Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Казахстан, Северо-Казахстанская область, район им. Г. Мусрепова, с. Тахтаброд
КГУ «Тахтабродская средняя школа»
учитель начальных классов
Джус Ирина Фёдоровна
Цель: формирование умения различать одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
Задачи: — учить работе со словом, отрабатывать умение разбирать слова по составу,
подбирать антонимы и синонимы к словам, различать одушевленные и
неодушевленные имена существительные.
— развивать речь, сообразительност
— прививать интерес к предмету.
Форма урока : урок-игра
Оборудование: мозаика с изображением клоуна который жонглирует словом
«существительное
составления кластера «имя существительное»
предметов, с сюжетными картинками; маска «Мудрая сова»
Ход урока
I. Организационный момент.
— Дорогие ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Наша задача проявить
гостеприимство – поделиться самым лучшим: своими знаниями и умениями.
Все встряхнулись, потянулись,
И друг другу улыбнулись.
А теперь тихонько сели
Принимаемся за дело.
II. Актуализация знаний учащихся.
Минутка чистописания: В в
Витя волны
— Чем отличаются между собой строчки? (буквы, слова)
— Что общего в словах и чем они отличаются? ( общее: начинаются с буквы В, имеют два слога. Отличие: одушевленное и неодушевленное существительное, буква В мягкая и твердая)
— Молодцы, ребята!
III. Тема урока
— Сегодня на уроке мы будем говорить о словах. Так как урок у нас необычный, хочу предложить вам игру. Я знаю, что многие дети любят складывать мозаику из кубиков или пазлов. Я тоже приготовила для вас мозаику, которую мы будем складывать в течении нашего урока. Каждое правильно выполненное задание позволит нам открыть одну из частей мозаики. Чтобы картинка полностью открылась нужно быть внимательными, собранными и активными.
Итак, начнем с повторения.
1) Состав слова. (фронтальный опрос)
— на какие части можно разделить слово?
(дети называют части слова. Дают их описание. Учитель вывешивает их названия на доске)
— Что мы узнали о правописании приставок?
— Как проверить безударную гласную в корне?
( дети хором: Если буква гласная вызвала сомнение
Ты ее немедленно поставь под ударение)
— Как проверить парный согласный в корне?
(дети: Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй)
2) Работа в парах
— На столе у вас лежат карточки со словами в которых надо вставить пропущенные буквы. В…дичка, л..сной, щу…ка, подста…ка. Обозначте их части. (дается время на выполнение)
— Давайте проверим вашу работу. ( к доске вызываю 4 человека. Каждый объясняет по 1 слову. Остальные проверяют)
— Ну что ж, замечательно. Вы заслужили право открыть первую часть мозаики. ( один из учеников выходит и сам выбирает любую из частей)
3) лексическое значение слов.
— Мы узнали , что у каждого слова могут быть синонимы и антонимы. Расскажите, что вы о них знаете?
— На доске вывешаны слова: маленький
смелый
чёрный
— Первый вариант сейчас подберет и запишет синонимы к этим словам, а второй – антонимы.
— Давайте проверим, что у нас получилось? ( с левой стороны от слов на доске записывают синонимы, с правой- антонимы)
— Очень хорошо. Открываем вторую часть мозаики.
4) Составление кластера – имя существительное.
— Каждое слово в русском языке принадлежит к какой-либо части речи. ( вывешиваю на доске карточку – «часть речи» И дальше после каждого ответа.)
— О какой части речи мы говорили на предыдущем уроке? (сущю)
— Что обозначает эта часть речи?
— На какие вопросы отвечает?
— Почему 2 вопроса? Чем они отличаются?
5) Отработка умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
— На столе у меня лежат карточки с изображениями различных предметов. Быстренько, продвигаясь по «цепочке», берем одну из карточек, называем предмет и определяем одушевленный он или нет. Прикрепляем карточку под соответствующим вопросом: Кто? или Что?
— Замечательно. Вы сегодня большие молодцы! Открываем третью часть мозаики.
— А теперь все успокоились. Сели ровненько.
Учитель: Руки? Дети: На месте!
Ноги? Вместе!
Спина? Прямая!
Локти? У края!
— Интересно узнать что на рисунке?
— Тогда продолжаем.
6) Работа с учебником
— Откройте учебники на странице 162. Найдите упражнение 400. Это задание на сообразительност
Проверка.
— Замечательно! Открываем еще одну часть мозаики.
IV. Физминутка
Видео презентация
V. Исследовательска
— Мы с вами назвали много разных слов, но русский язык очень многогранный и необычный. И сейчас пришло время обратиться к «Мудрой сове».
(«Мудрая сова» — это ученик который дома проводил исследование по заданной теме. Выходя к доске, он надевает специальную маску совы)
«Мудрая сова» демонстрирует рисунок мужчины и женщины и делится своими рассуждениями:
— Мы видим 2 одушевленных предмета – мужчину и женщину. К ним мы можем подобрать огромное количество различных названий. Например: брат и сестра, друг и подруга, мама и папа, учитель и врач, хоккеист и певица … и все эти названия тоже будут относиться к одушевленным существительным.
— Спасибо, Мудрая сова. Твои наблюдения помогут нам выполнить следующее задание.
VI. Самостоятельная работа.
— Думаю, что многие из вас обратили внимание на «Загадочный конверт», который расположен у доски. Как вы думаете, что в нем находится?
— В конверте находится последнее задание, которое вы будете выполнять самостоятельно. Это карточки с сюжетными картинками. Ваша задача – выписать по 4 одушевленных и неодушевленных существительных. Не забудьте о чем вам рассказала Мудрая сова.
— Проверим вашу работу. ( заслушать 4 -5 ответов)
— Очень хорошо. Вы здорово потрудились и мы открываем последнюю часть мозаики.
VII. Итог урока.
— Что же мы видим на картинке? (клоун)
— Каким словом жонглирует клоун?
— Что оно обозначает?
— На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?
— А неодушевленные?
— Молодцы!
Запись домашнего задания.
Выставление оценок.
VIII. Рефлексия.
— Дети, вам понравился наш урок?
— А то, как вы работали?
— Мне очень понравилось как вы работали. Вы у меня молодцы. Поэтому я прикреплю к доске солнышко. Если вам все понравилось прикрепите к нему лучи, а если нет, то тучку.
— У нас получилось замечательное солнечное небо. Спасибо за урок.