Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Н.А. Некрасов. «Русские женщины». Сюжет, героическое и лирическое начала в поэме

Казахстан, Северо-Казахстанская область, Район им. Габита Мусрепова

КГУ «Целинная средняя школа»

Учитель русского языка и литературы

Максина Г.Н.

Оқыту мақсаттары/ Цели обучения

Білімділік/ Образовательная: 

 

Дамутышылық/ Развивающая:

Тәрбиелік/ Воспитательная:

проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины», познакомить учащихся с одной из самых светлых, самых лирических и в то же время самых трагических страниц русской истории – декабристским движением и роли женщин в судьбе мужчин – замечательных людей, истинных героев своего Отечества;

развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения (создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе в классе);

воспитывать уважение, чувство ответственности и преклонения перед женщинами, любовь к русской литературе и родному слову.

Ожидаемые результаты/ Күтілетін нәтижелер:  знать:

уметь:

 

мочь:

понятия «литературный портрет», «литературный образ», «средства создания образа»;

исторический материал о декабристском движении, о духовном подвиге во имя любви жен-декабристок;

выполнять логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), отбирать материал на предложенную тему, выделять главное;

рефлексивно относиться к собственной деятельности в рамках учебного процесса.

Сабақ түр/ Тип урока:

Билингвальный компонент:

«открытия» новых знаний

жены – декабристки — әйелі декабристки

 

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценивание Ресурсы, оборудование
Создание коллаборативной среды Психологический настрой.

Мотивационное начало урока.  Дерево знаний.

ü  Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из

вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться. Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы.

ü Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и

ожиданий.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

 

Выбирают листочек определенного цвета, прикрепляют его на дерево, заслушивают мотивационное определение цвета

Наблюдения учителя Дерево и разноцветные листочки

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

Вызов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы и цели урока

 

 

Вступительное слово учителя.

В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.

14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее «гражданство всех возможных тюрем и изгнаний».

Но не меньший подвиг совершили жены декабристов. Они много сделали для своих мужей и других декабристов в ссылке и на каторге. Их было одиннадцать этих героических женщин. Это — княгиня Екатерина Трубецкая, Анна Розен, Камилла Ивашева, Александра Давыдова, Александра Ентальцева, Мария Волконская, Мария Юшневская, Александра Муравьева, Наталья Фонвизина, Елизавета Нарышкина. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились.

Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.

Работа с эпиграфом.

ü  Выделите ключевые слова.

Целеполагание.

ü  Как вы думаете, о чем будет наш урок?

ü  Что нам предстоит узнать на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление ученицы

  Презентация

 

Слайд 2-3

Картинная галерея жен — декабристок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4-5

Эпиграфы

  На доске появляются картины декабрьского восстания, портреты декабристов. Слайды 6-7
Вызов

Проблемный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысление

содержания

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ поэмы

Работа с иллюстрациями.

ü Какое историческое событие изображено на иллюстрациях?   Расскажите о нем.

Историческая справка о восстании декабристов 14 декабря 1825 года.

Просмотр видеофрагмента о декабристах.

ü Какую цель преследовали декабристы?

ü Какие общества были ими образованы?

ü Какой случай был самым благоприятным для исполнения намерений тайного общества?

ü Как решилась участь восставших?

Слово учителя.  Судьба декабристов тревожила А.С. Пушкина, потому что среди восставших были его единомышленники, товарищи по Лицею. Чтобы поддержать осужденных, поднять их дух, он пишет стихотворение «Во глубине сибирских руд».

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд».

ü  Как декабрьское событие связано с поэмой Н.А. Некрасова «Русские женщины»?

Работа на доске.

ü  Давайте построим линию жизни героини.

ü  Что было радостное, светлое в жизни?

ü  Какую роль сыграло 14 декабря 1825 года в жизни княгини?

ü  Кто такая Трубецкая? Почему Некрасов посвящает ей поэму?

ü  Какие средства использует автор, создавая литературный образ?

 

Работа с текстом.

Детство. Что мы узнаем о ней? Зачитайте фрагменты из текста.

Юность. Как вспоминает княгиня об этой поре?

ü  Какие еще счастливые события происходят в жизни Екатерины Ивановны?

ü  Почему Н.А. Некрасов пишет о предыстории героини?

Автор создает образ княгини.

Восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года

5 повешенных

Выступление ученицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление учениц

 

Некрасов рассказывает о жене декабриста — княгине Трубецкой

 

1 ученик у доски чертит луч

 

Муж княгини Сергей Трубецкой был арестован и сослан в Сибирь на каторжные работы, княгиня поехала за ним, она оставила богатый дом, родных

Жизнь княгини стала другой

Чтение фрагментов текста

Как она жила, о ее доме, родных

Наблюдение учителя

 

 

 

 

Слайд 8

Картины декабрьского восстания

Портреты декабристов

Сообщение учащейся

Видеофрагмент

Слайд 4-6

Рабочая тетрадь

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11 (сам Некрасов)

Слайд 12 (история)

 

Слайд 13-14 О княгине Трубецкой

 

Анализ: слайд 15

Слайд 16

  Детство   Юность     Замужество         Поездка в Рим                              14 декабря 1825 г.

Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.

  Составление кластера «Трубецкая. Средства создания образа»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

Вывод: автор использует средства создания художественного образа.

Некрасов считал, что семья играет большую роль в формировании характера человека.

Чтение описания 14 декабря в поэме.

ü  Сравните описание 14 декабря с историческим событием.

Обобщение: Некрасов дал первое в художественной литературе описание декабрьского события, могучей кистью художника-реалиста нарисовал эпизоды восстания.

ü  Какую роль сыграло событие в судьбе княгини?

Легко ли далось княгине ее решение? Нелегко, ведь ей пришлось оставить тех, кого любила, родных, отца и мать. Княгиня решила следовать за мужем.

Чтение диалога Трубецкой с отцом.

ü  О каких качествах характера Трубецкой мы узнаем?

ü  Какие средства создания художественного образа использует автор?

Продолжается работа над созданием кластера.

Делают вывод

 

Чтение фрагментов из текста

Писатель правдиво описывает то, что произошло на Сенатской площади

 

 

 

Ученик читает письмо

 

1 группа

Чтение фрагментов

 

Княгиня показана через отношение к родным, к отцу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

Слайд 17

 

Слайд 18

(1 часть)

 

 

 

 

 

Слайд 19

  Княгиня в дороге. Чтение описания пейзажа.

ü Какова его роль в тексте?

ü К какому виду характеристики относится пейзаж?

Продолжается работа над созданием кластера.

Видеофрагмент. Встреча с иркутским губернатором.

ü  Как характеризует княгиню эта встреча?

ü  Какие аргументы выдвигает губернатор, заставляя княгиню вернуться?

ü  Почему губернатор создает препятствия?

ü  Решение княгини – это временный порыв или результат твердого убеждения в правоте? Почему?

Работа с текстом.

I вариант. Найдите в тексте, как характеризует княгиню светское общество.

II вариант. Как отвечает княгиня на слова губернатора о том, что она «жалкая раба»?

ü  О чем свидетельствует ответ Трубецкой?

Вывод: все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему мужу и долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:

Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено вернуться в Россию.

ü  Как показана героиня?

Продолжается работа над заполнением кластера.

ü  Назовите черты характера княгини Трубецкой.

Составление кластера.

Обобщение: испытания, выпавшие на долю княгини, проявили силу ее характера, решительность, мужество, способность к самопожерт-вованию.

ü  Давайте вернемся к линии жизни и найдем на ней дату 14 декабря 1825 года.

ü  Какую роль сыграло это событие в жизни Трубецкой?

ü  Обобщение: 14 декабря 1825 года сыграло в судьбе княгини Трубецкой роль трагическую, но испытания раскрыли лучшие черты характера героини.

Продолжают составлять кластер

2 группа

Говорит о трудном пути, о климате, который ее убьет

Княгине придется отказаться от гражданских прав, от дворянства

 

 

Он выполняет волю царя

 

 

Зачитывают фрагмент текста

Дает отрицательную характеристику, высмеивает его

О ее патриотизме, гражданской позиции

 

Мы как будто видим события так, как они происходили

Образ ярче, мы слышим ее речь

 

Через отношение к губернатору

Косвенная характеристика

 

Трагическую, ведь она многое потеряла. Но она любила мужа, поэтому поехала за ним

 

 

 

Кластер

 

 

 

Диалоговое обучение: кумулятивная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кластер

 

Слайд 20

 

ИКТ

Слайд 21

 

 

 

 

Слайд 22

Слайд 23

(2 часть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 24

 

Слайд 25

Рефлексия, оценивание ü  Можно ли назвать подвигом поступок Трубецкой?

Написать эссе: «В чем заключается смысл названия поэмы «Русские женщины»?

Авторский стул: чтение эссе.

Возвращение к эпиграфу.

Обобщение: При всей исторической конкретности образ княгини Трубецкой обобщен, он воплощает лучшие черты русских женщин, русского народа. Говоря о княгине, писатель приветствует ее за то, что:

Она другим дорогу проложила,

                Она других на подвиг увлекла!

ü  Все-таки, почему поэма называется «Русские женщины», а не «Декабристки» или «Русские княгини»?

ü  Выходит, строки «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» и «Красавица — миру на диво» относятся и к женам декабристов?

ü  Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?

 

 

 

 

Зачитывают эссе

 

Делают вывод

Формативное оценивание

 

Авторский стул

Слайд 28

 

 

Слайд 29

 

 

ИКТ

 

Домашнее задание Прочитать поэму Н.А. Некрасова «Княгиня Волконская» и написать мини-сочинение на тему «Способна ли современная женщина поступить, как княгиня Трубецкая?» Ученики записывают д/з в дневники.   Дневник ученика

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/eem9-Fq23H7b4K

(Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *