Образование как среда для обеспечения и развития традиций
Казахстан, Алматинкая область, Балхашский район
«Школа –интернат Баканас»
Учитель русского языка и литературы
Саримбетова Сауле Тлеубековна
Цель работы:
Реализация программы «Туған жер» в общеобразовательной школе, как источника развития казахстанского патриотизма.
Задачи:
- Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
2. Развить у школьников чувство патриотизма, ввести навыки научно-исследовательской работы. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся. - Расширение кругозора учащихся с патриотической, гражданской, эстетической, экономической, экологической точек зрения, развития мыслительной способности, обогащение их мировоззрения.
Актуальность в том, что это патриотическое воспитание больше внедряется в учебную деятельность школы. И ведутся много исследований по патриотическому воспитанию.
Образование как среда для обеспечения и развития традиций
Какими бы прекрасными ни были цветы, они погибнут, если уничтожить корни. Агата Кристи
В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» глава государства подчеркнул, что патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям– это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. Президент отметил, что лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах.
«Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества» Д. С. Лихачев.
Опыт в процессе образования просвещённого и культурного мира показывает, что в формировании интеллекта, мировоззрения, а также духовно-нравственного облика личности огромное значение имеют среда, к которой она принадлежит, и социальные отношения, возникшие в данной среде. Так как в среде, окружающей личность, существуют объективные и субъективные факторы, необходимые для формирования её сознания, духовно-нравственного облика.
Развитие каждого нового поколения зависит от того, как устроена социокультурная среда.
Социокультурная среда, созданная в образовательном учреждении трудом педагогов, и есть мир, который оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ученика. Учителю предоставлена возможность воздействовать на результаты деятельности учащегося одновременно в социокультурной и развивающей образовательной среде по нескольким направлениям:
1) организация социального действия через изменение структуры деятельности;
2) включение новых культурных норм (например, оформление продуктов собственной деятельности: поделок, презентаций, фотографий, стенгазет, видеороликов, инсценировок, проектов и т.п.);
3) рождение новых «очагов» культуры в виде сообществ единомышленников, увлеченных одной идеей (целью) — юных путешественников, исследователей, краеведов, юных конструкторов, школьных центров одаренных детей «Дарын» и т.п.
4) приобретение социального опыта через реализацию социально-профессиональных проб в неформальной системе должностно — ролевого самоуправления детско-юношеского объединения или классного коллектива образовательного учреждения.
В целях расширения кругозора учащихся с патриотической, гражданской, эстетической, экономической, экологической точек зрения, развития мыслительной способности, обогащения их мировоззрения эффективным считается использования на уроках русского языка методов обучения.
Например, в деле патриотического воспитания учащихся на уроках русского языка целесообразным считается применение интерактивных методов, с помощью которых пополняются представления и понятия учащихся и национальных традициях, о богатом наследии, и светлом будущем страны.
В частности, основой для формирования навыков, знаний на русском языке, обогащения кругозора учащихся служит проведение дискуссий на темы типа правила этикета, приветствие, уважение к родителям, трудолюбие, Чувство Родины, Защитники Отечества, святые места, хорошие-плохие привычки, природа и её охрана, народные игры, легенды, рассказы.
В плане эстетического воспитания эффективным считается использование на уроках русского языка в целях привития в сознание молодёжи чистоплотности, вкуса, аккуратности, культуры моды, общения, чувства прекрасного методов вида беседа, тренинг-контакты, работа в группах.
Нужно научить учеников самостоятельно мыслить, свободно говорить, сделать речь плавной, слушать с терпением их рассуждения.
Так как, сегодня нашей задачей является формирование всесторонне эстетичной, культурной и воспитанной молодёжи, передача национальной духовности, ценностей, национального воспитания, мы должны эффективно использовать новые педагогические технологии, свойственные системе образования.
Использование педагогом новых методов обучения, его инновационная деятельность, способность выбрать педагогический такт- всё это является процессом, направленным на обучение и воспитание учащихся на закрепление полученных ими знаний.
Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:
- конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Правила организации интерактивного обучения на уроках:
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения. С другой стороны, освоение активных методов обучения просто невозможно без непосредственного включения учителей в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к «непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.
Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.
Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Предлагаются разные методы для более творческой сути процесса обучения, освоения и восприятия разными методами любой информации со стороны учеников.
Этапы активного урока при использовании современных методов преподавания:
- Мотивация (возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, вопрос для изучения) – 5-10 мин.
- Исследовательская работа (групповая работа) – 10-12 мин.
- Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу) – 7-8 мин.
- Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) – 5 мин.
- Обобщение и результат – 5 мин.
- Оценка – 3 мин.
- Творческое применение (задание домашней работы) – 2 мин.
Важность урока обусловлена не только его содержанием, но и формой тоже. Урок полезен еще и тем, что учить думать. Урок приносит пользу тогда, когда возбуждает живой интерес, радикальную реакцию у учеников. Еще заставляет их войти в дискуссию, вести себя согласно материалу. Такой урок не только станет живым и интересным, но и внедрит ученикам навыки мышления, которые останутся с ними на всю жизнь.
Только не каждый материал, особенно те, которые имеются в учебниках, даст возможность использовать выше названные категории. Поэтому если мы вместо текста в учебнике будем применять газетный материал, или вместо того, чтобы читать текст будем рассказать им какую-то историю, представим фото или произведение искусства, сделаем презентацию с помощью компьютера и проектора, одним словом если сделаем урок разноцветным, он станет лучше.
Наиболее эффективным мтодом является проектное обучение. Именно оно, на мой взгляд, позволяет активизировать учащихся, привлечь их внимание к традициям народа, города, школы. Причём, как правило, проектная деятельность позволяет раскрыться всем ученикам.
Проект, названный «Малая Родина», является практическим воплощением некоторых современных педагогических идей, охватывает такие предметы, как литература, русский язык, история, краеведение.
Идея первая: ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!
Изучение родного края может стать смысловой основой всего уклада школьной жизни. Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.
Глава государства подчеркнул наряду с проектом «Туған жер», который направлен на местные, локальные объекты и поселения, нам необходимо укрепить в сознании народа и другое – общенациональные святыни.
Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или. как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана».
У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа.
Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе.
Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест. / Из статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»/
Русский педагог В.А. Сухомлинский так сказал о сущности краеведческой работы: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами человека».
Реализации этой идеи помогают музеи и школьная библиотека, учителя и родители.
Идея вторая: НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ
Смысл жизни — стремление к достижению всеобщего благоденствия, согласия и гармонии между людьми. Каждый человек должен заботиться о своем совершенствовании. Гордость и алчность — виновники зла. Скромность, правдивость, умеренность, самообладание — положительные качества человека. Интересные мысли о личности кочевника, об особенностях хорошего и плохого человека высказывали Шалкииз-жырау (XVI в.) и Жиембет-жырау (XVII в.).
Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры. Из статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»/
Идея третья: УМЕТЬ ЗАМЕТИТЬ КРАСОТУ НАШИХ ГОРОДОВ И СЕЛ
Изобретение и распространение юрты относятся к середине первого тысячелетия.
Традиция возведения курганов над могилой умершего сложилась в кочевой среде в степях Центральной Азии раньше, чем в других регионах.
Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных аулов и полей, рек и озер. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Моё село», «Улица моего детства» и др.
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.
Цели проекта:
- привлечение внимания учащихся к ценностям, музе поэтов и писателей;
- приобретение более глубоких научных теоретических знаний, формирующихся в ходе научно-практической работы;
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к истории, литературе, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма;
- обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
Проект – пример того, что процесс образования – это не только усвоение системы знаний, но и развитие личности, принятие духовно-нравственных, социальных семейных ценностей, пример организации единой образовательной среды.
Жизнь в школе должна быть яркой и интересной, насыщенной, наполненной радостными хлопотами и заботами. Пусть ребята слагают стихи о родном крае, рассуждают о толерантности, пишут, узнают о судьбе народа. Пусть с трепетом слушают воспоминания предков, рассматривают старые фотографии и пытаются понять, что помогло им выжить и сохранить землю, пишут об этом стихи и сочинения! Пусть интересуются историей родного города, школы, рассуждают о прошлом, настоящем и будущем Казахстана, строят планы по его развитию и процветанию и пишут стихотворения.
Список литературы:
1. Статья Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», 2017 г.
- Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с: фотоил. ISBN 5-08-002068-7
- Особенности народной педагогикии воспитания представителей казахского этноса. Екатеринбург, 2008
- Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.