Открытый урок — Путешествие в страну Алгоритмика
Здравствуйте, ребята.
В обычный день, в урочный час
Я в путешествие приглашаю вас.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Алгоритмику.
Эпиграфом к нашему путешествию будет…. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Л.А.Сенека
Отправляясь в путешествие, люди собирают необходимый багаж, планируют и изучают маршрут, ставят перед собой какие то задачи.
Но в дороге они обязательно встречают, что-то новое для себя. Давайте и мы начнём собираться. В качестве багажа возьмём наши знания и умения.Перед путешествием на курсы программирования для детей https://bb.webschool.kiev.ua/ мы с вами ознакомимся с картой путешествия, чтобы не заблудиться.
Давайте посмотрим на экран (карта)
1. Станция «Познавайка» Знакомство с понятием алгоритм , его свойствами, видами алгоритмов и формами, с помощью которых можно записать тот или иной алгоритм
2. Колесо истории, повернув которое мы познакомится с историей возникновения данного понятия
3. Алгоритмы в сказках
4. Алгоритмы в реальной жизни
5. Привал
6. Станция «Закрепляйка»
На столе у вас тоже есть карта и информационные листки, которыми вы можете пользоваться.
Ну, что ж…в путь.
Итак, первая станция «Познавайка»
В нашей повседневной жизни мы совершаем несколько тысяч алгоритмов, даже не задумываясь об этом. Мы выполняем определенные действия в определенной последовательности для достижения какой-либо цели.
Итак, Алгоритм –это точная инструкция выполняемых действий, понятная исполнителю, приводящая к конкретному результату.
Алгоритмы можно описать следующими способами: Словесным, графическим, с помощью специальных языков программирования.
Например: посадка дерева
Блок-схема- описание алгоритма с помощью специальных блоков:
Которые соединены стрелочками, которые указывают на последовательность выполнения действий.
Алгоритмы бывают: линейными, разветвленными и циклическими.
Линейный алгоритм-это алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно.
Например:
Разветвляющийся алгоритм — это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Например: алгоритм покупки мороженного
Циклический алгоритм — это описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.
Например: испечь блины
Вот мы и познакомились с определением алгоритма, способами описания и видами алгоритмов, а теперь пора в путь.
Следующая остановка «Колесо истории» повернув, которое, мы узнаем откуда произошло это слово АЛГОРИТМ.
Продолжая свой путь мы попадаем в страну сказок. Вы любите сказки? Так вот, в сказках, тоже встречаются алгоритмы.
Например: сказка «Каша из топора»- какой алгоритм? это линейный алгоритм
«Иван-царевич и серый волк»-“Поехал Иван –царевич за Василисой Прекрасной. Ехал он, ехал, глядь — перед ним лежит огромный камень. На камне надпись: “Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь – голову сложишь… Давайте попытаемся составить с вами алгоритм по этой картине.
Подъехал Иван к камню
Если Иван – царевич пойдёт направо, то потеряет коня, а налево – самого себя. Выполнить он может только одно действие.
Как Вы думаете, какую дорогу он выберет? …это разветвленный алгоритм
«Золушка»: Принц примерял туфельку многим девушкам, пока не нашёл хозяйку туфельки. – это циклический алгоритм
В сказках хорошо, но пора и в реальную жизнь возвращаться, и мы приближаемся к следующей станции, а какой? Алгоритмы в жизни.
1. Собраться в школу- Давайте посмотрим и назовем в какой последовательности надо выполнять действия. какой это алгоритм? линейный алгоритм
2. “Одеться по погоде”. Если на улице температура ниже 0, то необходимо надеть шубу, иначе – куртку. Какой это алгоритм?
3. Выполнение дом. задания.
Ну, вот пора и сделать привал.
Физкультминутка
Упражнения на релаксацию глаз
Шея, спина.
Ну, вот отдохнули немного, пора в путь. Давайте посмотрим карту, какая следующая станция?
Ст. «Закрепляйка»
Мы с вами познакомились с видами и свойствами алгоритмов. Теперь я предлагаю вам закрепить полученные на сегодняшнем уроке знания и выполнить самостоятельную работу.
Но сначала мне бы хотелось показать вам фокус.
Загадайте каждый своё число, а я его угадаю, только после того как вы выполните мои указания попробуем?:
- Загадайте число.
- Прибавьте столько же.
- Прибавьте 10.
- Разделите на два.
- Отнимите задуманное.
В результате у всех должно получиться число 5. В основе этой задачи лежит определённый алгоритм. А какой?
Линейный, а почему вы думаете что линейный?
Ой, посмотрите, колобок заблудился в лабиринте, помогите ему выбраться, давая ему команды.
Перед вами лежат карточки с картинками, угадайте, что это за сказка и составьте алгоритм в словесной и графической форме. Приступим!
Проверка знаний: Репка (карточка)
Ну, вот и подошло наше путешествие к концу.
А что вы нового узнали ребята?
Мне было очень приятно и интересно путешествовать с такими замечательными попутчиками, как вы, ребята. Но мне очень интересно, а с каким настроением закончили вы своё путешествие?! На столе у вас есть смайлики указывающие на ваше настроение. Поднимите их.
Я очень рада, что вам понравилось путешествовать и я очень надеюсь, что это путешествие в стану «Алгоритмика» будет для вас не последним. Всего вам доброго!