Портрет в технике «Коллаж»
Аскарова Гульбарам Аскаровна
Преподаватель изобразительного искусства
ГККП «Детская художественная школа»
г. Нур-Султан, Казахстан
Класс : ПО «В» 9-10 лет
Тип урока: Комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с техникой коллажа, его историей развития. Повторить
«Портретный жанр»
Задачи:
Образовательная:
Расширить знания учащихся о портрете как самостоятельном жанре искусства
Воспитательная:
Сформировать первичные навыки изготовления декоративной композиции в технике
коллажа.
Развивающая:
Развивать эстетический вкус, фантазию
Оборудование для ученика:
Ножницы, клей, крафтовая бумага, картонная бумага от упаковок.
Оборудование для учителя:
Конспект урока, презентация, наглядные пособия, репродукции портретов знаменитых
художников, коллажи художников.
План
Орг. момент – 1 мин.
Вступительная беседа — 5 мин.
Формирование новых знаний–5 мин.
Практическая работа 25 –мин.
Подведение итогов – 4 мин.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Садитесь!
Сегодня на уроке я вам расскажу о технике коллаж.
Но сначала хотелось бы узнать: скорее всего Вы уже сами что-то слышали о коллаже.
Можете сказать простыми словами, что это такое? Какие ассоциации возникают у вас
при слове коллаж? Какие материалы можно использовать для коллажа?
Ожидание ответов от детей и внесение своих дополнений
Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей
и красок, но и весьма необычным способом соединением нетрадиционных материалов,
то есть в технике коллажа.
Коллаж (с французского coller «приклеивание») — прием в изобразительном искусстве:
на какую-либо основу наклеиваются материалы, отличающиеся от нее по цвету,
фактуре.
Первые свидетельства использования техники коллажа относятся приблизительно ко 2
веку до н.э., это приблизительно соответствует времени изобретения бумаги в Китае.
До 10 века использование коллажа встречается крайне редко. С 10 века японские
каллиграфы стали использовать в своей работе специально обработанную и склеенную
из не больших кусочков бумагу.
В Европе, история коллажа начинается в тринадцатом веке. Элементы из позолоченных
листов начали применяться в украшении готических соборов около пятнадцатого и
шестнадцатого века. Драгоценные камни и металлы стали использовать для украшения
святых изображений, и их обрамлений.
Несмотря на использование, до двадцатого века, художественных методов похожих на
коллаж, некоторые критики утверждают, что искусство коллажа появилось только
после 1900 года.
Термин «коллаж» был придуман Жоржем Браком и Пабло Пикассо в начале двадцатого
века, в 1910-1912 годах, когда коллаж стал отличительной частью современного
искусства.
Коллажи делятся на две большие группы: «объемные» и «плоские». Объемные коллажи
создают используя самые разные предметы и материалы, комбинируя их друг с другом.
Плоские, в том числе и фотоколлажи составляют из изображений, фотографий,
рисунков и их частей, располагая элементы на одной поверхности.
Вопрос для учащихся : Что такое аппликация ? (Ответы учащихся)
Аппликация является разновидностью коллажа .
Аппликация (application — накладывание, прикладывание) наклеивание специально
подготовленных элементов, вырезанных из бумаги, кожи, ткани, растительных и других
материалов на основу.
Презентация техники «Коллаж»
Прежде чем начать выполнять коллаж вспомни что такое «Портрет»
Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с
изображением человека или группу людей. В портретах художники стремятся не только
передать внешнее сходство , но и характер человека .
Стих о портрете (А.Кушнера ) читает ученик(ца)
Если видишь , что с картины
Смотрит кто – нибудь на нас :
Или принц в Плаще старинном ,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина
Называется – Портрет.
Портреты бывают разными по содержанию: парадный , камерный , семейный, детский,
групповой. и т.д. Художник придумывает формат полотна , тип портрета , на каком
фоне будет изображен человек , какой материал наилучшим образом подойдет для
воплощения замысла .
Презентация «Портретный жанр»
Практическая часть
Основные этапы работы.
Для того чтобы создать портрет в технике коллаж вам необходимо
вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться
эскизом в тетради.
Нарисуйте на листе эскиз портрета .
Далее вам необходимо внимательно рассмотреть эскиз расположения
кусочков бумаги на лице. Ваши кусочки могут быть разрезанными
ножницами, а могут быть рваными.
Кусочки должны близко прилегать друг к другу. Старайтесь тщательно
подбирать бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая
разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте.
Старайтесь передать характер и особенности портретуемого.
Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем.
Помните от беспорядка на столе – беспорядок в голове, от беспорядка в
голове – беспорядок в руках, а от беспорядка в руках – беспорядок в работе.
Приступаем к работе.
За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом.
Рефлексия. Подведение итогов.
Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
Вам нравиться? Что именно?
Полностью ли вы использовали пространство?
Что же такое коллаж?
А из чего может состоять коллаж?
Из каких материалов?
Репродукции каких художников мы сегодня рассмотрели?
Домашнее задание
Термины:
Эскиз – предварительный набросок к картине , рисунку .
Жорж Брак(1882-1963) – французский художник , график, сценограф, скульптор и
декоратор. Основатель кубизма.
Пабло Пикассо(1881-1973) – испанский художник , график, театральный художник ,
скульптор, керамист и дизайнер.. Основатель кубизма.