Рисование зимних деревьев
Казахстан,Северо-Казахстанская область, Аккайынский район
Черкасская средняя школа
Учитель изобразительного искусства
Нурканов Николай Зейнулович
Цель урока: Раскрыть образ зимнего дерева на примере репродукций художников – пейзажистов И.Шишкина, И. Левитана, А.Саврасова, Ф.Васильева, А.Рылова. А.Куинджи, опираясь на музыку композиторов классиков П.И. Чайковского, А.Вивальди.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с известными репродукциями и именами художников –пейзажистов и композиторов, внёсших вклад в мировую художественную культуру.
Развивающие: развивать навыки техники рисования деревьев различных пород, обратить внимание детей на изменения деревьев в зависимости от изменений времен года, от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме. Развивать культуру ответов, навыки многоуровневого творческого самовыражения.
Воспитательные: Прививать любовь к природе, ценить красоту природы, охранять и беречь природу, учиться видеть прекрасное в обыденном. Развивать эмоционально — личностное переживание музыкального и изобразительного искусства.
Учить детей наблюдать за красотой зимнего леса.
Воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке.
Оборудование:
Интерактивная доска, слайды, репродукции картин художников-пейза
Художественный материал:
Цветная бумага (голубого цвета), гуашь, акварельные краски, кисти, баночки для воды
Наглядный материал:
Слайд-шоу по репродукциям с картин художников, репродукции, рисунки с изображением дерева.
Музыкальный материал:
Музыка: П.И.Чайковский «На тройке», «У камелька». Музыка А.Вивальди «Времена года».
1. Урок музыки. Вводит в мир природы, создаётся музыкальный образ на основе произведений П.И.Чайковского, А.Вивальди.
2. Урок изобразительного искусства. Создаём образ русской берёзы на цветной бумаге.
Ход урока
I.Орг. момент.
ІІ. Вводная беседа
Сегодня, ребята, у нас необычный урок, совместный урок ИЗО и музыки.
Просмотр слайдов.
Просмотр слайдов по произведениям известных русских и казахстанских художников.
-Обратите внимание, как изображали художники в своих картинах деревья
— И.Шишкин в своих картинах показал вековые сосны, могучие дубы. Через образ этих деревьев он показывает могучую силу природы, ее мощь и величие. Это такие его произведения, как «Дубовая роща», где он показывает огромные ветвистые дубы, закрывающие всю картину. В другой картине «Рубка леса» он изображает ели вперемежку с соснами. На картине «Рожь» мы видим дорогу, убегающую вдаль средь поля ржи и несколько вековых сосен. Взят низкий горизонт, чтобы еще более сильней показать величие и красоту этих деревьев.
-И.Левитан любил изображать березы. Через образ березы он передает в своих произведениях лирическое настроение в пейзаже, некоторую грусть и печаль. Посмотрим на картину «Сумерки», где он мастерски передает вечернее состояние природы. «Березовая роща», где он так просто и умело построил композицию, что как будто сам заходишь в глубь леса. «Лунная ночь», здесь показана перспектива уходящих вдаль берез. «Золотая осень», «Лесное озеро», Знаменитая его«Золотая осень». На переднем плане мы видим лесную речку, уходящая вдаль, слева стоят две осинки. Дальше березовый лес. Действительно, смотря на картину художника, вспоминаются слова поэта « В багрец и золото, одетые леса…». В картине «Март» мы видим группу деревьев справа и слева от дома. На горизонте дальний лес.
— А.Саврасов через изображения деревьев передает настроение в различные времена года. Знаменитая его картина « Грачи прилетели». Здесь он показал неброскую красоту русской природы. На переднем плане изображена группа берез. Казалось бы, совершенно некрасивые, с изогнутыми, искривленными стволами они не впечатляют, но они создают образ лирического пейзажа вместе с общим настроением пейзажа. Мы также видим деревья на картине «Проселок». Также приведем примеры изображения деревьев на картинах Ф.Васильева «Оттепель». К.Юон «Мартовское солнце».А.Рылов «Предвечерняя тишина», «Березовая роща», «Лето».Картины художника А Пластова «Сенокос»,В.Сидо
ІІІ.Новый материал.
Учитель ИЗО.
— Все куда-то скрылось, подевалось. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья? Где вы, кусты и травы? Где вы, быстрые бабочки? Льды закрыли озера, снега укутали землю. Солнце все ниже и ниже. А тени длинней и длинней. И день короче воробьиного носа …
—И так о каком времени года эти строки? (О зиме)
Какие изменения произошли с деревьями?
-Сегодня на уроке мы поговорим о зиме, а именно, о зимних деревьях.
Просмотр слайдов. Репродукции зимних картин
-Как композиторы с помощью музыки рассказывают об этом времени года?
Слушают произведения композиторов: П.И.Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Четыре времени года».
Перед вами репродукция картины И.Шишкина «На севере диком…».Рассмо
сне, могучей сосны четко выделяется на фоне дальнего иссиня-голубоват
освещенного луной снега на ветках сосны и четкие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувство печали, грусти, которым пронизана вся картина. И сразу вспоминаются полные очарования строки стихотворения М.Ю.Лермонтова:
«На севере диком
Стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет,качаясь,
И снегом сыпучим
Одета, как ризой она…»
Картина И.Шишкина «В зимнем лесу» художник показывает, как сплошной стеной стоят могучие сосны. Ф.Васильев изображает вечернее состояние природы.Еще не застывшая речка, вдалеке деревенские дома и несколько деревьев.
Рассмотрим репродукцию картины Б.Кустодиева «Балаганы».Здесь изображено народное гулянье, цирк — шапито.Обратите внимание,как художник изобразил деревья, все окутаны они шапкой снега и инеем.В воздухе чувствуется крепкий морозец..
Картина художника К.Юона «Русская зима». Сцена из деревенской жизни.Как художник изображает деревья? Шапки снега на ветвях.иней.Наст
А.Куинджи «Эффект заката» передает зимний лес на закате солнце.Художник изображает деревья большими общими массами.
IV. Анализ музыкальных произведений
— Подходит ли музыка к этим картинам?
— Какие средства выразительности вы можете назвать?
— Кто такой композитор?
— Что такое импровизация?
V.Творческая работа
Даю первую музыкальную фразу? Которую нужно продолжить.
Чтение стихотворений
1. Как расскажут нам о зиме поэты?
Послушайте, как С. Есенин рассказал о зимнем дереве в стихотворении «Клён».
(Чтение стихотворения учителем музыки гитара)
— Какие слова подобрал поэт, для того чтобы показать нам, читателям о красоте зимнего дерева?
2.Чтение стихотворений детьми.
VI. Самостоятельная — творческая работа под музыку.
— Обратите внимание, почти на всех картинах деревья окружены синеватым пространством: это снег и небо.
— и поэтому мы с вами будем изображать деревья на цветной бумаге.
— Как мы с вами расположим лист бумаги? (вертикально).
— Почему? (т.к. деревья вытянуты вверх, высота больше, чем ширина).
Педагогический рисунок.
На классной доске мелом показываю последовательное выполнение рисунка дерева.
— На какие геометрические фигуры похожи деревья различных пород (ель — на треугольник, береза – на округлый овал и т.д.)
— Как мы будем располагать дерево на листе бумаги? (В центре, ограничиваем высоту дерева вверху и внизу).
— С чего начинаем изображение дерева? ( со ствола)
— Проведем вертикальную осевую линию.
— Рисуем ствол, вначале толстый, затем кверху постепенно сужается.
— Один ствол дерева, мы с вами говорили, похож на вьющуюся ленту, которая сужается кверху. Вьющаяся лента не прямая и ствол не может быть прямым. В природе нет прямых линий.
— Ветви от ствола рисуют вначале толстые, потом все тоньше и тоньше.
— Общей массой рисуем крону дерева.
Самостоятельная работа в цвете.
— Давайте с вами изобразим березку. Какого цвета у нее ствол? (белого)
— Итак, набираем на кисть белую гуашь, начинаем изображать ствол снизу вверх, от более широкого к более узкому.
— А теперь изобразим ветви. Какого они цвета? (коричневатого, розоватого, зеленоватого)
— Для крупных веток смешиваем белую гуашь и добавляем чуть-чуть коричневого, изображаем крупные ветки. Не забывайте, что они тоже не прямые.
— Для мелких веточек набираем коричневую гуашь и изображаем их. — Черной гуашью наносим пятна на стволе, внизу больше, кверху меньше.
-А теперь нужно изобразить снег. Для этого мы берем белую гуашь и в некоторых местах: на стволе, ветвях изображаем шапки снега.
-Вот и изобразили березу зимой.
Физкультминутка: » Дует ветер нам в лицо».
VII. Закрепление пройденного материала:
— Каждый художник, поэт, музыкант видит происходящее по — своему и каждый с помощью разных художественных средств описывает.
Каких художников пейзажистов вы уже знаете?
Что они изображают на своих произведениях?
Какие уже знакомые вам композиторы описывали в музыке времена года?
С чего начинаем работу? (выбираем положение листа и определяем границы)
С чего начинаем изображение? ( со ствола)
Что изображаем потом? (ветки , крону)
Что изображаем последним? (снег)
VIII. Подведение итогов урока.
—А теперь из ваших работ мы вырастем сказочный лес. ( выставка и оценка работ)
Учитель « двигает деревья», чтобы они загораживали друг друга.
Проанализируйте работы ваших одноклассников. Кто на ваш взгляд лучше всех передал зимнее настроение. Отметьте лучшие работы. Хоровое исполнение песни, разученное на предыдущих уроках. Конец урока
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/z1iMBxY0xuBM6