Использование социо-игровых технологий в образовательном процессе как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста
Иванова Татьяна Владимировна
Воспитатель
Дошкольный мини-центр Гимназии АО «Талап»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем
мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности.
Сухомлинский В. А.
Для того чтобы человеку быть активным участником
общественной жизни, и реализовать себя как личность
необходимо постоянно проявлять творческую активность,
быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои
способности, постоянно познавать новое и
самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому
может такая современная педагогическая технология как
социо-игровая.
Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого
общения детей со взрослыми, при котором утомительная
принудиловка уступает место увлеченности.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой
направленности (классификация):
- Игра для рабочего настроя.
- Игры разминки.
- Игры социо-игрового характера.
- Игры творческого самоутверждения.
- Игры вольные, требующие передвижения.
Данную технологию можно использовать как на организованной учебной
деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт
возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением
индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый
ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.
В рамках данной технологии необходимо ставить такие задачи:
• помочь детям научиться эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
•способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности,
творчества;
• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у
детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между
собой, со взрослым. Применение социо-игровой технологии также
способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их
психологического здоровья.
Изучая труды основателей социо-игровой педагогики нам очень
понравились законы общения, которые они предлагают:
Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
Не ворчать, не ныть, не бурчать;
Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
Поддержи, помоги подняться и победить;
Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;
Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания
их проблемы.
Предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, направленными на
развитие социализации детей старшего дошкольного возраста. К ним
относятся такие игры как:
Игра для рабочего настроя – «Тень — потетень», «Встань по пальцам»,
«Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает —
не летает» и др.
Игры разминки – Физминутки, пальчиковые игры, «Два конца, два
кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны»
.Игры социо — игрового характера – «Комплимент», «Составь слово»,
«Живой алфавит».
Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории»,
«Животные».
Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки»,
«Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали —
покажем», «День и ночь».
Снежная королева
Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.
Ход: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и
говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали
волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что
есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и
посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно
больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и
дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие
трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру
можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям
удавалось увидеть больше хорошего.
Волшебная палочка
Дети стоят в кругу, «Волшебная палочка» передается слева — направо, из
рук в руки, глядя друг другу в глаза и при этом сопровождается речью по
какому-то заранее заданному заказу-правилу.
- на что похож предмет
- какая бывает (зима, весна, природа, …),
- ласковые слова
*домашний адрес - имя, отчество мамы (папы, свое…)
- и т.д.
— при передаче «волшебной палочки» можно договориться об
обязательном условии: глядеть друг другу в глаза; при необходимости
называть имя рядом стоящего ребенка.
Пирамида любви
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям;
развивать коммуникативные способности.
Ход: дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или
кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его
выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою
работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас
давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то
любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё
любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете
тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас
получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
«Радио».
Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.
Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг
друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть
воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается
к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась
девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он)
подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь.
Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.
Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в
коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению
других, формировать позитивное отношение к сверстникам.
«Подарки».
Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть
желания другого, утверждать свое позитивное «Я».
Ход: Для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться
на две команды. Для этого предлагаю встать полукругом по номерам домов,
в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают), а теперь
рассчитайтесь на яблоко – апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний
круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и
двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По
сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим
напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из
внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок,
а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает,
загадывающий дает ему жетон, если нет – отдает свой. У каждого игрока по 3
жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны.
«Магазин игрушек»
Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического
напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.
Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние
загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы,
характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за
игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая
характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую
игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.
«Мост дружбы»
Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей,
преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.
Ход: Воспитатель показывает детям линейку и говорит кому-нибудь из них:
«Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем
говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде
соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других.
Можно использовать секундомер.
Считаю, что в результате работы с использованием социо-игровых
технологий в образовательном процессе, у детей развивается
любознательность, реализуются познавательные потребности. Дети
знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни
природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности,
преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая
инициатива, повышается уровень познавательных и творческих
способностей.