Мастер производственного обучения в реалии сегодняшнего дня
Казахстан, г. Караганда
КГУ «Карагандинский технико-строительный колледж»
Заместитель директора по учебно-производственной работе
Бейсенбекова Ляззат Зарлыковна
Мастер производственного обучения
Дюсекеева Ляззат Балтамуратовна
Если мы будем учить сегодняшних студентов так же, как учили вчерашних, мы украдем у них завтра!
Сегодня благосостояния нашего государства, его дальнейшее развития и признания на мировой арене основано на образованности народа. Для роста экономики страны нужны конкурентоспособные специалисты, отвечающие требованием современных реалий. Нарастает потребность в активных, деятельных людях, способных к самообразованию и саморазвитию. В технико-строительном колледже при подготовке будущего специалиста главной фигурой всегда будет оставаться мастер производственного обучения, который раскрывает секреты будущей специальности, готовит конкурентоспособную личность с навыками и высоким потенциалом для процветания и благополучия нашей страны.
На сегодняшний день система технического и профессионального образования представляет собой основную и особенную форму поэтапной подготовки квалифицированных, соответствующих уровню и профилю рабочих кадров, конкурентоспособных и востребованных на современном рынке труда/
Мастер производственного обучения – это воспитатель будущих рабочих и учитель профессии. Его основная задача — это обеспечение подготовки конкурентоспособных на рынке труда рабочих, которые обладают навыками, высоким уровнем профессиональных знаний, умеют применять и осваивать новую технология и технику.
В подготовке компетентного рабочего, владеющего всеми необходимыми профессиональными технологиями, ведущее место принадлежит мастеру производственного обучения. Именно он передает учащимся знания и опыт, воспитывает активную жизненную позицию, формирует личность, прививает моральные и этические качества. Одной из важнейших задач мастера является создание дружного, психологически здорового и работоспособного коллектива, где подростки не только обучаются выбранной профессии, но и развивают интеллектуально-творческие особенности, что в свою очередь обеспечивает возможность социального, научного и технического прогресса .
Одной из форм повышения привлекательности рабочей профессии среди молодежи является участие в конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах WorldSkills разных уровней-популяризация рабочих профессий через проведение соревнований. При поддержке Управления образования Карагандинской области с 2014 года проводится чемпионат WorldSkills на региональном уровне. Это было связано со вступлением Казахстана в некоммерческое движение WorldSkills, что повлияло на профессиональный рост мастеров производственного обучения и качественную подготовку студентов. Этот процесс происходит в нашем учебном заведении, через внедрения в рабочих образовательных программ с учетом международных стандартов и стандартов WorldSkills.
Участие в чемпионате WorldSkills студентов строительных специальностей представило объективную возможность увидеть сильные и слабые стороны мастеров-экспертов. К сильным сторонам можно отнести высокую мотивацию студентов и мастеров для участия в таких соревнованиях.
На сегодняшний день студенты нашего колледжа неоднократно становились победителями чемпионата WorldSkills:
- в 2015 г. – на национальном чемпионате 2-е место по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы»;
- 2015 год участие в мировом чемпионате Worldskills г.Сан-Паулу (Бразилия);
- в 2016 г. – на национальном чемпионате 1-е место по компетенции «Облицовка плиткой»;
- 2016 год участие в чемпионате EuroSkills в г. Гетеборг (Швеция);
- в 2017 г. – 1-е места по двум компетенциям «Облицовка плиткой» и «Бетонные работы» на национальном чемпионате WorldSkills Kazakhstan-2017;
- Май 2017 год 3-е место по компетенции «Облицовка плиткой» в V Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» Worldskills Russia в г. Краснодар (Россия);
- Октябрь 2017 года участие в мировом чемпионате WorldSkills Abu Dhabi.
Мы неоднократно убеждаемся, что в колледжах кадры решают все. И высокий потенциал мастеров производственного обучения-пример этому. Следует отметить, что работа мастеров производственного обучения в нашем регионе оценивается на высоком уровне, об этом свидетельствует победа в конкурсе на премию акима Карагандинской области в номинации «Лучший мастер производственного обучения»:
- в 2012 г. Фартушкевич Владимир Иванович
- в 2017 г. Алтайбаев Рымбек Капашевич
При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить прежде всего следующий фактор: это мотивация мастера к профессиональной деятельности; потребность в изучении актуальных запросов студентов. Уже на первом курсе студенты специальности «Дизайн, реконструкция, реставрация гражданских зданий», увидев возможности мастеров производственного обучения строительных специальностей, проявляют интерес к малярным работам, тем самым их привлекает квалификация повышенного уровня «Мастер отделочных строительных работ». В рамках дополнительного образования занятия по малярным работам посещают не только студенты, которые обучаются по строительной специальности, но и техники-дизайнеры. В итоге происходит процесс интеграции между специальностями. Это дает большую возможность для студентов получать дополнительный сертификат обучения по модульной технологии, дальнейшее трудоустройство и выбор выгодных предложений от работодателя.
Авторитет мастера, прежде всего, определяется его собственной профессиональной и педагогической квалификацией, знаниями, опытом, педагогическим тактом, любовью к молодежи, способностью к саморазвитию и профессиональному росту, соблюдением педагогического такта.
Как показывает опыт работы, роль мастера производственного обучения на настоящее время является решающей в получении профессиональных компетенций для повышенного уровня (рабочие специальности). Это определяется тем, что формирование профессиональных компетенций происходит именно на занятиях производственного обучения и практике. Основной фундамент знаний, умений и навыков закладывается именно в первоначальный период обучения в мастерских колледжа. В этот период мастер выдает весь имеющийся запас знаний, формирует основу для будущего специалиста.
Что же требуется от мастера в этот период обучения? Безусловно знание своей профессии, увлеченность ею, способность донести эти знания до каждого студента.
Примером такого мастера производственного обучения в нашем колледже является Фартушкевич В.И. Для него практическое занятие – это время тесного сотрудничества мастера и студента, где студент получает информацию, анализирует, делает выводы, находит нужное решение. В результате происходит основательное закрепление знаний. И не случайно, Владимир Иванович является наставником, воспитателем нескольких поколений мастеров и студентов.
Таким образом, нужно сказать, что мастер производственного обучения играет большую роль в воспитании и обучении молодого поколения. Он принимает участие во всех стадиях производственного обучения: это включает в себя и прием новых учащихся, и методическую подготовку, и подготовку учебных материалов, и составление плана производственного обучения, и ряд других задач. Во главе всего вышеназванного стоит роль мастера как личности. Именно человеческие качества воспитателя способствуют эффективному или, наоборот, неэффективному воспитательному и образовательному процессу. Мастер должен быть примером для своих учеников, должен суметь найти подход к каждому из них. В этом и состоит успех воспитания и обучения.
В заключение хотелось бы отметить, что современному обществу нужны энергичные и творческие люди. Применение инновационных технологий во многом зависит от профессионализма мастера производственного обучения, от его способности к личностно-профессиональному росту.
Вне зависимости от профессии всем людям надо знать, как устроен бюджет страны, а молодежи лучше всего прочитать об этом на сайте young.minpromtorg.gov.ru