Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Правописание -тся,-ться в глаголах

Казахстан, Акмолинская область, Зерендинский район, с. Чаглинка

Колледж Агробизнеса

Преподаватель русского языка и литературы

Жаканова Орынбасар Сейлхановна

Цель: 1)формирование знаний учащихся по теме «глагол»;

2)отработка  правильного  написания мягкого знака в окончаниях глаголов,развитие правильного выбора написаний –тся,-ться; развитие устной и письменной речи, активизация творческой и мыслительной деятельности;                                                                                                3) воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Тип: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, схема.

Ход урока.

I.Организационный момент. (подготовка учащихся к уроку, сообщение цель  и темы урока, работа над эпиграфом к уроку).

«Глагол является основой языка.

Найти верный глагол для фразы —  Значить, дать движение фразы».  Л.Н Толстой.                                                                                    — Какими примерами из жизни вы можете подтвердить мысль Л.Н Толстого?

— Что было бы если б не было глаголов?

— В русском языке 40% слов — существительные, 35% глаголы.

«Глагол-это речь человека,разумный гоовор-языка» (В.И.Даль)

Русский язык чрезвычайно богат глаголами. Глаголы передают последовательность событий,создают ритм.

II.Актуализация знаний учащихся.

1.Синтаксическая пятиминутка.                                                                                                           День Независимости — это большой и важный праздник нашего государства.

Беседа:

— Какой праздник наша республика отмечает в декабре?

-Что такое независимость?

-Какими гражданами вы себя чувствуете  в независимой республике?

— Что должны вы делать, чтобы наша республика процветала?

2.Фонетический разбор: праздник (день).                                                                                       3.Морфологический разбор: государства (Независимость)                                           4.Фронтальная беседа

-Что такое глагол?

-Что такое неопределенная форма глагола?

-Какие виды вы глагола вы знаете?

-Что называется несовершенным видом?                                                                                                  — Что такое совершенный вид?

-Назовите наклонения глаголов?

-Что такое изъявительное наклонение?

— Что такое условное наклонение?

-Что такое повелительное наклонение?                                                                                            — Перечислите времена глагола.                                                                                        III.Объяснение нового материала:                                                                                           Задание: 1)Прочитайте текст. Объясните смысл пословиц.

2)Выпишите глаголы, оканчивающиеся на –ться, -тся в один столбик и образуйте от них глаголы третьего лица настоящего времени единственного и множественного числа.

1.Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.

2.На человека за работой любоваться охота.                                                                                 3.Друг за дружка держаться – никого не бояться.

3) Проблемный вопрос урока: Ребята, как вы думаете, почему в одних случаях глаголы на –тся пишуться без мягкого знака, а в других случаях – с мягким знаком?                                                                                                            Вывод: В глаголах, оканчивающиеся на –тся, -ться,  ь знак пишется в неопределенной форме глагола, а в третьем лице –без ь знака.                                    

  1. IV. Закрепление.
  2. Коллективная работа с текстом. Выборочное списывание. Прочитайте текст. Выпишите глаголы, оканчивающиеся на –ться, -тся, объясните их правописание.

День Независимости во всем мире отмечается как один из самых главных национальных праздников. Этот день являет..ся результатом борьбы за независимость многих поколений народа. Для казахстанцев он символизирует..ся как точка отчета нового времени, начало новых изменений. Наша страна многого достигла за годы независимости. Как развивается экономика, промышленность, как дружно живут люди разных национальностей, чем богата и разнообразна природа Казахстана.                                                                                                                                 Каждый гражданин должен трудит..ся во имя свой страны. Нам надо гордит..ся свой страной, где чувствует..ся забота о нас, о родных.                                            2.Осложненное списывание. Вставьте вместо точек глаголы, данные в скобках. Объясните их правописание.                                                                                  1)Настойчивый и из сита воды …….

2) Земля-казна, копаешь ………..                                                                                                                                                         3)Хочешь ……… от бедности – трудись, хочешь……..богатства -опять же трудись.                                                                                                                                                       4)Ум-одежда, которая никогда .……..

(не износи….ся, напье….ся, избави….ся,не кончае….ся,доби….ся).                                V.Разминка.                                                                                                                                             -Какие пословицы и поговорки вы знаете о Родине?

-Кто прочитает стихотворение о Казахстане?

  1. VI. Работа с карточками. Синтаксический разбор предложения: Флаг, герб и гимн являю…..ся символами политической независимости.

2.Прочитайте текст. Выпишите глаголы на –ться, -тся и объясните правописание мягкого знака.

Герб.

Все детали Государственного герба Республики Казахстан размещаю…..ся внутри круга. Шанырак с уыками в виде солнечных лучей создают как бы космос мира, Вселенной. Изображением коня с крылями символизируе….ся мечта многонационального народа Казахстана о построении сильного государства. Пятиконечная звезда выражает мечту государства — присоедини….ся к народам всех пяти континентов. Как символ власти, света,стремления к вечности, звезда используе….ся человечеством с давних времен.

Государственный флаг.

Голубой цвет-цвет флага являе….ся носителем таких понятий, как честность, безупречность, надежность, а так же мир, спокойствие и благополучие. Изображением солнца подтверждае….ся, что государство полно жизнеутверждающей энергией и открыто всем странам мира. В образе орла воплощаю….ся сила, выносливость и бесстрашие перед любыми испытаниями. Он расположен под солнцем и как бы на своих крыльях несет огонь Прометея, огонь Счастья. Орел в движении — летит к своей заветной цели. Еще одним элементом Государственного флага являе…..ся расположенная у его древка вертикальная полоса с национальным орнаментом типа«қошқар мүйзі»(бараньи рога).

Государственный гимн.

В государственном гимне Республика Казахстан отражается многовековая героическая борьба за независимость, единство Казахстанского народа. Раскрывая содержание текста гимна, выделяются опорные слова и строки, это например, «ерліктің дастаны»-«поэма мужества»,«бірлігі жарасқан»-сплоченный, единый, «намысын бермеген қазағым мықты ғой»-«горд и силен мой казахский народ».

VII.Блиц-игра«Что мы знаем о Родине»

1.Когда был выбран первый президент Казахстана?(декабрь1991г)                                                                                                                                                               2.Автор Государственного гимна? ( Нурсултан Назарбаев, Жумекен Нажимеденов, Шамши Калдаяков).                                                                                                                                                               3.Когда был осуществлен перенос столицы государства вАстану (1996г)                                                                                                                                                         4.Когда выпущена тенге? (1993г.15ноября)                                                                                                                                                            5.Когда создан программа«Болашак»? (1993г)                                                                                                                                    VIII.Творческое задание. Переведите слова на русский язык и напишите мини-сочинение на тему«Мой Казахстан»: Отан,елтаңба,әнұран,мемлекет,тәуелсіздік,туған жер, ашық аспан.                                                                                                            IX.Обобщение.Представьте, что вы учителя. Подумайте, какие вопросы вы задали бы своим ученикам, чтобы проверить, усвоили ли они тему «Глагол».                                                           Вывод: Какую тему вы сегодня изучили?                                                                                                                   Что повторили на уроке?                                                                                                                                                     Что сегодня узнали?                                                                                                                                              X.Оценки.                                                                                                                                                          XI.Домашнее задание. Напишите эссе на тему: «Если бы я был президентом……»

Использованная литература:

Список используемой литературы:

1.Русский язык. 10-11 класс — Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.

2.Русский язык. 10-11 классы — Розенталь Д.Э.

3.Справочное пособие по русскому языку О. Узорова, Е.А. Нефёдова. Тренинговые карточки с упражнениями и заданиями. Н.В. Лободина

4.Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка Т.В. Розе

5.Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал»

  1. Текст «Государственные символы Республики Казахстан»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *