Лепка настенной маски Abstractface
Смагулов Аскар Жумагельдинович
Преподаватель дополнительного образования
ГККП «Детская художественная школа»
г.Нур-Султан, Казахстан
Цель: создать маску в абстрактном стиле, необычной формы и фактуры, в
технике рельефа.
Задачи:
- Разработать эскизный проект будущей маски.
- Совершенствовать умения работы над рельефом (контррельеф, барельеф,
горельеф). - Познакомится ближе с чертами лиц абстрактных масок, научиться лепить
детали лица: нос, губы, глаза.
Необходимые материалы:
1.Подготовленная глина
- Скалка.
- Сетка для раскатывания глиняного пласта (фактуры).
- Стеки и другие инструменты.
5.Доска или картон по размеру маски. - Подготовленный эскиз маски на листе А4
- Пуговицы, бисер, шурупы и другие вещи для декора
Зрительный ряд:
Демонстрация фото и готовых масок в абстрактном стиле
План урока.
- Организационный момент (1 мин).
- Рассказ преподавателя об истории маски (2 мин)
- Демонстрация поэтапного изготовления настенной маски педагогом (5
мин.) - Практическая работа по изготовлению маски из глины, применение
техники – рельеф (25 мин). - Заключительная часть. Выставка готовых работ. Фото с масками (2-3
мин.) - Уборка рабочих мест (3 мин)
Содержание урока.
1.Рассказ преподавателя об истории возникновения, видах и
назначении масок.
Маска или Личина – предмет, накладка на лицо с целью быть неузнанным.
С прорезями для глаз (реже рта и носа). С древности маски использовались в
церемониальных, эстетических и практических целях.
Маска – маскара (итал.). Для изготовления масок используются
разнообразные материалы: бумага, гипс, дерево, папье-маше, металл, кожа,
ткань, картон, пластмасса. В истории масок – театральные традиции, т.е.
древние актеры обозначали масками своих персонажей. Особенно это
касается восточных культур. (Индии, Японии, Китая).
В Европе маски использовали для своих театральных постановок Древние
Греки и Римляне. У них были бронзовые маски, которые они использовали в
роли мегафона для усиления звука в Амфитеатре.
В средневековье маски использовались в мистических ритуалах. Маски
обозначали Богов.
В Эпоху Возрождения очень популярны балы и маскарады. Поэтому был
большой спрос на маски и процветание масочного ремесла. Древние
масочные герои – прототипы современных клоунов. Традиции венецианского
карнавала идут из древнего Рима, когда в праздник рабы сидели за столом с
хозяевами, и все одевали маски, чтобы избежать дискомфорта.
В прошлом венецианцы носили маски в любое время, и не только во время
карнавала, но и в будни. Венеция, город на севере Италии, была и остаётся
городом небольшим и частично изолированным от материка, поэтому
здешние жители неплохо знали друг друга в лицо. Возможность встретить на
улице знакомого в тот момент, когда совершенно это ненужно. Вероятно,
поэтому они придумали обычай носить маски, благодаря которым можно
было скрыть не только личность, социальное положение, но и даже пол.
2.Исследовательский этап
Сейчас каждый из вас сделает свою неповторимую маску. Посмотрите на
наши заготовки. Все они разной формы благодаря вам каждая из них
обретет свой неповторимый образ.
Посмотрите на эскизы масок и фото примеров масок в абстрактном стиле.
И вы подумайте над образом вашей маски. После изготовления вам
предстоит декорирование пуговицами, бисером,шурупами и пр.
3.Практическая работа.
Ребята начинают работу раскатывают плинт из глины и вырезают контур
будущей маски в соответствии со своим эскизом, также вырезаются из
обрезков плинта отдельно (нос, губы, глаза, уши). Затем поверхности маски
придается фактура тканью, стеками и различными материалами.
В любой маске очень важно подчеркнуть разрез глаз, возможно
наклеивание ресниц. В конце работы маска декорируется пуговицами,
бисером, шурупами и пр.
- Заключительная часть.
В конце занятия педагог с детьми обсуждают получившиеся образы и
фотографируются с масками.