Развитие творческих способностей обучающихся
Кулатаев Серик Алпысбаевич
Преподаватель специальных дисциплин
КГКП «Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж»
г. Петропавловск, СКО, Казахстан
Техническое творчество обучающихся – это такая техническая
деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и
объективной или субъективной новизной.
Творческие работы обучающихся индивидуальны, в каждой виден
характер, его отношение к миру. Индивидуальный подход важен для каждого
студента для того, чтобы он просто нормально учился и развивался.
Раскрытие индивидуальности ребенка создает благоприятные условия
(возможности) для формирования таланта.
В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю на то,
чтобы найти большее количество вариантов действий. На уроке
систематически использую материал, способствующий развитию мышления,
творческих способностей, интереса к предмету.
На одном из занятий мною был проведен конкурс по созданию пути
для теннисного шарика, предварительно разделив их на группы. Материал
был у всех один и тот же, это бумага, ножницы, пять пластмассовых стаканов
и пять трубочек для сока.
Разновидность созданных вариантов только в одной группе, удивляет
своим творческими решениями. Студенты вовлекаются в работу, продолжая
придумывать идей и после пройденного конкурса, что дает повод, о
осмысленности решений.
На это и направлено последовательно организованное обучение
техническому творчеству в конструкторском студенческом бюро «СКППК»,
который был создан в 2017году.
В 2017-2018 учебном году была изучена литература по организации
технического творчества, журналы: «Бумажное моделирование» (серия
«Наземная техника»), «Юный моделист-конструктор» и др. Была проведена
беседа с обучающимися о техническом творчестве, отобраны желающие
заниматься в бюро. Был проведен «мозговой штурм»: « Будущая модель: за
и против». В результате пришли к выводу, что будем создавать модели,
которые принесут пользу обществу. Из большого числа предложенных
ребятами моделей, выбрали на модель снегоуборочной машины.
Основанием выбора стало то, что наш колледж находится на окраине города
и не всегда здесь убирают снег городские организации, что приводит к
постоянному скоплению снега зимой. Следующий этап: изготовление
чертежа модели, подготовка материала (это подручный материал: детали
поломанных парт, детали старых машин и оборудования).
В процессе работы обучающиеся использовали те знания, умения и
навыки, которые они получили во время практик по сварочным и
слесарным работам, токарному делу, ремонтным работам. Ведь воплощение
идеи в реальную модель требует от обучающихся проявления не только
умственных и физических усилий, но и практических умений пользоваться
инструментами и оборудованием.
В ходе изготовления модели студенты проявляют профессиональную
самостоятельность: проявляют глубокие и прочные знания; владеют
профессиональным мышлением, умениями и навыками; самостоятельно
решают задачи и правильно оценивают предъявляемые к ним требования;
стремятся выполнить работы в установленное время и с заданным
качеством.
Таким образом, итогом нескольких месяцев кропотливой работы,
стала первая модель конструкторского студенческого бюро. Это
снегоуборочная машина «СКППК-1».
После апробации ее на практике, приняли решение участвовать в
областном конкурса технического творчества. Участие в конкурсах
позволяет переосмыслить имеющийся опыт, посмотреть на ее
эффективность с позиции внешней оценки. Участие в областном конкурсе
окрылило членов бюро, давало полет фантазии и желание заниматься
творчеством. Ведь по итогам областного конкурса технического творчества
2018 года «Первый шаг к великим изобретениям» в номинации
изобретательский проект «Удиви нас», наша модель была оценена
дипломом.
Часть участников конструкторского бюро, которые проявили
активность и самостоятельность являлись студентами 4 курса. Полученные
знания, умения и навыки позволили им трудоустроиться по специальности
в ведущие автопредприятия города.
Творчество обучающегося начинается там, где он стремится внести
в процесс работы что-то свое, направленное на повышение качества,
производительности труда, облегчения в работе, применения оригинального
способа.
Как писал Ричард Олдингтон «Всему, что необходимо знать, научить
нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу»