Интегрированный подход при организации корректной работы с детьми логопатами
Мехтеева Светлана Константиновна
ГККП Ясли-сад №8
г. Тараз, Жамбылская область, Казахстан
Введение
Дошкольное детство- первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов образовательной деятельности. В этом возрасте педагог находится с ребёнком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.
В связи с введением государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальным стал вопрос о переосмыслении содержания форм и методов работы в коррекционно- развивающем обучении детей. До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегративного подхода в образовании детей дошкольного возраста.
На протяжении XX столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребёнком мира. Особый интерес к проблеме появился в конце XX в. В тоже время появился сам термин «интеграция». Сложились три основные теории , посвящённые этой проблеме. Теория А.Гезелл, З.Фрейд, Ж.Пиаже не признаёт развивающего обучения. В теории Т.С.Костюк, Н.А.Менчинской и др. развитие и обучение тождественно друг другу. Л.С.Выготского теория предполагает, что развитие опосредованно его обучением и воспитанием. Теоретико-методологической основой нового стандарта дошкольного образования стали культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л,С Выготского, А.Н.Гальперина, Д.Б.Эльконина. Методологической основой нового стандарта является также системно-деятельностный подход, который возник в 1985-м году в результате научных споров между А.Н. Леонтьевым и Б.Ф. Ломовым. Этот подход лег в основу современных педагогических теорий интеграции, предполагающих интегрирование образовательных областей.
Интегрированный подход за счёт переключения на разнообразные виды работы в педагогическом процессе способствует снятия напряжения, перегрузки, утомляемости детей, позволяет создать условия поддержки детской инициативы и проявления интереса к занятиям.
Данный подход к организации образовательного процесса, позволяет сформировать у детей целостную картину мира, интерес и любознательность, организовать связь образовательной деятельности с реальной жизнью детей (вне занятий и за периметром детского сада), достичь всестороннего развития личности, а также удовлетворяет основные принципы дошкольного образования, полноценное проживание ребенком всех этапов детства, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, поддержка инициативы детей, сотрудничество детей и взрослых и др.
Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, меняет методику работы с детьми, создает новые обучающие технологии.
1.Интеграция, как способ организации образовательного процесса в детском саду.
В связи с введением государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач:
- сохранение здоровья ребенка;
- развитие базовых качеств личности;
- построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
Сейчас наша главная задача, уйти от учебно-дисциплинарной модели, чтобы педагогика стала не только средством воспитания и обучения, но и в большой степени средством возбуждения творческо-поисковой деятельности. Современный детский сад должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для развития сферами жизни, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявлять индивидуальность и творчество.
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
ГОС ДО предусматривает развитие личности детей в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Дошкольное образование должно обеспечивать полноценное развитие личности во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-нравственного, познавательного и речевого, художественно- эстетического, физического развития личности детей. То есть содержание образования, должно быть интересным для ребёнка.
Процесс обновления всегда проходит непросто, на первых порах педагоги затрудняются в переходе на новые формы работы, хотя имеют большой опыт в организации разных видах деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.) Интегральный подход вызывает трудности не только на этапе реализации, но и планирования. С нашей точки зрения, одним из путей преодоления данной трудности является интегрированная реализация содержания календарно- тематического плана, который определяет логику, систему и содержание целостного процесса. В результате освоения интегративной деятельности у ребенка формируются социальные навыки и способы деятельности, индивидуальность, инициативность и другие возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Для того чтобы качественно осуществить комплексность подходов, необходимо определить формы организации деятельности через различные виды деятельности.
Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Формы интегративного процесса должны способствовать включению не только детей и педагогов, но и родителей в течение дня недели или месяца. Такими интегративными формами могут быть экскурсии, творческие проекты, совместные праздники, мастер- классы, театральные постановки и др. В совокупности все эти подходы не могут существовать обособленно – в этом и есть особенность комплексного подхода. В интегрированной деятельности могут быть представлены несколько видов деятельности, но содержание которых определяется одной темой. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, — интегрированная совместная деятельность с детьми.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.
Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами.
Интеграция обучения – переход от дифференцированного образа действительности к целостному на основе деятельностного подхода, формирование межпредметных связей, широкого внедрения в обучение проблемных и поисковых методов и приемов обучения.
Интегрированное занятие — это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
Интегрированный подход в дошкольном образовании заключается в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития, а также в установлении системы следующих связей:
-компонентов содержания разных разделов программы ( межвидовая интеграция) и внутри разделов программы (внутривидовая интеграция)
-во взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция)
-в синтезе детских видов деятельности (деятельностная интеграция)
-в интеграции различных организационных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями.
Интегрированная организованная образовательная деятельность имеет ряд существенных преимуществ.
1.Способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной, что важно для формирования целостной научной картины мира дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей.
2.Способствует развитию на занятии эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого) детей дошкольного возраста.
3.Интегрированная образовательная деятельность, обладая большой информативной емкостью, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу и способствует творческому развитию детей.
- Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.
- Интегративная деятельность за счет переключения на разнообразные ее виды и компоненты лучше способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей, позволяет создать условия поддержки детской инициативы в различных видах деятельности.
- Оказывает положительное влияние и на деятельность педагога, способствует повышению роста профессионального педагогического мастерства, требуя от него разнообразных широких знаний, мастерства и владения методикой, предотвращает эмоциональное выгорание педагога.
Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Объясняется прежде всего биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции различных видов деятельности, мы решаем такие задачи как:
- Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
- Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
- Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
- Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
2.В ходе интегрированной образовательной деятельности развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Форма проведения интегрированной деятельности нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
- За счет усиления связей между различными видами высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных видов деятельности на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из разных направлений образовательной деятельности, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
- Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных направлений на равноправной основе, дополняя друг друга. Важно заметить, что методика проведения занятий с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные образовательные технологии.
Наиболее эффективны из них следующие:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
- разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для такой интегрированной образовательной деятельности характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных форм деятельности отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
- чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия
- большая информативная емкость образовательного материала,
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок
Основные принципы взаимодействия с детьми:
- Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
- Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
- Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
- Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
- Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.
Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течении одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.