Решение текстовых задач
Казахстан, Павлодарская область, г. Павлодар
СОШГ №9
учитель математики
Лукьянчик Валерия Сергеевна
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: проблемный, тестовая проверка уровня знаний, самопроверка, самостоятельная работа.
Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Цели урока:
- Обучающие:
- повторить, систематизироват
ь и углубить знания учащихся по теме: «Решение текстовых задач»; - продолжить работу над развитием вычислительных навыков.
- повторить, систематизироват
- Развивающая: развитие мышления, речи; познавательного интереса, активности, самостоятельност
и, умений мыслить, делать выводы, сравнивать, обобщать. - Воспитательная: воспитание упорства, трудолюбия, честности.
Ход урока:
1. Организационный этап.( Внимательно слушают, подписывают карточки)
Эпиграф к уроку: « Есть три пути познания: размышления — самый благородный; подражания – самый легкий; опыта – самый горький».
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. . Обсуждение эпиграфа. (Как вы понимаете данное высказывание?)У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
«+» — справился с задачей без затруднений,
«±» — справился с задачей, но возникали сложности,
«-» — не справился с задачей.
2. Актуализация знаний. Устный счет. (Устно выполняют предложенные задания.)
Решим задачи и заполним кросснамбер.
а |
||
б |
г |
|
в |
По горизонтали: а)На новогодней елке 202 фонарика, а сосулек на 38 больше. Сколько всего игрушек на елке?
б) Вини-Пух и Пятачок, собираясь на рыбалку хорошо подготовились. Вини-Пух купил 126 крючков, что на 10 больше, чем у Пятачка. Сколько крючков у Пятачка?
в) В мешке Деда Мороза было 220 шоколадных конфет, что в 3 раза меньше, чем карамели. Сколько всего конфет в мешке Деда Мороза?
По вертикали: а) В этом году на бал придут 475 ребят, что на 54 больше, чем в прошлом. Сколько ребят посетили бал в прошлом году?
г) Лене на день рождения подарили шарики: красных 220, а зеленых в 2 раза больше. Сколько всего шариков у Лены?
(Подведение итогов устной работы, оцениваем себя и фиксируем результат в дневничок.)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На экране появляются условия текстовых задач. (Читают условия, высказывают мнение по их содержанию.)
1.Задача №1 . Расстояние между поселками Белоярск и Щучье 56 км. Из этих пунктов одновременно навстречу друг другу отправились оленья упряжка и снегоход «Буран», причем скорость «Бурана» в 6 раз больше скорости упряжки. Найдите скорость «Бурана» и скорость оленьей упряжки, если известно, что они встретились через 1,6 часа от начала движения.
2.Задача № 2. В соревнованиях по метанию тынзяна на хорей у Кирилла было 36 попаданий из 60 бросков, у Ильи — 35 из 50, бросков, а у Жени– 36 из 40. Чей результат лучше? Какое место занял каждый участник соревнований?
3.Задача № 3. Масса четырех северных оленей и трех белых медведей составляет 1700 кг. Какова масса белого медведя, если масса одного белого медведя и одного северного оленя в сумме составляет 550 кг.
4. Задача № 4. Самое глубокое озеро Ямала Большое Щучье в 12 раз мельче озера Байкал. Найдите глубину озера Большое Щучье, если глубина озера Байкал достигает 1632м, что на 1496 м больше глубины озера Большое Щучье.
5.Задача №5 После пожара ягель восстанавливаетс
6.Задача №6 Для пошива ягушки требуется в два раза больше оленьих шкур, чем для пошива малицы. Чтобы сшить одну малицу и одну ягушку израсходовали 18 шкур.а) Сколько малиц получится из 37 шкур? б) Хватит ли 47 шкур для пошива 4 ягушек?
(Выбирают одну задачу.Предлагаю
Прочитайте эти задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли желание их решить?
Если интересно, то как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?
Прошу в группах выбрать понравившуюся задачу для решения.
4. Систематизация и обобщение знаний.
Итак, приступаем к решению задач, которые вы выбрали. Такие задачи очень часто нам приходится решать в жизни. Тексты задач имеют достоверные данные по нашему Приуральскому району.
Решение задач:
№.1. Т.к. скорость «Бурана» в 6 раз больше скорости упряжки, то примем скорость упряжки за одну часть, а скорость «Бурана» — за 6 частей. Всего частей 7.На одну часть приходится 56 : 7 = 8 (км) –прошла упряжка до встречи, 8*6 = 48 (км) – прошел «Буран» до встречи. Скорость упряжки: 8:1,6=5 км/ч, а «Бурана»- 48:1,6=30( км/ч)
№2. Определим % попаданий каждого мальчика:1)36:60
№3. Масса одного белого медведя и одного северного оленя в сумме составляет 550 кг, а масса трех белых медведей и трех оленей составляет: 550*3=1650 (кг), тогда масса оленя равна: 1700-1650=50 (кг), а медведя: 550-50=500 (кг).
№4. Т.к. озеро Большое Щучье в 12 раз мельче озера Байкал, то приняв его глубину за 1 часть, а глубину озера Байкал – за 12 частей, разница глубин этих озер равна 11 частям, что соответствует 1496 м. Значит, на 1 часть приходится 1496 :11=136 (м)- глубина озера Большое Щучье, а глубина озера Байкал равна 136 + 1496=1632 м.
№5.1)3мм = .0,3 см – за 1 год; 2) 4,5:0,3=15 (лет) – после восстановления увеличит в росте на 4,5 см; 3) 15+25 = 40(лет). Ответ: 40 лет
№6. Примем количество шкур, необходимых для пошива малицы за 1 часть, тогда для пошива ягушки небходимо 2 таких части. Всего частей 3, что соответствует 18 ягушкам. Значит, на 1 часть приходится 18:3= 6 (шкур) – пойдет на малицу, а на ягушку-6*2 =12 (шкур). Из 37 шкур получится: 37:6 = 6 (малиц) и 1 шкура останется; 47:12= 3 (ягушки) и останется 11 шкур. Ответ:а) 6 малиц; б) не хватит.
Обучающиеся в парах и группах решают выбранную задачу.
Все вычисления выполняют в тетрадях, при необходимости в столбик. По окончании работы над каждой задачей, один представитель от группы объясняет классу решение задачи на доске, дети оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
Ответы к задачам: №1 5км/ч; 30 км/ч
№2.. У Жени -1 место; у Ильи – 2 место; у Кирилла – 3 место.
№3. 50 кг и 500 кг
№4. 136м, 1632м
№5.. 40 лет
№6. :а) 6 малиц; б) не хватит
Физкультминутка (Давайте немного передохнем. Видео физкультминутка)
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
1)Вчера на уроке Вы составляли задачи разных типов. Все ваши задачи были очень интересными. Один из учеников представляет свою задачу, ученники ее решают. Чьи задачи мы не успеем решить в классе вы можете решить дома. Теперь мы посмотрим задачи, которые составили ваши одноклассники, а вы выберите, чью задачу вы хотите решить дома.
(Либо Вашим д/з было составить задачу. Давайте послушаем и решим некоторые из них.)
2) У каждой группы есть решение задачи, необходимо составить условие, чтобы оно было интересным.
Пример:
1) 45+12=57
2) 45+57=102
У Кати было 45 кукол, а у Веры на 12 больше. Сколько всего было игрушек у девочек.
(Авторы задач выходят к доске и презентуют свои задачи. Задают наводящие вопросы одноклассникам по тексту и помогают им решить задачу.)
6. Самостоятельная работа. Выполнение теста.
1. Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо сахара, чтобы приготовить 1 кг мороженого?
А) 600 Б) 300 В) 200
2. В соревнованиях приняли участие 56 спортсменов, причем юношей на 16 больше, чем девушек. Сколько юношей приняло участие в соревнованиях?
А) 24 Б) 36 В) 20
3. Для спортивного клуба купили 80 больших и маленьких мячей, причем больших в 4 раза меньше, чем маленьких. Сколько купили больших мячей?
А) 16 Б) 20 В) 64
4. Найти 9х – 9у = ? если х – у = 4
А) 36 Б) 13
Ключ: Б В А А
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
(Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.)
8. Рефлексия (подведение итогов урока)
Что нового, интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу? Почему вы так думаете?
Сегодня на уроке Вы решали задачи. С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с любой жизненной задачей.
Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.
9. Информация о домашнем задании: Домашнее задание:
Решите любые две задачи из предложенных:
№ 1. В Приуральском районе река Щучья длиннее реки Юнъяха на 511 км, а их общая длина составляет 619 км. Найдите длину каждой реки.
№2.Общая площадь земель, используемых для нужд оленеводства в Приуральском районе, составляет 91,9 % территории района. На какой площади производится выпас оленей в районе, если его общая площадь 66 тыс кв.км?
№3. В двух ведрах 13,8 кг брусники. В одном ведре в два раза больше брусники, чем в другом. Сколько кг брусники в каждом ведре?
№4. Для приготовления джема из сладкого перца на 5 частей ягод берут 3 части сахара. Сначала варят сироп, затем кладут ягоду. Сколько граммов сахара необходимо, если у Маши 900 граммов перца?
№5. Жил-был на свете царь Султан. И было у него большое царство-государс
№6. Шли как-то Винни-Пух и Пятачёк. Захотелось им покушать медка. Всего мёда было 19 кг. Винни-Пух съел на 5 кг 600 г больше, чем Пяточёк. Сколько мёду съел каждый из них?
Карточка самооценивания.
Ф. И. ________________
Система оценивания: «+» — справился с задачей без затруднений,
«±» — справился с задачей, но возникали сложности,
«-» — не справился с задачей.
№ задания |
Задание |
Оценка |
1 |
Устный счет |
|
2 |
Работа в группе |
|
3 |
Задачи на местный материал |
|
4 |
Задача, составленная мной |
|
5 |
Тест |
|
Итого: ваша оценка за урок |
Если у вас: 5- 4,5 «+» — ставим оценку «5»;
4- 3,5 «+» — «4»;
3- 2,5 «+» — «3».
Лист обратной связи:
Сегодняшний урок мне позволил: ___________
Невероятно интересным на уроке было: ________
Мне не понравилось на уроке: _______________
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/oVZjQpbMv23eG