Зайка — огородник
Раймбердиева З.А.
Ясли/сад №8
г. Тараз, Жамбылская область, Казахстан
Технологическая карта организованной учебной деятельности
в средней группе
Лексическая тема: «Овощи».
Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Творчество».
Предмет: «Развитие речи».
Тема: «Зайка — огородник».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с овощами: где они растут и как
их собирают. Совершенствовать грамматический строй речи через умение строить предложения
по мнемо -дорожкам, согласуя слова в роде, числе и падеже, учить правильно подбирать слова-
действия.
Расширять и активизировать словарный запас по текущей лексической теме. Развивать мышление
через д/и, память через запоминание нового материала, внимание ч/з целевые установки,
фразовую речь через ответы на вопросы. Воспитывать усидчивость.
Оборудование: игрушки – зайчик, барашек, коза, белка, ёжик, волк, домик;
Овощи для огорода – горох, капуста, репка, морковка, огурец; иллюстрации овощей – свёкла,
помидор, огурец, репа, редис, картофель и др.; маска зайчика, мнемодорожки.
Словарная работа: овощи, помидор, огурец, свёкла, перец, капуста, картошка.
Этапы
деятельности
Действия логопеда Действия детей
Мотивационно –
побудительный
Звучит русская народная мелодия
«Во саду ли, в огороде». Логопед
обращает внимание детей на домик
Зайчика и огород рядом с ним.
Жил – был Зайчик – длинные ушки.
Он построил домик прямо на
опушке.
Перед домом – огород.
Всё у заиньки растёт:
И капуста, и морковка,
Свёклы красная головка.
Огурцы и помидоры –
Всё поспеет очень скоро.
Грядки Зайка поливает,
Сорняки же вырывает.
Дети входят в зал.
Организационно –
поисковый
Чистоговорка [д — д’] с движениями.
Да – да – да – в огороде лебеда.
Ду – ду – ду – вырву лебеду.
Де – де – де – лейка где?
Ды – ды – ды – я налью воды.
- Всё лето трудился на огороде
Зайчик. Настала осень.
Всё, что летом зеленело, —
Пожелтело, покраснело:
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях. —
Пришло время собирать урожай. - Сейчас мы узнаем, что у Зайки в
огороде.
Хоровод «Огородная –
хороводная». - Собирает Зайчик урожай,
складывает овощи в корзину. - Какие овощи Зайчик убирает с
грядки? (дети называют овощи по
иллюстрациям). - Подошёл к домику Зайчика
Барашек, красивый,
подстриженный.
Ритмическая игра «Барашек».
Дети хлопают в ладоши.
Сжимают пальцы в кулаки и
разжимают их.
Поднимают и опускают плечи.
Шлёпают ладонями по коленям.
Дети водят хоровод.
Дети по мнемо -дорожкам
составляют предложения.
- Зайка убирает помидоры.
- Зайка убирает огурцы.
- Зайка убирает перец.
- Зайка убирает капусту.
- Зайка убирает картошку.
- Зайка убирает морковку.
Подстригается барашек –
Чик – чик, чик- чик – чик,
Не жалеет он кудряшек –
Чик – чик, чик- чик – чик,
Знает: надо подождать –
Чик – чик, чик- чик – чик,
Кудри вырастут опять –
Чик – чик, чик- чик – чик.
- Угостил Зайчик Барашка зелёным
горохом. Поблагодарил Барашек
Зайку за угощение и пошёл домой.
А тут и Козочка прискакала.
Двигательные упражнения
«Козочка».
Я козочка Ме – ке – ке,
Я гуляю на лужке.
Острые рожки,
Тонкие ножки.
Козонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Козочка: Ме – ме – ме! Капустки
дайте мне! – просит Козочка.
- Зайке не жалко. Угостил он и
Козочку. Довольная Козочка унесла
домой красивый качан капусты. - А вот и Зайкина лесная подружка
прискакала.
Пальчиковая игра «Сосна».
Знают белочки
Дети «стригут» указательным и
большим пальцами, как ножницами,
в ритме стихотворения.
Дети ходят с высоким подъёмом
колена.
Показывают «рожки» пальцами.
Выставляют ноги на пятку.
Показывают «рожки» пальцами.
Бегают на носках.
Делают «пружинки».
И мишки,
Где в лесу шумит сосна:
У сосны на ветках шишки,
И в иголках вся она.
- Присела Белочка отдохнуть на
крылечко заячьего дома. Зайчик
угостил её сладкой репкой. - Вот и Ёжик спешит по тропинке.
Зайка и его не забыл, дал
попробовать вкусную морковку.
Двигательная игра «По сухой,
лесной дорожке»…
По сухой, лесной дорожке
Веселей шагают ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек,
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягоды, грибочки,
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадётся волк.
Превратиться ёж в клубок.
Ёжик, ёжик не зевай,
Кого хочешь приглашай. - А вот и хитрая Лиса крадётся к
зайкиному огороду. - Зайка хотел угостить Лису
огурцами. Но Лиса отказалась. - На обед самая вкусная еда – это
зайчатинка! – сказала Лиса и
показала свои страшные зубы.
Дети прижимают согнутые руки к
груди, опустив кисти вниз.
Показывают «медвежьи лапы».
Покачивают поднятыми вверх
руками.
Сжимают пальцы в кулаки, подняв
прямые руки вверх.
Поднимают руки вверх.
Дети играют в игру.
Логопедическая гимнастика.
«Лиса показывает зубы».
«Лиса пугает зайчика».
«Лиса лязгает зубами».
- Зайчик от страха задрожал – вот
так. - Плохо бы пришлось зайчишке, но
друзья пришли ему на помощь.
Лиса хочешь с нами дружить, мы
про тебя логопедическую распевку
знаем.
Логопедическая распевка «Лиса».
Са-са-са-это хитрая лиса,
Су-су-су-и живёт она в лесу,
Сы-сы-сы-много дела у лисы,
Со-со-со-она крутит колесо. - Как здорово, что вы подружились с
лисой. - Наши дети вам покажут сценку
«Спор овощей».
На полянке под сосной,
На опушке на лесной.
Слышен громкий разговор.
Это овощи и фрукты,
Завели горячий спор. - Кто из нас из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Что вы спорите, друзья,
Дети выполняют гимнастику.
Дети поют логопедическую распевку
«Лиса».
Знайте ссориться нельзя.
Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо овощи любить.
В круг скорей вставайте,
Танец начинайте.
Я красавица морковка,
Вы меня грызёте ловко.
Я рассыпчатый картофель,
Вы меня узнали в профиль.
Без капусты щи не сваришь.
И солянку не поджаришь,
А какие вкусные пироги капустные.
Самый вкусный и приятный,
Ну конечно сок томатный.
Свёклу надо для борща и для
винегрета,
Кушай сам и угощай,
Лучше свёклы нету.
Лук – приправа в каждом блюде,
И всегда полезен людям.
Рефлексивно –
корригирующий
Танец – игра «Зайка!»
По тропинке кувырком
Скачет зайка босиком.
«Заинька, не беги –
Вот тебе сапоги,
Вот тебе поясок,
Не спеши в лесок,
Иди к нам в хоровод
Веселить народ!»
Итог ОУД.
- Ребята. Как вы думаете, почему
животные пришли на помощь
Дети поднимают вверх прямые
указательный и безымянный пальцы,
поддерживая большим пальцем
остальные, и поворачивают «зайку»
вправо – влево.
Грозят указательным пальцем.
Протягивают в сторону правую руку,
потом левую.
Грозят пальцем.
Манят ручками.
Ответы детей.
Зайчику?
Ожидаемый результат:
Знать: название овощей и их внешние признаки.
Иметь: представление о внешних признаках некоторых овощей.
Уметь: выполнять инструкции логопеда, составлять предложения по мнемо -дорожкам.