Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Плотность вещества

Казахстан, Северо-Казахстанская область, Жамбылский район

Буденновская общеобразовательная школа

Учитель физики

Франк Надежда Ивановна

Цель урока: Сформировать  понятие плотности вещества.

Содержание нового материала: плотность вещества, единицы измерения                              плотности и связь между ними, таблицы плотностей, расчет массы, объема и плотности.

Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи:

 1) обучающая : экспериментально исследовать зависимость массы тела от  рода вещества и от объёма тела.

2) развивающая : развить умение решать задачи

3) воспитывающая : воспитание самостоятельности учащихся, интереса к предмету на начальной стадии его изучения, показывая связь законов физики с жизнью.

Вид урока: исследование.

Оборудование: на каждом столе приготовлены: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма), алюминиевый и латунный цилиндр из набора калориметрических тел, мензурка с водой, разновесы.

Слайд.  Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»

Кант Иммануил, немецкий философ

(1724-1804 гг.)

Ход урока:

  1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

-Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7

класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи зависи-

мости массы тела от рода вещества и от объёма тела шин http://vartech.kz/

Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из звеньев (на слайде):

Исходные факты

Гипотеза

Следствия

Эксперимент

Исходные факты  

Всё это звенья научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем.

  1. Проверка домашнего задания.

-Но, прежде посмотрим, как вы подготовились дома?

(На партах у учащихся заранее приготовлены карточки в двух вариантах для проверки домашнего задания).

К уроку №24. 7 класс. Проверка домашнего задания.

Ф.И. уч-ся_________________________

Вариант 1.

  1. Как обозначается масса тела? ______________________
  2. С помощью какого физического прибора можно определить массу тела? _____________________
  3. 1 г = ________кг
  4. Явление сохранения телом скорости при отсутствии воздействия на него

других тел называется      _________________________

 

К уроку №24. 7 класс. Проверка домашнего задания.

Ф.И. уч-ся_________________________

Вариант 2.

  1. В международной системе единиц масса измеряется в ___________________
  2. С помощью какого физического прибора можно определить объем тела? ________________
  3. 20 г = _________кг
  4. Какие еще единицы массы вы знаете? __________________________________________

 

-Итак, в путь.    «Сперва собирать факты и только после этого связывать их

мыслью»,- советовал Аристотель.  (на слайде)

Прислушаемся к его совету.

  1. Объяснение нового материала.

1)Демонстрация.

Учитель демонстрирует опыт:

Взвесим два цилиндра равного объёма, но изготовленные из разных веществ

(алюминиевый и свинцовый цилиндры). Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого.

Вопрос учителя: «Почему это происходит?» Начинается научное исследование, но сначала ребята самостоятельно ставят перед собой цель: в ходе исследования узнать, от каких факторов (физических величин) зависит масса тела, выяснить физический смысл плотности.

2)Выдвижение гипотез.

Учащиеся предполагают, что масса тела зависит  (на слайде) :

-от объёма тела

-от рода вещества

-от формы тела (неверно)

Учитель не отбрасывает неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Все гипотезы записываются в тетрадь.

3)Экспериментальная работа.

Учитель: «Наш великий соотечественник М.В.Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». (слайд)

Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы.

а) проверка зависимости m от v .

Учащиеся кладут на весы тела, изготовленные из одного вещества, но разного объёма. Делают вывод о зависимости m от v , причем эта зависимость –прямая пропорциональность. Делают соответствующие записи в тетради.

Тела, имеющие разные объёмы, но изготовленные из одного и того же вещества, имеют разные массы.

б) проверка зависимости m от рода вещества.

У чащиеся кладут на весы тела, имеющие равный объём, но изготовленные из разных веществ (алюминиевый и свинцовый цилиндры). Делают вывод о зависимости от рода вещества. Делают соответствующие записи в тетради.

Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из различных веществ, имеют разные массы.

  В) проверка зависимости m от формы тела (неверно).

Учащиеся кладут на весы тела, имеющие равные объёмы и равные массы, но имеющие разную плотность. Делают вывод о том, что не зависит от формы тела. Делают соответствующие записи в тетради.

Тела, имеющие равные объёмы и массы, могут иметь различную форму, но масса тела от формы не зависит.

Опыт делается, если выдвинута соответствующая гипотеза.

4)Формула вычисления плотности тела. Итак, уважаемые коллеги тема нашего урока: 

«Плотность вещества».

Учитель даёт понятие плотности вещества, логически выводит формулу плотности и обращает внимание на физические величины, входящие в неё. Ребята отмечают полное соответствие формулы с результатами только что проведённых экспериментов.

Учитель:

-Все эти опыты объясняются тем, что все вещества имеют разную плотность. Плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м 3 (или 1см 3 ).

Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. (слайд)

ρ плотность вещества

m -масса тела

v -объём тела

ρ=

Единица плотности в СИ — 1 кг/м 3 , но мы будем применять для решения задач и другую единицу – 1 г/см 3 .

Если плотность вещества выражена в кг/м 3 , то её можно перевести в г/см 3 следующим образом:

Пример: ρ серебра=10500 кг/м 3 . Выразить её в г/см 3 .

10500000 г 105 г

ρ =10500 кг/м 3 = 1000000 см 3 =10 см 3 = 10,5 г/ см 3

Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии различна.

Пример: ρ льда=900 кг/м 3 ,

ρ воды=1000 кг/м3 ,

ρ вод. пара=0,590 кг/м3

Рассмотрим таблицы плотностей на стр.50. (Рассматривают таблицы)

3.Физкультминутка.

Все встали. Ребята, вы будете отвечать на вопросы поднятием рук. Ответ «да» — руки вверх, ответ «нет» — руки в стороны.

1)Тела, окружающие нас состоят из различных веществ. (Да)

2)Плотность – физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. (Да)

3)Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях одинакова. (Нет)

4)Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма. (Да)

5)Единицей плотности в системе СИ является 1 г/см3. (Нет)

4.Экспериментальное задание.

-Отдохнули, а теперь давайте рассчитаем плотность какого-либо вещества (например, алюминия).

-Для этого взвесим тело и найдем его объем:

1 мл=0,000001 м3

10 мл=0,00001 м3

Масса алюмин. цилиндра = 25 г = 0,025 кг 

ρ= =2500 кг/м3

-Аналогично найдем плотность воды (данное задание учащиеся выполняют самостоятельно).

-Чтобы не высчитывать всегда плотность каждого вещества, т.к. для каждого вещества это постоянная величина, физики измерили плотности  всех известных веществ и занесли их в следующие таблицы. Откройте учебники на странице 218, внимательно посмотрите таблицу плотности некоторых веществ.

-Давайте сравним плотности, полученные нами с таблицей.

1)Какое из тел имеет наибольшую плотность? (платина).

2)Чему равна плотность подсолнечного масла? (930 кг/м3).

3)Что легче 1 м3 азота или 1 м3 кислорода? (азот легче, т.к. его плотность меньше).

4)Как вы думаете, можно ли по таблице определить одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии? (можно, плотность разная у воды, льда и пара).

5) Плотность вещества 2300 кг/м3 . Какое это вещество?  (бетон)

6)Почему подсолнечное масло не опускается на дно воды?

Плотность – замечательная характеристика!

Слайд «Это интересно!»

5.Закрепление нового материала.

Решение задач на карточках.

Решение задач к уроку №24. 7 класс.

  1. Из какого металла изготовлена втулка подшипника, если ее масса 3,9 кг, а объем 500 см3? (железо)
  2. Определите массу мраморной плиты, размер которой 1*0,8*0,1 м. (216 кг)

6.Итоги урока.

-Что вы сегодня узнали нового на уроке?

Дом. задание: §32,  упр. 12 (2,5).

Индивид. задание —  определить массу воздуха в комнате.

-Оценки объявлю на следующем уроке, проверив ваши карточки с дом/ заданием.

-Спасибо за внимание!

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/jAVJCnC33H27mE

Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *