Патриотическое воспитание молодежи на современном этапе
Мазуркевич Алексей Васильевич
Преподаватель-организатор НВП
КГУ «Драгомировская СШ»
с. Драгомировка, Тайыншинский район, СКО
Важнейшей задачей государства является формирование у граждан
высокого патриотического сознания, чувства гордости за свое Отечество,
воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины, чувства осмысленной гражданской
солидарности и сопричастности, межэтнического и межличностного
взаимопонимания.
Ситуация развития современного общества Казахстана на данный момент создаёт
хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого
поколения. Здесь важно, чтобы произошло принятие подростками нравственных
ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных
ценностей и убеждений.
Молодой гражданин Казахстана, по мнению Главы государства, должен
быть образованным, открытым мировым инновациям и в то же время не
забывающим о своих корнях, традициях, обо всем лучшем, что отличает жителей
именно нашей страны. Молодежь должна остаться носителем своей родной
культуры, ее нужно обогащать, но не обезличивать. В руках молодых — будущее
общества. Ведь они будущие хозяева нашей Родины. И, думая о ней, считает
Нурсултан Абишевич Назарбаев, нужно делать все для того, чтобы сегодня в
молодежной среде не было места национализму, социальному нигилизму, пьянству,
наркотикам и, главное, равнодушия по отношению к людям, обществу и
государству.
Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности
и одним из них является чувство патриотизма. Именно восприятие патриотизма,
толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям как падение
нравственности, «потеря поколения», чувству иждивенчества и направлено против
социального безразличия, роста преступности и наркомании, поэтому основу
воспитания гражданина Республики Казахстан составляет казахстанский
патриотизм и национальное согласие.
Поэтому, сейчас необходимость четкой, скоординированной государственной
политики в области патриотического воспитания возросла настолько, что просто
игнорировать эту проблему не представляется возможным.
Казахстан находится на этапе исторических преобразований. Происходят
крупнейшие изменения в экономике, политике, социально-культурной жизни
общества, создается система национального образования.
Стратегическая цель нашего общества состоит в том, чтобы Казахстан развивался по
пути демократического, правового, светского государства. Не случайно в
Конституции страны закреплены такие основополагающие принципы, как
общественное согласие, политическая стабильность, казахстанский патриотизм.
\
Основными направлениями патриотического воспитания являются:
формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины, на основе изучения
исторических ценностей и роли государства в судьбах мира, сохранении и развитии
чувства гордости за свою страну;
воспитание активной гражданской позиции личности;
военно-патриотическом воспитание;
воспитание толерантности, как принципа взаимоотношений разных
национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;
формирование и развитие социально значимых ценностей общества и
личности и др.
Патриотическое воспитание – не одновременный акт. Процесс формирования
патриотизма имеет собственную идеологию и целенаправленную систему. В
детских дошкольных учреждениях, в школах патриотическое воспитание
начинается с воспитания детей на примерах жизни и деятельности выдающихся
людей Казахстана, отстаивавших целостность и нерушимость казахстанских земель.
В памяти народа сохранились имена казахских батыров: КаракыпшакКобланды,
Алпамыс батыра, Ер Таргына, Ер Косая, Ер Кокше, Баян батыра, Кабанбай,
Богенбай, Раймбек батыра и других. Их подвиги по охране и возрождению
казахстанских земель могут служить примером для подражания нынешнему
поколению. Все средства массовой информации должны организовывать свою
работу с целью пропаганды их подвигов, создавать художественные и
мультипликационные фильмы, издавать научные исследовани
Поскольку Казахстан многонациональное государство, то и воспитание патриотизма
должно опираться на историю, ценности всех народов Казахстана. Надо приводить
примеры, когда сплоченность, единство всех наций Советского Союза привела к
победе против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной
войны и благодаря великому патриотизму советских людей был побежден фашизм.
В связи с обретением независимости и суверенитета в РК на современном этапе
стали особенно актуальными вопросы военно-патриотического воспитания всего
населения и в первую очередь молодежи. Опыт истории войн свидетельствует о том,
что победа всегда была за теми, кто был лучше подготовлен в морально-
психологическом отношении. Б.Момыш–улы в своей книге «Психология войны»,
говоря о силе ума, чувства, воли, отмечает: «Проблема военно-патриотического
воспитания есть проблема воспитания от пеленок до штыковой атаки. Родительское
воспитание – самая главная стадия дошкольного воспитания. Школьное воспитание,
общественно-молодежное воспитание – самая важная стадия в становлении
человека. В общественном же воспитании человек нуждается до самой гробовой
доски». Среди общеобразовательных предметов морально-политическая и
психологическая подготовка старшеклассников к защите Отечества наиболее
интенсивно осуществляется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.
Формирование казахстанского патриотизма у будущих защитников Отечества
сложный и многогранный процесс, осуществляемый на социально-педагогическом,
педагогическом и психолого-педагогическом уровнях. Поэтому организация этого
процесса будет эффективной, если в нем будут участвовать, помимо учителей,
администрация, общественность (военкоматы, подшефные воинские части,
ветераны и др.).
Говоря о патриотизме, мы имеем в виду общественный и нравственный принцип,
характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в
определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно
называемой любовью к Родине. В аспекте нашего исследования, говоря о
казахстанском патриотизме, оно может быть уточнено следующим образом:
казахстанский патриотизм – это стержневое качество личности, с активной
гражданской позицией, знающего и уважающего историю, культуру, традиции, язык
своего народа и других, совместно проживающих наций и народностей, готового
выполнить свой конституционный долг и встать, если потребуется на защиту своего
Отечества.Говоря о готовности подрастающего поколения к защите своего
Отечества, мы подразумеваем военно-патриотическое воспитание, которое,
формируя совокупность взглядов, убеждений, действий личности, должно уделять
внимание и формированию военно-прикладных умений в системе начальной
военной подготовки, чтобы выражение «Если не я, то кто же?» стало выражением
идеи воспитания патриотизма молодежи и способствовало выработке стойкой
мотивации к выполнению своего конституционного долга – службе в рядах
Национальной Армии.
Данное качество личности старшеклассников раскрывается в их суждениях,
взглядах, поведении, патриотической позиции. В понятии «патриотическая
позиция» личности мы акцентируем свое внимание на внутреннем аспекте его
сущности, в которой выделяем общественно значимую жизнедеятельность
личности, в которой органично сочетаются личные и общественные интересы,
направленные на служение своему Отечеству, то есть в которых отражается
сознательное отношение личности к Отечеству, к себе, к другим людям, это и
определяет его ориентацию в мире общественно значимых ценностей, мотивы и
направленность поведения.\
Сегодня в обществе слова «патриотизм», «любовь к Родине» вновь обретают
высокое значение. Строить здоровое общество и сильное государство может только
человек, воспитанный в духе патриотизма. Это должна быть уникальная личность,
готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского
общества. Патриотизм (от греческогоPathis — отечество) означает нравственный
и политический принцип, внутренне присущий гражданину. Это глубоко
социальное чувство, стержнем которого является любовь к своей Родине,
преданность своему народу, гордость за его историческое прошлое и настоящее,
забота о его будущем. Это стремление защищать интересы государства как внутри
страны, так и за её пределами.
В настоящее время можно смело утверждать, что мы казахстанцы, строим
новое общество, где ценятся честь, достоинство и труд каждого, где присутствует
высокая мораль, этнические стандарты, гражданская позиция и духовная ценность.
Именно через патриотическое воспитание мы должны способствовать
формированию лучших духовных качеств личности, обеспечить единство
и преемственность всех поколений людей. Человек не рождается патриотом,
он становится им в ходе воспитания и участия в общественной жизни. Патриотизм
является неотъемлемой частью общественного и гражданского сознания, стержнем
повседневного поведения, направляющим ориентиром образа жизни.
Современная система образования должна осуществлять подготовку такого
выпускника, который бы отвечал потребностям времени и обладал высоким
уровнем нравственности. Нашему обществу нужны не только специалисты-
профессионалы, но и патриоты. Именно учреждения образования способствуют
формированию гражданской позиции иФормирование казахстанского патриотизма у
будущих защитников Отечества сложный и многогранный процесс,
осуществляемый на социально-педагогическом, педагогическом и психолого-
педагогическом уровнях. \
Поэтому организация этого процесса будет эффективной, если в нем будут
участвовать, помимо учителей, администрация, общественность (военкоматы,
подшефные воинские части, ветераны и др.). расширению мировоззрения..
Обретение Казахстаном государственного суверенитета поставило перед
обществом задачу воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Работа
школы должна быть направлена не на вооружение учащегося определенной суммой
знаний, а на решение задач, поставленных основополагающими документами
и проектами в области образования, т. е. воспитания патриота и гражданина нового
Казахстана.
Именно молодое поколение будет определять будущее нашей республики .
Обычно в народе говорят: что посеешь, то и пожнешь. Поэтому мы должны посеять
добрые зерна воспитания, чтобы получить хорошие плоды\
Очень важно понимать, что эффективность патриотического воспитания детей
зависит от совместных усилий государства, школы и семьи. Только в тесном
сотрудничестве и взаимодействии этих субъектов воспитания можно достигнуть
полноценного развития личности ребенка.
Патриотизм начинает формироваться в семье, где в сознании человека
закладываются образ Родины и личностное отношение к ней, воспитывается
ответственное отношение к своей стране, населяющим ее людям, ее интересам.
Я думаю, слова великого мыслителя аль-Фараби о том, что «образование,
полученное без воспитания, может обернуться против человечества», актуальны
и сегодня. В результате кропотливой работы через «Университет педагогических
знаний», вовлечение родителей в подготовку и проведение общешкольных,
классных мероприятий происходит увеличение социальной активности родителей.
Особое место в патриотическом воспитании занимает государственная
символика. Уважение к государственным символам свидетельствует о силе
и достоинстве казахстанского народа, является проявлением нашего патриотизма
и высокой гражданственности, формирует чувство общности нации. У каждого
человека в сердце должно биться святое чувство патриотизма, любви к святыням
своей Родины. Как сказал наш Президент Н. А. Назарбаев «Отношение граждан
страны к ее символам — показатель того, насколько люди чувствуют себя
гражданами этой страны, верят в ее будущее, являются ее патриотами.»
Каждый учащийся обязан, осмысливая значение и роль символов в процессе
становления государственности, воспитываться в духе почитания Государственных
Флага, Герба и Гимна страны, иметь глубокие знания о государственной
атрибутике.\
Таким образом, как показывает практика, пропаганда государственной
символики способствует формированию казахстанского патриотизма, содействует
социализации личности, её духовному развитию и гармоничному воспитанию. Тем
самым, школа вносит свой вклад в развитие и воспитание казахстанской
молодежи — завтрашнего дня нашей страны.
В целях пропаганды, популяризации и правильности применения
государственных символов РК в Драгомировской СШ ведется определенная работа.
На официальных мероприятиях школы ученики исполняют гимн. Получая
грамоту, диплом отличия или аттестат об образовании ребенок видит изображение
герба — все это органичная часть патриотического воспитания.
\Составной частью в деятельности школы являются. проведение
военизированных игр на местности. Принимая участие в таких играх дети и
подростки учатся уважительному отношению к воинским символам, познают
окружающий мир , развивают свои умственные, физические и творческие
способности, а также проявляют интерес к воинской службе. Компонентами игр на
местности являются умение пользоваться планом –картой местности, составленной
самими учащимися под руководством преподавателя НВП, марщ броски,
восхождение на возвышенности, спуски с них, ориентирование на местности. Эти и
другие способы передвижения и преодоления препятствий сочетаются с
упражнениями способствующими развитию наблюдательности, глазомера, слуха и
требует от участников проявления инициативы и силы воли.
При планировании военно-патриотической работы уделяется особое
внимание среднему звену, где в рамках военно- спортивной игры «Улан» ежегодно
проводится с 5-7 классами военизированная игра на местности «Зарница», а в 8- 9
классе « Орленок». Для максимального вовлечения учащихся во внеклассные
мероприятия проводится ежегодно « Смотр строя и песни»,в которой задействованы
учащиеся с 5 по 11 класс.
Важным звеном среди мероприятий военно-патриотического направления
являются встречи с курсантами ВВУ, военнослужащими, бывшими учениками
нашей школы. Участники таких встреч,во-первых, от бывшего школьника и
будущего офицера воспринимали позитивные перемены , происходящие по мере
взросления и военно-патриотического становления курсанта военного ВУЗА .Во-
вторых сами как бы выверяли свои способности по их примеру.
Стало традицией участие детей в проведении митинга ,посвященного Дню
Победы. Учащиеся старших классов несут « Вахту Памяти», среднее звено читают
стихи, проводится возложение венков у обелиска Славы
Ежегодные полевые сборы, проводимые на базе школыс 10классом подводят
итоги работы за целый учебный год, обеспечивается совершенствование физической
подготовки,закрепление военно-прикладных навыков и умений, воспитание
привычки к регулярнвм занятиям физических упражнений.
Таким образом военно-патриотическое воспитание призвано обеспечить
марально-политическую готовность учащихся к обороне Отечества и службе в ВС
РК.\