Ваша заявка принята

В течении 3-18 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Работа социального педагога с неблагополучными семьями

Казахстан, Северо-Казахстанская область, Тимирязевский район, с. Тимирязево

КГУ «Тимирязевский агротехнический колледж»

Социальный педагог

Маканова Адемау Есмагзумовна

Важное место в жизни каждого ребенка занимает образование, которая как социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагогов – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

Социальный педагог- призван объединять усилия семьи, образования и общественности для оказания помощи ребенку.

Работу социального педагога лёгкой не назовешь, ведь она требует много душевных сил. Он часто сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с безразличным отношением окружающих к проблемам детей. К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко- трудные дети, часто бывают озлобленными, никому не верят. Поэтому работа социального педагога важна для общества, ведь он помогает найти своё место, свой путь, стать полноценным гражданином.

Цель: создание условий для творческого взаимодействия педагога, учащихся и их родителей.

Основной задачей в работе социального педагога колледжа является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьёй и колледжем. Для достижения положительных результатов в своей деятельности я руководствуюсь нормативными документами:

-Закон об образовании

— Конвенция о правах ребенка

-Закон о браке и семье

-Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, и другие.

 

Социальный педагог должен работать в тесном контакте с администрацией колледжа https://liveadver.kz/ , с классными руководителями, мастерами производственного обучения,  учителями – предметниками, с мед. работником колледжа.

Ожидаемый результат от своей работы- это

— увеличение числа учащихся ориентированных на полезные привычки, устойчивые , нравственные качества , здоровый образ жизни.

-стабилизация, и в дальнейшем, снижение количество пропусков  занятий по неуважительным причинам, снижение количества правонарушений среди учащихся.

Работа ведется по утвержденному плану. Работа связана с семьями : неблагополучными, многодетными, малообеспеченными, неполными, с семьями ,где родители выезжают на заработки, с семьями  опекунами, и с семьями зависимые от алкоголя.

Методы работы которые я использую – это наблюдения, убеждения, беседы, анкетирования.

  

Формы работы с родителями

 

Индивидуальные
Групповые
Коллективные
  • посещение на дому;
  • приглашение в колледж;
  • индивидуальные консультации педагога;
  • переписка;
  • родительский лекторий;
  • тематические консультации;
  • классные родительские собрания;
  • общешкольные родительские собрания;
  • дни открытых дверей;
  • концерты;

3.1.Индивидуальные формы.

  1. Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать необходимой поддержки. Очень важно, чтобы родители были уверены, что педагог  приходит в семью не для выговора учащегося, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы педагога на учащегося или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны учащегося – озлобленное конфликтное отношение к педагогу и потерю интереса к учению.

Родители заранее предупреждаются о приходе.

 При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

  • проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
  • исключать жалобы на учащегося, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
  • беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
  • не предъявлять претензий к родителям;
  • всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой учащегося;
  • советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
  • договариваться о конкретных совместных делах;
  • не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
  1. Приглашение в колледж.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.

Нужно стараться не приглашать родителей в колледж для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение учащегося  или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к колледжу.

 3. Индивидуальные консультации педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.

Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

  1. Переписка.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать колледж, много работают или очень далеко живут.

3.2.Групповые формы.

  1. Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой воспитательной работы в колледжа, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье.

  1. Тематические консультации.

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в полугодие  для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.

Примерная тематика консультаций для родителей.

сентябрь“Режим дня и его значение для учащихся” (медицинский работник)
декабрь“Курение и статистика” (социальный педагог)
 март“Плохая память. Как ее развить?”  (психолог)
май“Трудный ребенок. Какой он?” (представитель из полиции)

 Функции:

1) Диагностическая – это постановка «социального диагноза» , которое проводится для изучения личностных особенностей и социально – бытовых условий жизни детей, семьи и социального окружения.

2) Образовательно-воспитательная – обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых.

3) Охранно-защитная- использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.

4)Посредническая —  осуществление связей в интересах ребенка между семьей , образовательным учреждением и ближайшим окружением .

Направления моей работы:

— Организация социальной заботы (бесплатное питание, благотворительные акции, материальная помощь)

— Защита ребёнка попавшего в трудную жизненную ситуацию

— Выявление и работа с неблагополучными семьями

— Работа с многодетными и малообеспеченными семьями

— Работа с опекаемыми детьми

— Выявления и работа с детьми из семей , зависимых от алкоголя

— Выявление и работа с детьми, проживающие у родственников , не оформившие опекунство.

В ходе своей работы, совместно с классными руководителями и мастерами производственного обучения  были составлены социальные паспорта групп , и на их основе был составлен социальный паспорт колледжа.

Совместно с медицинским  работником колледжа, помогая в медосмотре всех учащихся, был составлен медицинский паспорт колледжа. В рамках акций «Забота» были посещены квартиры неблагополучных семей, семей малообеспеченных, семьи детей , находящиеся под опекой и попечительством, семьи детей «группы риска». Были составлены акты жилищно-бытовых условий этих семей и была проведена социально-психологическая беседа. Совместно с специалистами по социальной  работе   были посещены квартиры семей , зависимых от алкоголя, где также были составлены акты ЖБУ и проведены беседы. Одним из важнейших факторов профилактики правонарушений является занятость учащихся в свободное время, поэтому в колледже большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. Учащиеся которые требуют повышенного внимания посещают секции, кружки , которые имеются в колледже (волейбол, баскетбол, футбол).Также с учащимися первых курсов  провела анкетирование «О курении».

Была участницей круглого стола с родительской общественностью по теме: «Пути взаимодействия по реализации прав детей». Занимаюсь организацией горячего питания учащихся  из семей, где среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума . Отчетность производится каждый месяц. Вся работа проводилась в тесном контакте с родителями обучающихся, с администрацией, с органами опеки и попечительства, с сотрудниками правоохранительных органов, с социальными работниками других сфер деятельности.

В начале учебного года классные руководители и мастера производственного обучения  знакомятся с социальным положением обучающихся группы, определяют социальные группы, потребности и возможности каждой семьи. В результате этой работы формируются списки обучающихся, которые нуждаются в социальной поддержке. На сегодняшний день их насчитывается 24 человек. Также в ходе подготовки социального паспорта выявляются группы обучающихся, требующих особого социально-психологического внимания:

-Дети  из неполных семей: 36 обучающихся;

дети из многодетных семей: 12 обучающихся;

-дети находящихся под опекой: 5 обучающихся;

-дети – сироты: 3 обучающихся;

— дети из малообеспеченных семей: 16 обучающийся;

— дети, состоящие на внутриколледжном контроле: 17 обучающихся;

— дети, состоящие на учете в ОВД: 5 обучающихся;

— дети из неблагополучных семей: 18 обучающихся.

По итогам каждого учебного года проводится мониторинг контингента обучающихся колледжа и причин, способствующих ухудшению или улучшению социального положения обучающихся, и разрабатываются конкретные рекомендации для всего инженерно-педагогического коллектива.        Согласно мониторингу контингента обучающихся, достаточно высоким остается количество обучающихся из неполных семей. На 5 человек за последний год возросло количество детей из малообеспеченных семей. Невысокий процент детей из малообеспеченных семей от общего числа обучающихся в колледже связан с тем, что не все семьи с низким материальным доходом зарегистрированы в органах социальной защиты и имеют официальный статус малообеспеченных семей. Наблюдается незначительный рост числа детей из неблагополучных семей. На 2 человека снизилось количество детей – сирот и детей, находящихся под опекой.

В течение всего учебного года с обучающимися группы – риска проводится серьезная работа. В колледже созданы индивидуальные профилактические программы работы с обучающимися, состоящими на учете в ОВД, внутриколледжном контроле. Заместители директора проводят индивидуальную работу с проблемными обучающимися и их родителями. В прошедшем учебном году для индивидуальных бесед пригашались 142 обучающихся, 15 из них побывали на беседе по нескольку раз, 26 обучающихся приглашались на профилактическую беседу вместе с родителями.

В ходе индивидуальных бесед выяснялись проблемы и предлагались пути их решения. Хорошими помощниками в работе с проблемными детьми является психолог колледжа. В прошедшем учебном году они проводили тренинги: «Умей владеть своими чувствами и эмоциями», «Хочу учиться», «Тренинг толерантного поведения», беседы: «Личная гигиена – залог здоровья», «О вреде курени и употребления наркотических веществ», «Права и обязанности учащихся», которые помогали несовершеннолетним адаптироваться среди подростков, учили владеть своими чувствами и эмоциями, подавлять агрессивные проявления. Также большую роль в работе с проблемными детьми играют классные руководители, они осуществляют непосредственную связь колледжа и семьи, организуют работу по привлечению родителей к колледжу. Систематически пропускающие учебные занятия, их 2 человека: Доненбаева Сабина – 1 курс и Вартик Аурика – 2 курс. Администрация колледжа неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства Тимирязевского района, в оказании помощи учащимся, систематически пропускающими занятия.

Мониторинг правонарушений обучающихся

 

Годслучаев употребления спиртных напитков%попытки краж
20145
20153
20162

 Снижению роста правонарушений способствовала систематическая работа Совета профилактики колледжа и консультирование обучающихся и их родителей .

 

ГодВсего  заслушанных на Совете профилактикиВсего  детей и родителей, охваченных консультированием
2014-201514156
2015-201618142
2016-2017685

В 2015 – 2016 учебном году на Совете профилактики колледжа побывало на 2,2 % обучающихся больше, чем в 2014 – 2015 учебном году. Охват детей и родителей консультированием составил 8,9 % (от общего числа обучающихся), на 1,3 % больше, чем в прошедшем году, это также помогало решению различных проблем и конфликтов, возникающих у подростков.

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.

Педагоги  помогут помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Социокультурные особенности жизни семьи, экономическое положение семьи имеет большое значение в воспитании личности учащихся. Информирование родителей о деятельности колледжа является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между колледжем и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от педагогов  поддержка, помощь и просто добрый совет.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *