Warning: Declaration of mts_Walker::start_el(&$output, $item, $depth, $args) should be compatible with Walker_Nav_Menu::start_el(&$output, $item, $depth = 0, $args = NULL, $id = 0) in /home/scarabey/domains/plani.kz/public_html/wp-content/themes/planykz/functions.php on line 0
Проверка безударных гласных в корне слова - Поурочные планы, обновленка КСП,ССП 2019-2020. Планы для учителей Казахстана

Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Проверка безударных гласных в корне слова

Казахстан, Западно-Казахстанская область, Зеленовский район
Кушумская СОКШ — детсад
Учитель начальных классов
Карманова Ирина Викторовна

Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слова», учить проверять безударную гласную в корне слова;

развивать у детей внимание, орфографическую зоркость, связную речь, воображение, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы; формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль

              воспитывать интерес к русскому языку, показать богатство и многообразие однокоренных слов.

Оборудование: карточки со словами с безударными гласными в корне;

2 нарисованных паровоза с вагончиками, на которых написаны однокоренные слова;

Ход урока.

 I. Организационный момент

— Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

1) проверка готовности к уроку;

— У всех ли на партах все необходимое для проведения урока? (Да.)

2) создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность;

— Посмотрите, кто пришел к нам на урок? ( Сова.)

— Сова считается символом мудрости. Сова пришла к нам из лесной школы. Нам она приготовила совет. Прочитайте его. (Дети читают: «Не знаешь — узнай. Не умеешь — научись.»

— Воспользуемся советом совы? (Да.)

Вам понадобятся ваши знания, активность и внимание.

2.Актуализация знаний

— Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

— И так, мы подготовим наши пальчики к работе.

Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладоши и говорят:

— Вышли пальцы погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:

правого большого пальца:

— Этот пальчик самый сильный;

левого большого пальца:

— Самый толстый и большой;

правого указательного пальца:

— Этот пальчик для того …;

левого указательного пальца:

— Чтоб показывать его;

правого среднего пальца:

— Этот пальчик самый длинный;

левого среднего пальца:

— И стоит он в середине;

правого безымянного пальца:

— Этот пальчик безымянный;

левого безымянного пальца:

— Он избалованный самый;

правого мизинца:

— А мизинчик хоть и мал;

левого мизинца:

— очень ловок и удал.

1) минутка чистописания

А о а о а ал ла ол ло

школа молоко лампа аллея (устно разделите слова для переноса)

2) словарная работа

— Я буду называть слова с безударной гласной А или О, а вы будете показывать нужную букву и  записывать  эти слова в тетрадь.

Морковь, капуста, корова, посуда, картофель, лопата, сапоги, пальто, картина, малина.

— Можно проверит безударную гласную в этих словах? (Нет, её нужно запомнить.)

    II .Повторение изученного материала.

— Прослушайте внимательно стихотворение.

Грачиха  говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

—  Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Грачиха, грач, грачата).

-Что общего у этих трех слов? (Один и тот  же корень    грач).

— А что такое корень? (Общая часть родственных слов).

— Как мы по-другому можем назвать однокоренные слова? (Родственные).

— Запишите однокоренные слова «грачиха», «грач» и «грачата» в тетрадь. Придумайте ещё одно однокоренное слово.  (Грачиный).

III. Работа над новым материалом.

Постановка учебной задачи.

— Ребята, придумайте ещё однокоренные слова. Дом (домашний, домовой.)

Если внимательно прослушать эти слова, то нам не везде ясно слышно, какую гласную писать в корне слов «домашний» и «домовой».

Сегодня мы научимся правильно находить и записывать безударные гласные в корне слова.  Но сначала мы немного поиграем.

Посмотрите на доску, в волшебной стране Русского языка произошло крушение. Столкнулись два состава. К счастью, никто не пострадал, однако вагоны этих составов так перепутались, что жители волшебной страны никак не могут разобраться, к какому паровозу прикрепить тот или иной вагончик.  Давайте поможем местным жителям, посмотрите на доску.

(На доске друг под другом располагаются два паровоза.  На первом написано слово «л…с». На втором «л..ст». на другой стороне доски беспорядочно прикреплены вагончики со словами: л…сной, л…совик, л…сничий, л…сток, л…стопад, л…стовой).

— Посмотрите, какие гласные мы должны поставить в словах, записанных на паровозиках?(лес, лист).

-Какие вагончики мы прикрепим к паровозику, на котором написано слово «ЛЕС»? (Лесной, лесничий, лесовик).

-Почему именно эти вагончики мы прикрепим к этому паровозику? (Они являются однокоренными словами).

-Давайте запишем эти слова в тетради и выделим корень этих слов.  Какой корень мы напишем во всех этих словах, зная правило, что корень в однокоренных словах пишется одинаково? (Лес).

— Какие вагончики мы прикрепим к паровозику, на котором написано слово «ЛИСТ»? (Листок, листопад, листовой).

-Почему? (Они являются однокоренными словами).

-Запишите эти слова, выделив корень. Какой корень мы выделим? (Лист).

— Посмотрите внимательно, в каких словах гласная в корне слова звучит под ударением, а значит, слышна четко и ясно? (Лес и лист).

В остальных словах ударение не падает на гласную в корне, однако ,зная правило о едином написании корня в однокоренных словах, мы можем проверить её, подобрав однокоренное слово, ударение в котором падает на гласную корня.

— Подберите проверочное слово к слову «листок» (лист).

— Подумайте, какие слова из тех, что мы с вами уже написали, также требуют проверки? (Лесной, лесовик, лесничий, листопад, листовой).

— Почему?  (Потому что ударение в этих словах не падает на гласную в корне).

— Давайте потренируемся. Какое слово из слов «гора» и « горный» требует проверки? (Гора).

— Почему это слово требует проверки? (Гласный звук в корне слова является безударным).

-Каким однокоренным словом мы можем проверить это слово? (Горный).

— Запишите в тетради проверяемое слово и проверочное слово, обозначьте ударение, выделите корень и подчеркните гласную букву в корне слова.  Таким же образом выделите однокоренные слова и запишите их парами: проверяемое и проверочное  слово- стол, столовая; зимний, зима; грибник, гриб. (Столовая- стол, зима- зимний, грибник-гриб).

-Поставьте ударение, выделите корень и подчеркните гласную букву в корне слова.

-Как еще можно проверить безударную гласную в корне слова?

Послушайте пары слов:  трава- травы, река- реки, лиса- лисы.  Итак, как мы можем проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить форму числа этого слова).

— Подберите проверочное слово к словам «пятно», «лесок», «бревно». (Пятна, лес, брёвна).

-Запишите эти пары слов в столбик, поставьте ударение, выделите корень и подчеркните гласную букву в корне слова. Какие гласные требуют проверки? (А,о,е,и,я).

 А сейчас немного отдохнём и проведём физкультминутку.

Мы писали, мы писали,

Сейчас мы посмотрим, какой ряд лучше всего понял тему.

  задание «Смотри в корень» 

(работа с сигнальными карточками) — объяснять выбранную букву в слове.

Зап..вать в хоре – зап..вать лекарство

сл..зал с крыши – сл..зал сметану

б..чок для мусора – лечь на б..чок.

 Работа в парах. «Проверь себя и соседа» 

(Запись слов под диктовку. Подбор проверочных слов самостоятельно. Взаимопроверка)

Ст.лы, м.сты, сл.ны, р.ка, гл_за,  .

 

Работа по учебнику. С. 99 у. 264  Исправь ошибки.

 

, тр_ва, п_ля, к_рмушка, л_сок, к_тенок, с_довник, ш_рфы, врачи, в_да, р_га.

III. Подведение итогов.

Давайте подведём итоги урока. На этом занятии мы вспомнили, что такое корень, однокоренные и родственные слова.

-Как  пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

-В каком случае нам необходимо проверить гласную в корне слова, прежде чем записать это слово?  (Если в корне слова стоит безударный гласный звук.)

-Какими двумя способами можно проверить безударный гласный звук в корне слова? (Подобрать однокоренное слово, в котором гласный звук в корне слова будет находиться под ударением; изменить форму числа этого слова таким образом, чтобы на гласный звук в корне слова упало ударение.)

— Приведите примеры. (Грибной-гриб; река-реки).

-Какие гласные требуют проверки?  (А, о,е,и,я).

  1. IV. Домашнее задание.

С. 99 у. 263

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/pwZo5FTS3QsRhG


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *