РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ. ПРИЧИНЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Казахстан, г. Караганда
КГУ СОШ №13
Учитель начальных классов
Эккерт Светлана Александровна
Развивать и совершенствовать внимание детей столь же важно, как и учить письму, счёту, чтению.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности первоклассников ( в сознании детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.
Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических явлений. Для учителя особенно важно значение развития свойств внимания для успешной учебной деятельности.
Для того, чтобы наши дети успешно учились в начальной школе, педагогу особенно важно знать особенности развития свойств внимания для всех психических процессов.
Как показывают медицинские и психологические исследования, учащиеся с дефицитом внимания рассеяны, гиперактивны, зачастую агрессивны. Причины недостаточного внимания: 1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.2. Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка.3.Индивидуальные особенности нервной системы.4. Переутомление и перегрузки.5. Возрастные ограничения в развитии.6.Недостаточная мотивация выполнения деятельности Многие учащиеся с такими проблемами в дальнейшем имеют трудности в получении образования.
Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации ( перспективы получить пятёрку, заслужить похвалу учителя).
Воспитание у младших школьников «далёкой» мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями, путём связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей.
Например, наиболее «далекая» мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с более «близким» мотивом (успешно перейти в следующий класс), а этот в свою очередь, с ближайшем мотивом – получить высокую оценку учителя.
Наблюдая за работой учащихся на уроках, выяснилось, что в младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у учащихся эмоциональное отношение. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то стремилась сделать каждый урок интересным, занимательным. На уроках использовала упражнения на развитие внимания учащихся.
Для того, чтобы установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении работ, использовала методику «Исправь ошибки».
Согласно данной методике учащиеся должны за пять минут найти и подчеркнуть все ошибки.
Также с учащимися проводилась диагностика по методике Шульца (переключение внимания)
Каждому учащемуся поочередно предлагались пять таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя вслух. Время выполнения задания регистрируется. Результаты диагностики:
Диагностические исследования показывают, что свойства внимания поддаются развитию, если на уроках систематически использовать задания, упражнения , способствующие их развитию.
Следовательно, произвольное внимание родители и педагоги должны развивать и укреплять. Но эта работа должна обязательно сочетаться с формированием мотивации учебной и познавательной деятельности детей, а также с воспитанием волевых качеств и чувств долга ответственности. С каждым возрастом у ребенка увеличивается объем внимания, т.е. в короткий промежуток времени он может сознательно удерживать в своем сознании большее число объектов.
Но степень развития всех свойств внимания, а так же и произвольности во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Работая над развитием внимания, наблюдая детей во время занятий, выяснили, какие виды внимания преобладают в учебной деятельности. Определили и показатели развития свойств внимания.
На начальном этапе наблюдения у многих детей выделялось непроизвольное внимание. Оно возникает ка бы само собой, без усилий воли( в сознании детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).
Постепенно, с возрастом, в процессе игры, обучения, специальных упражнений формируется произвольное внимание, которое требует от ученика волевых усилий для своего возникновения. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
Для оценки произвольного внимания проводилась такая методика, как «Расстановка чисел». В течении двух минут дети должны расставить в клетках нижнего квадрата числа, которые расположены в верхнем квадрате, в возрастающем порядке. Числа надо располагать построчно. Средняя норма — два числа.
Результаты:
Такого рода упражнения позволяют успешно развивать у детей произвольное внимание. Если у детей в начальной школе будет развито внимание, то это облегчит обучение.
Удачно сочетая развивающие упражнения с удачным материалом, можно добиться следующих целей:
- Повышения качества и прочности знаний учащихся.
- Создание определенных стимулов для положительной мотивации к обучению.
Литература:
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль « Академия развития», 1998.
- Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника. – Москва, 2003.
- Бабкина Н.В. Радость познания. – Москва, 2000.
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/_zTC5hIX3R6etw