Где мороз прячется летом?
Карезина Светлана Сергеевна
учитель начальных классов
КГУ «Опорная школа-интернат (ресурсный центр) №9»
г. Жезказган, Карагандинская область, Казахстан
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
2.5.4.1 – измерять температуру различных тел
2.1.2.5 – проводить наблюдения согласно составленному плану и формулировать выводы
Цели урока: Проводить наблюдения за изменениями температуры воздуха в помещении
при проведении эксперимента со льдом, делать выводы и умозаключения
Определять, какую температуру показывают термометры, до включения и
после включения вентилятора, сравнивать показатели
Ожидаемый
результат:
Все учащиеся смогут:
Определять какую температуру показывают термометры
Проводить опыты и эксперименты под руководством учителя
• Называть естественные и искусственные источники тепла и холода
Большинство учащихся смогут:
На основе практической деятельности делать выводы и умозаключения
Представлять результаты своей работы различными способами
Некоторые учащиеся смогут:
Прогнозировать результат опыта и эксперимента
Проявить лидерские качества при отборе нужной
информации для представления результатов работы в
группе
Критерии
оценивания
Называет естественные и искусственные источники тепла и холода
•Проявляет лидерские качества при отборе нужной информации для
представления результатов работы в группе
• Определяет, какую температуру показывают термометры;
•На основе практической деятельности делает выводы и умозаключения
Языковая цель
Основные термины и словосочетания: тепло, холодно, «Тепло – это форма
энергии», «Солнце – основной природный источник тепла на Земле»,
естественные и искусственные источники тепла, эксперимент, саморефлексия.
Вопросы для обсуждения:
Что такое тепло? Холод?
Для каких целей человек использует тепло?
Как он охлаждает предметы?
Где в летнее время можно почувствовать холод?
Какие естественные и искусственные источники тепла вы знаете?
Привитие
ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: уважение;
сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей
жизни.
Межпредметные
связи
математика, познание мира.
Навыки
использования
ИКТ
На уроке используется презентация по теме
Предыдущие
знания
Знания о тепле и холоде, полученные в 1 классе.
Ход урока
Этапы
урока, t
Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало
урока
1 мин
- Создание положительного эмоционального настроя
(К)
Учащиеся становятся в круг, поднимают руки вверх и
дотрагиваются до ладоней друг друга.
-Через тепло ладоней передайте друг другу тепло своих сердец.
Организация
пространства
для
свободного
передвижения
3 мин
- Актуализация знаний.
Мы продолжаем знакомство с понятиями «Тепло», «Холод» и
сегодня организуем нашу работу в «Центре управления теплом и
холодом».
Для этого нам необходимо разделиться на четыре группы.
Обратите внимание на бейджи. На них названия различных
источников тепла и холода.
Группа 1. «Тепло» Искусственные источники тепла (печь,
радиатор, электрическая плита)
Группа 2. «Солнце» Естественные источники тепла (солнце,
огонь, молния)
Группа 3. «Мороз» Искусственные источники холода
(холодильник, кондиционер)
Группа 4. «Лёд» Естественные источники холода (лед,
охлаждённая вода, наружный воздух)
Группы рассаживаются на места.
Целеполагание. SMART – технология.
Пространство
организованн
о для
удобного
общения
представител
ей четырёх
групп.
Презентация
Слайд 1.
Слайд №2
Итак, вы много знаете об источниках тепла и холода.
Внимательно посмотрите на слайд. Чему будет посвящён наш
урок? Попробуйте предположить, поставить цель урока Ваша
цель должна быть не более 9 слов, и не менее 7. Формула 7 + -2
( Мы узнаем, является ли вентилятор источником холода?)
( И чтобы это доказать, мы будем проводить исследования)
Учитель, дополняет цель:
- Сегодня на уроке мы узнаем, является ли вентилятор источником
холода.
Критерии
оценивания
Называет естественные и искусственные источники тепла и
холода
Середина
урока
6 мин
4 . Работа по теме урока: (Г)
В зимнее время мы ищем источники тепла, чтобы согреться, в
летнее время – источники холода, чтобы охладиться.
Где в летнее время можно почувствовать источники холода?
Вы будете работать в группах. Повторим правила работы в
группах.
Молодцы. Нашу работу мы построим, используя стратегию
«Посол».
Учитель назначает послов. Они переходят в другие группы.
Слушают обсуждение других групп, затем возвращаются в свои, и
рассказывают то, что услышали.
Используя материалы учебника, обсудите,
– Где в летнее время можно почувствовать холод?
Предполагаемые ответы:
(Метро; Дворец спорта – корт, мороженое, холодильник;
автомобиль – холодильник;
хладокомбинат – холодильные камеры для хранения рыбы, мяса,
масла,
фруктов; горнолыжные курорты – Медеу, Шымбулак).
Формативное оценивание работы в группе (самоценивание)
А теперь попробуйте оценить, насколько активно вы работали
в своей группе, Зачитайте критерии. Поставьте плюсы и
минусы.
- Подсчитайте плюсы и минусы. У кого плюсов больше чем
минусов? Поднимите руки.
Моя работа в группе Ф.И.____________
Критерии Я
помогаю
группе в
Я
участвую
в
Вношу
свой вклад
в работу
Я
участвую
в
Учебник с.30
постанов
ке цели
постанов
ке задачи
группы групповых
обсужден
иях
Вклад в
работу
группы
Я делюсь
необходим
ой инфор-
ей
Я могу
слушать
других
Я делюсь
своими
идеями
Я не
прерываю,
когда они
высказыва
ют свои
идеи
Взаимодей
ствие с
группой
Критерии
оценивания
Проявляет лидерские качества при отборе нужной информации
для представления результатов работы в группе
7 мин
Исследовательская деятельность.
-Так как вы научились работать в группе,
нашему «Центру управления теплом и холодом» дали задание:
«Приближается лето. В нашем регионе оно очень жаркое. Во
многих помещениях очень жарко. Нам необходимо ответить на
вопрос: «Как понизить температуру воздуха в небольшом
помещении?».
Используя «ПОПС – формулу» сформулируйте свои
предположения с
• Позиция: «Я полагаю, что…», «Я считаю, что…», «На мой
взгляд…», «По моему мнению…», «Я согласен с …»
• Объяснение: «Потому что…», «Так как…», «Поскольку…»
• Примеры: «Я могу доказать сказанное несколькими
примерами», «В качестве доказательства сказанного приведу
несколько примеров»
• Следствие: «Таким образом…», «Следовательно…»,
«Поэтому», «Из всего вышесказанного я делаю вывод…»
На подготовку – одна минута.
Путём случайного выбора, «Палочка от мороженого», из каждой
группы выбираются выступающие. (4 человека).
Формативное оценивание (взаимооценивание)
Стратегия « Оценочная шкала».
Выбрать двух учащихся для подсчёта результатов (работа с
одарёнными).
Те, кому понравилось выступление на «Отлично», поднимают
Ватман,
маркеры
Плакат со
вспомогатель
ными,
опорными
совами
карточки зелёного цвета. Те, кто оценивает на «Хорошо»,
поднимают жёлтые карточки.
Для оценки следующие критерии:
Выступающий говорил чётко, ясно, следовал ПОПС формуле,
приводил примеры, говорил убедительно,
Оценщики оценивают количество на шкале и определяют
лучшее выступление.
.
.
5
4
3
2
1
1 уч. 2уч. 3 уч. 4 уч.
2 мин Физ.минутка:
-Если я называю страну, где климат холодный и суровый, вы
делаете движения, как–будто хотите согреться, если называю
страну с жарким климатом, вы делаете движения – охлаждения.
Дания, Египет, Норвегия, Индия, Гренландия, Финляндия, Малазия,
Эфиопия, Вьетнам.
Позитивная
музыка.
8 мин 2 этап исследовательской деятельности.
«Проблемный вопрос»
- Как вы думаете, можно ли понизить температуру воздуха с
помощью вентилятора?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо провести
эксперимент.
Описание опыта 1. План.
- Измерить температуру в помещении до включения
вентилятора. Результат зафиксировать. - Измерить температуру после включения вентилятора на
расстоянии 0,5 метра и 1 метр. Результат зафиксировать на «Листах
наблюдений».
Сделать вывод.
«Листы
наблюдений»,
карандаши
7 мин
Описание опыта 2. План.
- Измерить температуру в помещении до включения
вентилятора. Результат зафиксировать.
2.Перед лопастями поставить бутылку со льдом и также
зафиксировать результаты на «Листах наблюдений»
Сделать вывод.
Формативное оценивание. «Думай — В паре – Делись».
Работа в парах.
Сравните полученные вами результаты. Поднимите руки, у кого
выводы совпадают?
Критерии
оценивания • Определяет, какую температуру показывают термометры;
•На основе практической деятельности делает выводы и
умозаключения
5 мин Рефлексия.
- Обратите внимание на слайд. Были ли достигнуты
поставленные нами цели? Ответили ли мы на главный вопрос
нашего урока?
Стратегия «Необычный доклад»
Передайте содержание нашего урока при помощи знаков, схем,
рисунков и прикрепите свою схему на «Свободной стене».
-Постарайтесь сделать свой схематичный доклад более подробно, с
юмором. Кто представил лучшее наглядное пособие? Поздравим
победителей!
Дети обсуждают и оценивают результаты, свободно передвигаясь
по классу.
Листы
бумаги,
карандаши.
Пространство
, достаточное
для
свободного
передвижения
Фоновая,
релаксирующ
ая музыка.
Конец
урока
1 мин
Домашнее задание
Вместе с родителями домашних условиях провести опыт и
зафиксировать результаты наблюдений, как изменится температура
в помещении, если перед вентилятором поместить ёмкость с
горячей водой (например, грелку). Результаты зафиксировать.
Дифференциация Оценивание Здоровье и соблюдение ТБ
Учитель по мере
необходимости
оказывает помощь при
заполнении «Листов
наблюдений»
Ученики с высоким
уровнем мотивации
оказывают помощь
одноклассникам в
выполнении стратегии
ПОПС
Учитель:
обеспечивает обратную
связь и поддержку
каждому учащемуся;
планирует и проводит
различные виды
оценивания;
на этапе рефлексии
оценивает умение
проводить
саморефлексию
учащимися.
(К)
Тепло – Холодно.
Учитель называет страны с холодным и
теплым климатом. Дети движениями
показывают тепло- холодно.
Напомнить правила обращения с
термометром, и правила пользования
электроприборами.