Плотность вещества
Казахстан, Северо-Казахстанская область, Жамбылский район
Буденновская общеобразовательная школа
Учитель физики
Франк Надежда Ивановна
Цель урока: Сформировать понятие плотности вещества.
Содержание нового материала: плотность вещества, единицы измерения плотности и связь между ними, таблицы плотностей, расчет массы, объема и плотности.
Тип урока: объяснение нового материала.
Задачи:
1) обучающая : экспериментально исследовать зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела.
2) развивающая : развить умение решать задачи
3) воспитывающая : воспитание самостоятельности учащихся, интереса к предмету на начальной стадии его изучения, показывая связь законов физики с жизнью.
Вид урока: исследование.
Оборудование: на каждом столе приготовлены: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма), алюминиевый и латунный цилиндр из набора калориметрических тел, мензурка с водой, разновесы.
Слайд. Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
Кант Иммануил, немецкий философ
(1724-1804 гг.)
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
-Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7
класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи зависи-
мости массы тела от рода вещества и от объёма тела шин http://vartech.kz/
Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из звеньев (на слайде):
Исходные факты
Гипотеза
Следствия
Эксперимент
Исходные факты
Всё это звенья научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем.
- Проверка домашнего задания.
-Но, прежде посмотрим, как вы подготовились дома?
(На партах у учащихся заранее приготовлены карточки в двух вариантах для проверки домашнего задания).
К уроку №24. 7 класс. Проверка домашнего задания.
Ф.И. уч-ся_________________________
Вариант 1.
- Как обозначается масса тела? ______________________
- С помощью какого физического прибора можно определить массу тела? _____________________
- 1 г = ________кг
- Явление сохранения телом скорости при отсутствии воздействия на него
других тел называется _________________________
К уроку №24. 7 класс. Проверка домашнего задания.
Ф.И. уч-ся_________________________
Вариант 2.
- В международной системе единиц масса измеряется в ___________________
- С помощью какого физического прибора можно определить объем тела? ________________
- 20 г = _________кг
- Какие еще единицы массы вы знаете? __________________________________________
-Итак, в путь. «Сперва собирать факты и только после этого связывать их
мыслью»,- советовал Аристотель. (на слайде)
Прислушаемся к его совету.
- Объяснение нового материала.
1)Демонстрация.
Учитель демонстрирует опыт:
Взвесим два цилиндра равного объёма, но изготовленные из разных веществ
(алюминиевый и свинцовый цилиндры). Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого.
Вопрос учителя: «Почему это происходит?» Начинается научное исследование, но сначала ребята самостоятельно ставят перед собой цель: в ходе исследования узнать, от каких факторов (физических величин) зависит масса тела, выяснить физический смысл плотности.
2)Выдвижение гипотез.
Учащиеся предполагают, что масса тела зависит (на слайде) :
-от объёма тела
-от рода вещества
-от формы тела (неверно)
Учитель не отбрасывает неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Все гипотезы записываются в тетрадь.
3)Экспериментальная работа.
Учитель: «Наш великий соотечественник М.В.Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». (слайд)
Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы.
а) проверка зависимости m от v .
Учащиеся кладут на весы тела, изготовленные из одного вещества, но разного объёма. Делают вывод о зависимости m от v , причем эта зависимость –прямая пропорциональность. Делают соответствующие записи в тетради.
Тела, имеющие разные объёмы, но изготовленные из одного и того же вещества, имеют разные массы.
б) проверка зависимости m от рода вещества.
У чащиеся кладут на весы тела, имеющие равный объём, но изготовленные из разных веществ (алюминиевый и свинцовый цилиндры). Делают вывод о зависимости от рода вещества. Делают соответствующие записи в тетради.
Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из различных веществ, имеют разные массы.
В) проверка зависимости m от формы тела (неверно).
Учащиеся кладут на весы тела, имеющие равные объёмы и равные массы, но имеющие разную плотность. Делают вывод о том, что не зависит от формы тела. Делают соответствующие записи в тетради.
Тела, имеющие равные объёмы и массы, могут иметь различную форму, но масса тела от формы не зависит.
Опыт делается, если выдвинута соответствующая гипотеза.
4)Формула вычисления плотности тела. Итак, уважаемые коллеги тема нашего урока:
«Плотность вещества».
Учитель даёт понятие плотности вещества, логически выводит формулу плотности и обращает внимание на физические величины, входящие в неё. Ребята отмечают полное соответствие формулы с результатами только что проведённых экспериментов.
Учитель:
-Все эти опыты объясняются тем, что все вещества имеют разную плотность. Плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м 3 (или 1см 3 ).
Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. (слайд)
ρ — плотность вещества
m -масса тела
v -объём тела
ρ=
Единица плотности в СИ — 1 кг/м 3 , но мы будем применять для решения задач и другую единицу – 1 г/см 3 .
Если плотность вещества выражена в кг/м 3 , то её можно перевести в г/см 3 следующим образом:
Пример: ρ серебра=10500 кг/м 3 . Выразить её в г/см 3 .
10500000 г 105 г
ρ =10500 кг/м 3 = 1000000 см 3 =10 см 3 = 10,5 г/ см 3
Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии различна.
Пример: ρ льда=900 кг/м 3 ,
ρ воды=1000 кг/м3 ,
ρ вод. пара=0,590 кг/м3
Рассмотрим таблицы плотностей на стр.50. (Рассматривают таблицы)
3.Физкультминутка.
Все встали. Ребята, вы будете отвечать на вопросы поднятием рук. Ответ «да» — руки вверх, ответ «нет» — руки в стороны.
1)Тела, окружающие нас состоят из различных веществ. (Да)
2)Плотность – физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. (Да)
3)Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях одинакова. (Нет)
4)Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма. (Да)
5)Единицей плотности в системе СИ является 1 г/см3. (Нет)
4.Экспериментальное задание.
-Отдохнули, а теперь давайте рассчитаем плотность какого-либо вещества (например, алюминия).
-Для этого взвесим тело и найдем его объем:
1 мл=0,000001 м3
10 мл=0,00001 м3
Масса алюмин. цилиндра = 25 г = 0,025 кг
ρ= =2500 кг/м3
-Аналогично найдем плотность воды (данное задание учащиеся выполняют самостоятельно).
-Чтобы не высчитывать всегда плотность каждого вещества, т.к. для каждого вещества это постоянная величина, физики измерили плотности всех известных веществ и занесли их в следующие таблицы. Откройте учебники на странице 218, внимательно посмотрите таблицу плотности некоторых веществ.
-Давайте сравним плотности, полученные нами с таблицей.
1)Какое из тел имеет наибольшую плотность? (платина).
2)Чему равна плотность подсолнечного масла? (930 кг/м3).
3)Что легче 1 м3 азота или 1 м3 кислорода? (азот легче, т.к. его плотность меньше).
4)Как вы думаете, можно ли по таблице определить одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии? (можно, плотность разная у воды, льда и пара).
5) Плотность вещества 2300 кг/м3 . Какое это вещество? (бетон)
6)Почему подсолнечное масло не опускается на дно воды?
Плотность – замечательная характеристика!
Слайд «Это интересно!»
5.Закрепление нового материала.
Решение задач на карточках.
Решение задач к уроку №24. 7 класс.
- Из какого металла изготовлена втулка подшипника, если ее масса 3,9 кг, а объем 500 см3? (железо)
- Определите массу мраморной плиты, размер которой 1*0,8*0,1 м. (216 кг)
6.Итоги урока.
-Что вы сегодня узнали нового на уроке?
Дом. задание: §32, упр. 12 (2,5).
Индивид. задание — определить массу воздуха в комнате.
-Оценки объявлю на следующем уроке, проверив ваши карточки с дом/ заданием.
-Спасибо за внимание!
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/jAVJCnC33H27mE