Организация единого информационного пространства: родитель ребенок педагог
Казахстан, Карагандинская область, Осакаровский район, с. Есиль
КГУ СШ №2
Воспитатель Мини-Центра
Олейник Светлана Петровна
Детскому саду, как известно, принадлежит важная роль в осуществлении педагогического просвещения родителей. Он включает в себя систематическое активное распространение педагогических знаний среди родителей, организацию изучения и пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания детей, повышение педагогической культуры родителей и активизации их педагогического самообразования.
В нашем мини-центре сложились формы педагогического просвещения родителей (изучение семьи, наглядно-информационная пропаганда: стенд для родителей, альбомы детских работ, консультации, родительские собрания). Чтобы формы педагогического просвещения стали более действенными, нужно начать свою работу с изучения семьи. Тут следует обратить внимание не только на бытовые условия жизни семьи, но и на внутрисемейные отношения.
Условно семьи можно разделить на три группы. К первой группе можно отнести семьи, в которых имеется положительный опыт по нравственному воспитанию детей. Родители из этих семей могут оказаться активными нашими помощниками http://uchitelya.com. Ко второй относятся семьи, в которых родители хотят видеть своего ребенка нравственно воспитанным, но у них нет для этого опыта и знаний. В семьях третьей группы родители воспитывают детей не правильно, у них нет педагогических знаний и нет желания их получить. Естественно, такие семьи требуют особого внимания.
Расскажем о некоторых формах использования наглядно-информационной пропаганды.
Стенд для родителей тогда привлекает внимание, когда он постоянно обновляется. Необходимо тщательно продумать тематику материалов, оформление. Можно предложить, например такие темы: «Формирование взаимоотношений с окружающими — одна из задач совместной работы мини-центра и семьи», «Формирование элементов игры и развитие детских взаимоотношений», «Использование игр-занятий для воспитания положительных взаимоотношений», «Роль книги в воспитании ребенка», «Причины способствующие возникновению нежелательных, аффективных качеств и форм поведения», « Моти вы детских взаимоотношений». И т.д. На стенде для родителей целесообразно помещать материалы об опыте воспитания ребенка в семье.
Групповые родительские собрания дают родителям полезные педагогические знания. Родительские собрания – основная форма взаимодействия с родителями. Темы родительских собраний могут быть те же, что и темы материалов стенда для родителей. Одним из методов повышения активности родителей на собрании являются проблемные задания. Задолго до собрания можно предложить им, например, понаблюдать за поведением ребенка в игре (как он общается с сестрой, братом, сверстниками, как относится к игрушкам). Предложить родителям на родительском собрании поделиться своими впечатлениями, дать оценку действий детей, высказать мнение, что ими хорошо усвоено, на формирование каких сторон поведения следует обратить особое внимание. Проблемная постановка заданий нацеливает на активное восприятие того, что будет предметом обсуждения на собрании.
Мы привлекаем матерей отцов из семей, в которых успешно осуществляется формирование положительных взаимоотношений, к выступлениям на групповых родительских собраниях, консультациях, распространяем их опыта через стенды для родителей, это способствует улучшению педагогических условий воспитания малышей. Чтобы вызвать у родителей интерес к педагогической проблеме можно продемонстрировать некоторые виды детской деятельности.( прослушивание записей, фрагмент занятия, утренника). Предложить родителям игры, которые они могут проводить в семье. Например : Построить домик для петушка, курочки, цыпленка. Чтение потешки «Баю-баю», «Тук-тук кто пришел», «Передай игрушку», «Заяц на приеме» и т.д. Большое значение имеют взаимосвязанные темы, углубляющие навыки общения: встреча новой куклы, уход за куклой, лечение куклы. И т.
Подчеркивая определенное значение игр, занятий, художественного слова в деле нравственного воспитания, педагог стимулирует у родителей потребность размышлять над педагогическими фактами, активно применять имеющиеся у них знания.
Действенно можно использовать и такую форму распространения педагогических знаний, как выставки (к родительскому собранию, консультациям, беседе). Например, к теме «Роль игры в развитии ребенка и формирование доброжелательных отношений» недостаточно лишь показать родителям, каким должно быть игровое хозяйство малыша в семье. Важно научить их тому, как использовать игрушки для воспитания у детей общительности, доброго отношения ребенка к сверстникам, взрослым. Нужно дать совет, чтобы взрослые, старшие братья, сестры играли с малышами ежедневно в течение 15-20 минут. В этом случае можно заметить наметившуюся положительную динамику воспитания малышей в игре.
Беседуя с родителями, воспитатель обязательно задает вопрос о книгах: есть ли у ребенка детские книги? Кто их читает? Необходимо объяснить, как правильно читать детям книги, как правильно подбирать литературу. Чтобы родители знали, какую книгу купить ребенку мы организовывали выставку: «Литература для детей».
Многие родители интересуются вопросами музыкального воспитания, но испытывают определенные трудности в его осуществлении, другая — больше внимания уделяет созданию материальных условий, а целенаправленность воспитания отсутствует, третья не учитывает возрастные особенности. Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей.
Педагогическое просвещение родителей призвано вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей. Поэтому, при составлении перспективного плана работы с семьей мы это учитываем.
Музыкальный руководитель приглашает родителей на специальные занятия, посвященные тому, как обучать детей на музыкальных инструментах. Показываем приемы игры на каждом инструменте в отдельности, раскрываем последовательность заданий, предлагаем родителям сыграть на инструментах вместе с детьми. Родители принимают участие в воспитательных мероприятиях, помогают оформить зал, готовят костюмы, вместе с детьми поют песни, танцуют и играют. Учитывая пожелания родителей, мы рекомендуем сценарии праздников для дома, материал, который не требует большой подготовки. Привлекаем родителей к составлению сценариев. Они не только составляют сценарий, но и охотно принимают в них участие.
Большое внимание уделяется физическому воспитанию детей. Детям интересны занятия, в которых родители бегают и прыгают вместе с ними. Мы проводим « Веселые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья» с участием родителей.
Мы предлагаем различные варианты педагогического просвещения родителей: родительский всеобуч, семинары-практикумы, ролевые игры, которые предлагают активное участие родителей. Именно активная деятельность родителей в процессе размышления и поиска ответов на волнующие вопросы способствует дальнейшему воплощению решений в жизнь.
Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми и в дошкольных учреждениях важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Если подойти к этой работе творчески, то родители могут стать помощниками, союзниками, единомышленниками и помогут сделать жизнь детей ярче, разнообразнее и радостнее.