Элементы IIА группы и их соединения. Лабораторный опыт №8 «Взаимодействие кальция с водой, раствором кислоты»
Авдонькина Инга Викторовна
КГУ «Общеобразовательная школа-лицей № 9 им. В. Саввы»
с. Мерке, Жамбылская область, Казахстан
Тема урока Элементы IIА группы и их соединения. Лабораторный опыт № 8
«Взаимодействие кальция с водой, раствором кислоты»
Учебные цели, достигаемые
на этом уроке (ссылка на
учебный план)
9.2.1.3 сравнивать общие свойства металлов 1 (I) и 2 (II) группы и
составлять уравнения реакций;
9.2.1.4 объяснять основные свойства оксидов и гидроксидов кальция,
характеризовать применение
Цель урока Все учащиеся сравнивают общие свойства металлов1 (I) и 2 (II) группы,
исследуют взаимодействие кальция с водой и кислотами, составляют
уравнения реакций, характеризующие основные свойства металлов и их
соединений на примере кальция, характеризуют их применение
Большинство учащихся составляют уравнения реакций, характеризующие
химические свойства кальция и объясняют основной характер оксида и
гидроксида кальция, характеризуют применение соединений кальция на
основе их свойств
Некоторые учащиеся обосновывают причинно-следственные связи
особенностей способов получения и протекания химических реакцийдля
металлов 1 (I) и 2 (II) группы
Критерии оценки — сравнивает общие свойства металлов I и II группы
- составляет уравнения реакций, характеризующие свойства кальция
- исследует взаимодействие кальция с водой и кислотой
- объясняет основные свойства оксидов и гидроксидов кальция
- характеризует применение соединений кальция в народном хозяйстве
Языковые цели Учащиеся:
Называют металлы 1 и 2 группы, дают характеристику соединениям
кальция, описывают свойства егосоединений
Предметная лексикаи терминология:
Щелочноземельный металл (alkaline earth metal, сілтіліқ жерметалдары),
негашеная известь (guicklime, сөндірілмеген әк), гашеная известь
(slakedlimе, сөндірілген әк), известковое молоко (milkoflime, әк сүті )
Серия полезных фраз для диалога/ письма:
Металлы 2 группы называются ………… …………..
Металлы …… группы, обладают более выраженными металлическими
свойствами, чем металлы……
Оксид кальция в быту называется …….., а при взаимодействии его с водой
образуется …… ……….
При производстве сахара, для его очистки используется ……., которое
является гидроксидом кальция.
Привитие ценностей Общенациональная идея «Мәңгілік ел»
Формирование интереса детей к изучению науки в будущем и
самообразованию способствует становлению интеллектуального
потенциала Казахстана, конкурентоспособного и здорового поколения
Уважение
формирование уважения к мнению одноклассников во время обсуждения
Дружелюбие
Необходимость совместного планирования деятельности при работе в
группах обеспечивает терпимость и дружелюбные отношения учащихся
Ответственность
Формирование ответственности за полученные знания
Межпредметная связь География: при определении месторождений соединений кальция
Биология: при определении биологической роли кальция
Предшествующие знания 8.1С Сравнение активности металлов (для реализации цели обучения
9.2.1.3)
8.3 ПСХЭ (естественные семейства) (для реализации цели обучения 9.2.1.3)
8.4А Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь
(для реализации цели обучения 9.2.1.4)
9.2 Элементы первой группы и их соединения (для реализации цели
обучения 9.2.1.3)
Ход урока
Запланированные этапы
урока
Виды упражнений, запланированных на урок: Ресурсы
Начало урока
5 мин.
Приветствие учащихся, рапорт дежурного
Психологический настрой учащихся – прием
«Здравствуйте!»
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук
своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Для определения предыдущих знаний метод «Логические
пары». На разрезанных листочках четырех цветов, даны
начала предложений и правильные ответы. Один ученик
зачитывает начало предложения, тот, у кого правильный
ответ, зачитывает его. Листочки заранее приклеены под
партой учеников.
- Все элементы одной группы с одинаковыми свойствами
объединяются в естественные семейства. - Металлы 1 группы называются щелочными металлами
3.Щелочные металлы являются самыми активными
металлами
4.При взаимодействии лития с кислородом образуется оксид
5.При взаимодействии натрия с кислородом образуется
пероксид
6.Щелочные металлы при взаимодействии с водой образуют
щелочи
7.В растворах щелочей фенолфталеин окрашивается в
малиновый цвет
8.Активные металлы встречаются в природе в виде
соединений
9.Щелочные металлы не взаимодействуют с солями и
основными
10.Хлорид натрия в быту называется поваренная соль
Деление на группы
Разные цвета бумаги используются для формирования
рабочих групп (дифференциация работы по степени
самостоятельности учащихся)
(Ф) Прием «Смысловой ряд»
Ученикам демонстрируются скелет человека, мел, мрамор,
известняк, модель зуба, молоко.
Учитель: Как вы думаете, какой элемент объединяет эти
предметы? (Кальций)
Определение темы учащимися.
(Г) Прием «До и после».
Какие цели вы должны поставить перед собой?
В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в
которой учащийся записывает свои предположения о теме
Раздаточный
материал
Скелет человека,
мел, мрамор,
известняк,
модель зуба,
пакет молока
Презентация
Приложение 1
и целях урока, может записать гипотезу.
Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен
новый материал. Далее ученик сравнивает содержание
«До» и «После» и делает вывод.
Середина урока
3 мин.
8 мин.
6 мин.
2 мин.
(П) Работа с терминами (Vocabulary)
Для работы с терминами ученики используют словари. В
течение 2 минут, находят переводы слов, и записывают в
таблицу и отрабатывают произношение с учителем.
Щелочноземельный
металл
Alkaline earth
metal
Сілтілік
жерметалдары
Негашеная известь Guicklime Сөндірілмеген
әк
Гашеная известь Slakedlimе Сөндірілген әк
Известковое молоко Milk of lime Әк сүті
Работа с новой информацией
(Г) Прием «Исследовательский фартук» — работа с
текстом учебника
У детей имеется лист бумаги, на нем схематично
изображен фартук, в верхней части записана тема, нижняя
часть делится на «карманы»; дети в роли хозяюшки,
которая складывает в карманы все самое важное, в течение
урока дети заполняют карманы, собранный материал будет
использоваться в дальнейшем для выполнения заданий
всем классом.
1 группа учащихся рассматривает тему об общей
характеристике элементов 2 группы и сравнивает их с
элементами 1 группы (2 кармана – 1 группа элементов и 2
группа элементов)
2 группа учащихся — тема «Кальций» (4 кармана –
положение в периодической системе, нахождение в
природе и получение кальция, физические свойства
кальция, химические свойства кальция)
3 группа учащихся – тема «Оксид и гидроксид кальция»
(4 кармана — характеристика оксида кальция, химические
свойства оксида кальция, характиристика гидроксида
кальция, химические свойства гидроксида кальция)
4 группа учащихся – тема «Соли кальция и их
применение» (3 кармана – природные соли кальция,
применение солей кальция, растворимость солей кальция в
воде)
Прием «Инфокарусель» — каждая группа по часовой
стрелке обменивается «фартуками» и изучает информацию
в течение 2 минут. Затем фартуки вывешиваются в классе.
ФО «Светофор» — в течение всей работы на столах стоят
цветные стаканчики, если в группе все получается, то
зеленый стаканчик, стоит наверху, если есть затруднения,
то синий, а если красный, то ученикам нужна помощь.
Физминутка «Бабочка»
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать
веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и
против нее)
И вдруг проснулся (Поморгать глазами)
Больше спать не захотел. (Руки поднять вверх, вдох.
Посмотреть на руки)
Приложение 2
Презентация
Бумага, маркеры,
цветные
стаканчики
5 мин.
8 мин.
Встрепенулся, потянулся (Руки согнуты в стороны выдох)
Взвился вверх и полетел (Потрясти кистями, посмотреть
вправо-влево)
(Э) Лабораторный опыт № 8 «Взаимодействие кальция с
водой, раствором кислоты»
Инструктивная карта
Цель: исследовать реакции кальция с водой и кислотой
Оборудование: стружки кальция, вода, раствор кислоты,
фенолфталеин, пробирки.
ТБ: правила техники безопасности при работе с
кислотами, щелочами и щелочными металлами,
стеклянной посудой.
Задание: Выполните опыты и заполните таблицу
Выполнение работы:
1.Реакция кальция с водой
В пробирку с водой капните фенолфталеин и опустите
небольшой кусочек кальция, предварительно обтерев его
салфеткой.
2.Реакция кальция с раствром кислоты
В пробирку с раствором соляной кислоты осторожно
опускаем кусочек кальция, предварительно обтерев его
салфеткой.
Название опыта Уравнения Выводы
Общий вывод:
Дескрипторы:
1.Соблюдают правила техники безопасности при проведении
опытов
2.Проводит реакцию кальция с водой
3.Проводит реакцию кальция с раствором кислоты
4.Записывает уравнения реакций
5.Делает выводы о химических свойствах кальция
ФО «Стратегия большого пальца»
(И) Дифференцированные задания
Прием «Собери все звезды». Каждое задание отмечается
звездой. Ученик должен выполнить все задания, чтобы
собрать все звезды.
1 задание. Допишите уравнения реакций и подчеркните
одной чертой вещества с основными свойствами:
Ca + O 2 →
CaO + H 2 O →
Ca(OH) 2 + CO 2 →
Ca(OH) 2 + HCl →
Дескрипторы:
1.Составляет уравнения реакций
2.Определяет вещества с основными свойствами
2 задание. По данным уравнениям реакции, составьте
генетическую связь между классами данных соединений в
виде: а) химических знаков
Дескрипторы:
1.Составляет генетическую цепь с помощью химических
символов
3 задание. При пропускании углекислого газа через раствор
известковой воды выпал осадок, массой 40 грамм, сколько
грамм негашенной извести было взято для получения этой
известковой воды.
Лабораторное
оборудование,
реактивы
Приложение 3
(инструктивная
карта)
Приложение 4
Дескрипторы:
1.Составляет условие задачи
2.Определяет массу гидроксида кальция
3.Определяет массу оксида кальция
ФО «Лестница успеха»
Каждый ученик рисует себя на той ступени, где находится
полученное количество звезд
Конец урока
3 мин.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Заполните вторую графу таблицы «До и после», укажите,
что вы узнали на уроке, добились ли вы поставленных
целей
Прием «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
Домашнее задание
Составить 5 вопросов по изученному материалу.
Творческое задание – придумать ребусы по теме
«Кальций»
Стикеры
Дифференциация –
каким способом вы
хотите больше
оказывать поддержку?
Какие задания вы даете
ученикам более
способным по
сравнению с другими?
Оценивание – как Вы планируете проверять
уровень освоения материала учащимися?
Охрана здоровья и
соблюдение техники
безопасности
Группирование –
смешанные группы, для
организации
качественного
сотрудничества между
учащимися
Оценивание — ученики
оцениваются постоянно,
происходит постоянная
коррекция деятельности,
для предоставления
эффективной обратной
связи
Использование
дифференцированных
задания для выявления
уровня понимания
материала — все
учащиеся выполнят
задания на знание,
понимание и
применение знаний,
Оценивание
Формативное оценивание
Прием «Светофор», применяется для
отслеживания затруднений в получении
знаний и постоянного оценивания
получаемых знаний учащихся; в течение всей
работы на столах стоят цветные стаканчики,
если в группе все получается, то зеленый
стаканчик, стоит наверху, если есть
затруднения, то синий, а если красный, то
ученикам нужна помощь
«Стратегия большого пальца» используется
для самооценивания учащимися при
выполнении эксперимента, если палец
поднят вверх, то с заданием ученик
справился, если палец в среднем положении,
то допустил ошибки, задание вызвало
затруднения, палец опущен вниз – с заданием
не справился.
«Лестница успеха» — прием самооценивания
выполнения дифференцированного задания, с
целью выяснения уровня усвоения
Охрана здоровья и соблюдение
ТБ – ТБ при работе с
кислотами, щелочами и
щелочыми металлами. Работа
со стеклом.
Кратковременное
использование интерактивной
доски
Психологически комфортная
обстановка
Смена видов учебной
деятельности (соблюдение
норм «СанПиН»)
Физминутка «Бабочка»
большинство на
формирование навыков
высокого порядка
Все учащиеся пишут
уравнения химических
реакций,
характеризующие
свойства кальция и его
соединений,
большинство составляют
генетическую цепочку
между кальцием и его
соединениями.
Некоторые определяют
массу исходного
вещества по уравнениям
реакций и массе
продукта
материала. Если учениквыполнил первое
задание, то он получает 1 звезду, если 2
задания, то 3 звезды, если три задания, то
получает 6 звезд.
Прием «До и после» используется при
выявлении достижения целей урока. В начале
урока заполняется таблица «До», в конце
урока «После»
Рефлексия по уроку
Итоговая оценка
Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?
1:
2:
Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?
1:
2:
Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы
использовать при планировании следующего урока?