Музыкотерапия в детском саду
Квасова Ольга Юрьевна
Музыкальный руководитель
Дошкольный мини-центр АО «Талап»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено
педагогического процесса. Только придя в детский сад, он
испытывает сильнейший стресс, который иногда
затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую
форму адаптации
Цель детского сада – адаптировать личность ребенка к
социуму. Работа музыкального руководителя в
дошкольном образовательном учреждении на современном
этапе наполняется новым содержанием. Его задача –
растить человека, способного к самостоятельному творческому труду,
личность активную, ищущую.
Поэтому я считаю, что цель работы педагога — музыканта – сохранение
психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для
творческого самовыражения и развития личности.
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок
открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной
музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной
деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и
личностному развитию малыша. Музыкотерапия — одно из перспективных
направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения и
представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства
психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении
развития.
Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста
является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие
эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких
музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие
активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-
творческие проявления детей.
Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно;
достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают
понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать
мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Таким образом, изучение и использование музыкальным руководителем
основ музыкальной терапии является важным фактором повышения
психолого — педагогической эффективности курса в дошкольных
образовательных учреждениях.
Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий
характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание
стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально
или как фон) формы музыкотерапии.
Музыкотерапия доступна любому педагогу. Строятся они по
определённой схеме: разминка — двигательные и ритмические упражнения,
основная часть — восприятие музыки, музыкальная релаксация – аутотренинг.
На организованной учебной деятельности я использую различные виды
музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические
движения, игру на музыкальных инструментах, элементы театрализации.
Музыкальные произведения классиков П. Чайковского, М. Глинки, Н.
Римского-Корсакова, И. С. Баха, Ф. Шопена и др. помогают нам учить детей
понимать чувства, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными
эмоциями.
Когда я поставила перед собой задачу повышения внимания и
заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более
тщательно подойти к использованию этого мощного средства.
Музыкотерапию как метод коррекции я использую не только на занятиях,
но и в повседневной жизни, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике
после дневного сна, дыхательной гимнастике, вечерах досуга,
самостоятельных играх.
В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это
не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна
прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида
деятельности, даже настроения детей:
- утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую
музыку, добрые песни с хорошим текстом; - для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для
приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться
благотворным влиянием мелодичной классической и современной
релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев,
голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов,
журчание ручейка). - пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая,
радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного
покоя к активной деятельности.
Разнообразные и актуальные темы музыкальных занятий, затрагиваемые
через сказки и проигрываемые через музыку, дают пищу для размышлений и
осмыслений детям. Этому служит современная и классическая музыка, с
которой дети знакомятся на музыкальных занятиях.
Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая
иллюстрирует сказку. Она помогает активному восприятию и усвоению
детьми новых музыкальных произведений. В ходе организованной учебной
деятельности дети разучивают короткие этюды сказочного содержания.
Например, «Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчёлы» и др., играем в
подвижные музыкальные игры с участием сказочных героев.
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением
психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает
напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль,
восстанавливает спокойное дыхание.
Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции, я
использую духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели,
игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.). При слабой
мелкой моторике пальцев — клавишные инструменты (игрушечное пианино
или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса
или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка —
прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы
(звуков моря, леса, грозы).
Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных
инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные
упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься
оздоровлением, не замечая процесса лечения.
Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного
и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие
направления, как вокалотерапия (пение), музыкотерапия в движениях (танцы,
музыкально-ритмические игры), музицирование — на музыкальных
инструментах и другие.
Так, ритмические задачи, которые предоставляются детям в детском саду,
помогают активизировать и пробуждать интерес ребенка к деятельности.
Если ребенок проявляет себя в ритме, это говорит о том, что у него крепнет
его волевое начало, без которого невозможны ни учеба, ни работа.
Важным элементом музыкотерапии является выразительное исполнение
музыкального произведения. Вместе с тем во время работы необходимы
наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке, — показ игрушки. Детям
приятно слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне.
Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания
исполняемой песни, ее запоминанию. С этой целью применяются и
персонажи кукольного театра, с помощью которых инсценируется
содержание того или иного произведения.
Музыка помогает изменять настроение детей, отвлекает от разочарований,
уменьшает тревожность. В детском саду используется прием групповая
вокалотерапия. Пение — это важный метод активной музыкотерапии,
продолжительность занятия 10-15 минут, группа из 8 детей располагается в
замкнутом круге, ведущий поет вместе с детьми. Песни подбираются в
соответствии с настроением группы.
Но самое главное — «школа чувств», которая формируется благодаря
особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.
Следовательно, привлечение дошкольников к различным видам музыкальной
деятельности с использованием приемов и методов музыкотерапии,
способствует успешному развитию их творческой активности. Применение
творческих задач, ритмических игр, сеансов музыкотерапии в детском саду и
дома стимулирует процесс внутреннего самосовершенствования ребенка,
создает широкие возможности для полноценного раскрытия всех его
потенциалов и открывает перед ним еще один путь обогащения его
музыкального опыта.