Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Основные тенденции развития западных стран во второй половине 20-начале 21 вв

Казахстан, Актюбинская область, Хромтауский район

Акжарская средняя школа

Учитель истории, права и обществоведения

Расмагамбетова Елена Борисовна

ЦЕЛЬ

Охарактеризовать политическое и социально- экономическое положение стран Запада

Определить особенности, истоки «государства благоденствия» Проанализировать условия европейской интеграции

РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ

  • Актуализировать знания о тенденции развития западных стран:
  • Усвоить самостоятельно особенности политического и социально- экономического развития :
  • Приобретут навыки критического мышления, работы в группах.

ТИП УРОКА

Комбинированный

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

ИР, ГР.

Кластер, мозговой штурм, устный опрос, синквейн

ОБОРУДОВАНИЕ

Иллюстрации, Политическая карта мира

ЭТАПЫ

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ УЧАЩЕГОСЯ

ВРЕМЯ

ОЦЕНИВАНИЕ

РЕСУРСЫ

І.Побуждение

1. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

2. Опрос дом задания.

— Метод «Мозговой штурм» по новым словам.

— Метод «Показательный ответ» Мир после второй мировой войны.

Наблюдает, слушает и корректирует ответы учеников

1.ИР.

Дают ответы по определению новых слов.

2. Дают устный ответ, анализируют особенности политического развития мира.

2 мин

10 мин

По ответам учеников

Учебник Всемирная история

ІІ. Осмысление

1. Метод «Развернутая лекция» по плану:

— Экономический бум

— Государство всеобщего благоденствия

— Интеграция

— Кризис 70-х годов

— Демократизация

2. Организация групповой работы по вопросам стр 18- 1,2,3,4.

3.Наблюдение за работой и слушать ответы учеников

1. ИР. Внимательно слушают учителя, ведут записи в рабочей тетради.

2. ГР. Изучают материал по учебнику, находят ответы на вопросы. Свои ответы отразить на плакате.

3. Презентуют свой ответ, с помощью постера, иллюстрации.

10 мин

15 мин

Умениевнимательно слушать и выделять основную информацию

Умение найти ответ, информацию и данести до класса.

Учебник, Интернет

ІІІ.Рефлексия

Метод «Саммари»(краткое изложение объемной информации) в одном предложении о тенденции развитии стран Запада.

5 мин

По результатам краткого изложения

ІV. Домашнее

задание.

§2,

3 мин

Учебник и дополнительная литература

«Развернутая лекция»

По окончании второй мировой войны западные союзники выполнили свои обязательства. В европейских странах, освобожденных от нацистской оккупации англо-американскими войсками, прошли референдумы, в которых население выбрало формы правления (повсеместно демократические). Прошли и свободные выборы в органы власти.

Экономический бум

В годы войны американское оружие, продовольствие, автомобили, станки, ткани и т.д. были остро необходимы во всех воюющих странах антигитлеровской коалиции; фирмы США получили для своих товаров почти неограниченный рынок сбыта. Экономическая депрессия сменилась бурным ростом производства, уровня жизни и общественного богатства. Большие налоговые поступления в казну позволили государству помочь устроиться в новой жизни десяти миллионам демобилизованных солдат, начать строительство большого количества дешевого жилья, увеличить все виды пособий нуждающимся. Часть заработанных на войне средств США предоставили разоренной Европе (план Маршалла).

Американские кредиты и огромная потребность населения в самых разнообразных товарах породили в западноевропейских странах невиданную деловую активность; за несколько лет довоенный уровень производства был восстановлен. Дальнейший экономический рост в 1950—1960-х гг. был просто феноменальным — самым быстрым за всю историю Европы.

В отличие от СССР (также быстро восстановившего свою довоенную промышленность) в западных странах восстанавливались и развивались, прежде всего, мирные отрасли, определявшие качество жизни населения.

Государство всеобщего благоденствия”

Всё это очень напоминало время процветания 1920-х гг., кончившееся, как все помнили, экономической катастрофой Великого кризиса, социальными потрясениями, ростом тоталитаризма и мировой войной. Но этот исторический урок был хорошо усвоен, и повторения подобного сценария не допустили.

Великий кризис потряс западное общество до основания, перевернул многие представления о том, как должно быть организовано демократическое общество со свободным рынком.

В США государство начало регулировать объемы производства в различных отраслях, отношения между предпринимателями и наемными работниками, перераспределять общественное богатство в пользу малоимущих с 1930-х гг. (новый курс президента Рузвельта). В послевоенные десятилетия такая политика возобладала во всех западных странах — государство стало активно контролировать частное предпринимательство и обеспечивать жизненный уровень всех своих граждан (такое государство стали называть государством всеобщего благосостояния).

Экономический бум, обильные налоговые сборы в казну позволили создать во всех развитых странах системы социального обеспечения. Часть прибылей предпринимателей государство передавало малоимущим — в виде пенсий, пособий, различного рода льгот.

Для миллионов людей уходили в прошлое нищета, страх потерять заработок и каждодневная, изматывающая душу и нервы забота о куске хлеба насущного. Мечты о сытости сменились новыми (и вполне достижимыми) желаниями — автомобиль, хороший дом, сложная и качественная бытовая техника, отдых, образование… “Реальный социализм” СССР и Восточной Европы переставал манить достигнутой “социальной справедливостью” на уровне бедности (по западным стандартам).

Даже потерявший работу человек продолжал оставаться покупателем; на товары был устойчивый и платежеспособный спрос. Всеобщие кризисы перепроизводства экономике, казалось, уже не грозили.

Перемены в экономике

1950—1960-е годы — время научно-технической революции (НТР). И крупные корпорации, и мелкие фирмы буквально гонялись за научными новинками и изобретениями, надеясь с их помощью выжить на рынке и победить в конкурентной борьбе.

Новые технологии делали производство товаров более экономичным, дешевым, массовым. Они создавали и совершенно новые виды товаров и услуг. Теле- и радиоаппаратура, сложные бытовые приборы, новые типы автомобилей — всё это требовало рекламной раскрутки, ремонта, снабжения расходными материалами и т.п. Число работающих в сфере услуг превысило количество непосредственных производителей.

Настоящая революция произошла в западном сельском хозяйстве. Его основой так и остались семейные фермы, но теперь их обслуживало множество небольших фирм, поставлявших технику, удобрения, высокоурожайные семена и корма, закупавших и вывозивших выращенную продукцию и т.д.

Европа, до того ввозившая бульшую часть необходимого ей продовольствия, сумела теперь не только полностью себя им обеспечить, но и стала экспортировать свою сельскохозяйственную продукцию.

Интеграция

Еще одна особенность послевоенного Запада — очень тесные хозяйственные связи, взаимопроникновение, даже сращивание экономик индустриальных стран (такого не было в 1920-е гг.).

Совместное противостояние коммунистическому блоку с самого начала сплачивало правительства западных стран, приучало к совместным, согласованным действиям во всех областях — в том числе и экономической. Никогда еще мировая торговля не была столь масштабной и интенсивной — с каждым годом во всех странах увеличивалась доля товаров, предназначенных на экспорт, и ни одна страна не могла уже прожить без ввоза товаров из-за рубежа.

Эта взаимозависимость национальных народных хозяйств — интеграция — превращала мировую экономику в единый организм (в котором здоровье каждого органа было важно для всех остальных). Всё это сказалось на развитии ситуации, когда для индустриального Запада наступили нелегкие времена.

Кризис 1970-х годов

Настоящим золотым дном для индустриальных стран был район Персидского залива. Четверть века оттуда нескончаемым потоком шла очень дешевая и качественная нефть, ставшая энергетической основой бурного промышленного роста всего западного мира. Но в 1973 г. на Ближнем Востоке разразилась очередная арабо-израильская война, в которой победил Израиль. Арабские страны решили наказать поддерживавший Израиль западный мир — начался нефтяной шантаж.

Сначала нефтедобывающие страны исламского мира вообще перекрыли нефтяной кран, потом год от года стали взвинчивать цену на нефть (пока она к концу 1970-х гг. не возросла вдесятеро).

Эра дешевой нефти кончилась. Энергия дорожала непредсказуемыми скачками, а вместе с нею росла и себестоимость большинства товаров. Для того чтобы поддержать жизненный уровень населения и его платежеспособный спрос, государства вынуждены были печатать новые деньги — началась повсеместная инфляция, при которой стали невыгодными вложения в производство. Экономический рост застопорился.

Это был первый серьезный экономический кризис после войны. Но в катастрофу ему перерасти не дали. В 1970-е гг. — в отличие от 1930-х — руководители западных стран в панику не впали, не стали действовать по принципу “Спасайся, кто может!”, а попытались остановить сползание в пропасть совместными усилиями.

Тем временем быстро внедрялись новые технологии — более экономичные, энергосберегающие; зависимость от ближневосточной нефти слабела. На рубеже 1980-х гг. начался новый виток научно-технической революции, связанный с массовым применением компьютеров; возросла экономичность и продуктивность труда. Нефтяной шантаж не удался — цены на энергоносители поползли вниз, а экономика западного мира вновь пошла в рост.

Эволюция демократии

Права гражданские (право на жизнь, личную неприкосновенность и т. д.) и политические (право избирать, быть избранным и т. д.) дополнились правамисоциальными (право на труд, на отдых, на жилье, на пенсии и т.д.), которые, как правило, не фиксировались в конституциях, но обеспечивались в реальности.

После войны в западной общественной жизни утвердились и те принципы, которые давно были занесены в конституции, но осуществлялись с трудом (например, равноправие женщин и мужчин, людей разных рас, национальностей, религиозных убеждений).

Укоренение этих прав произошло в результате многолетней организованной борьбы профсоюзов и других общественных организаций, отстаивавших интересы своих членов в рамках законности.

4. Закрепление темы: Вопросы

1. Почему в западноевропейских странах, освободившихся от нацистской оккупации, установились демократические политические системы?

2. Чем объясняется бурный экономический рост стран западного мира после второй мировой войны?

3. С чем был связан экономический кризис 1970-х гг.? Как из него выходили индустриальные страны?

4. Какие изменения произошли в западном мире после второй мировой войны?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *