванием и экологической обстановкой в Польше в 1739 году? Приведите обоснования
Задание 3 группе.
Вы – учёный-физиолог, изучаете деятельность желёз внутренней секреции. После удаления одной из желёз у подопытных мышей стали наблюдаться следующие физиологические растройства:
а) снижение температуры тела, вялость, сонливость;
б) задержка роста;
в) мочеизнурение (значительное увеличение количество образующейся мочи).
Определите:
-Какая железа внутренней секреции была удалена у подопытных животных?
-Недостатком каких гормонов в организме будут вызваны эти расстройства?
-Какие ещё нарушения жизненно важных функций могут возникнуть?
Задание № 4 Отрывок из произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце» или
Слайд № 8 Нарезка из фильма М.А. Булгаков «Собачье сердце»
«…23-го декабря. В 81/2 часов вечера произведена первая в Европе операция по профессору Преображенскому: под хлороформенным наркозом удалены яички Шарика и вместо них пересажены мужские яички с придатками и семенными канатиками, взятыми от скончавшегося за 4 часа 4 минуты до операции мужчины 28 лет и сохранявшимися в стерилизованной физиологической жидкости по профессору Преображенскому.
Показание к операции: постановка опыта Преображенского с комбинированной пересадкой гипофиза и яичек для выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем – о его влиянии на омоложение организма у людей.
Оперировал профессор Ф.Ф. Преображенский….»
«…изумительный опыт профессора Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга! Отныне загадочная функция гипофиза – мозгового придатка – разъяснена! Он определяет человеческий облик! Его гормоны можно назвать важнейшими в организме – гормонами облика! Новая область открывается в науке: без всякой реторты Фауста создан гомункул! Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу! Из шкафа, с третьей стеклянной полки Филипп Филиппович вынул узкую банку и стал, нахмурившись, рассматривать ее на свет огней. В прозрачной и тяжелой жидкости плавал, не падая на дно, малый беленький комочек, извлеченный из недр шариковского мозга. Пожимая плечами, кривя губы и хмыкая, Филипп Филиппович пожирал его глазами, как будто в белом нетонущем комке хотел разглядеть причину удивительных событий, перевернувших вверх дном жизнь в пречистенской квартире…»
Задание.
– Какую железы внутренней секреции хотел изучить профессор Ф. Ф. Преображенский?
-Какая эндокринная железа координирует работу остальных желез? Какие гормоны она выделяет?
– Возможна ли такая операция в настоящее время?
Согласны ли вы с утверждением? Игра « Да \Нет»
1.Бронзовая болезнь характерна для заболевания гипофиза.
2.Адреналин вырабатывается в щитовидной железе.
3.Гормоны гипофиза регулируют работу надпочечников..
4.Гипофизом вырабатывается инсулин.
- Акромегалия – заболевание , связано с функцией гипофиза.
- Регуляция ЖВС осуществляется нервной и эндокринной системой.
- Норадреналин – выделяется половыми железами.
- Слюнные железы относятся к железам внутренней секреции.
9.Поджелудочная железа это железа смешанной секреции.
Заключение.
Учитель:– Итак, мы подведем итог урока.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Учащиеся. Мы познакомились с особенностями желез, выяснили отличия желез внутренней, внешней и смешанной секреции. Разобрались с основными особенностями гормонов. И познакомились с особенностями строения и функциями гипофиза и надпочечников.
Оцените работу в группе.
Рефлексия учащиеся заканчивают предложения.
Слайд №9
– сегодня я узнал…
– было интересно…
– было трудно…
– я выполнял задания…
– я понял, что…
Домашнее задание.
Изучить параграф 8 и заполнить таблицу в тетради .
Подготовить интересный материал по теме.
Творческая работа. ( Создать синквейн , аппликацию , рисунки ЖВС.)
Ссылка на материал: