Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Метод Lesson Study в средней школе

Сагынбаева Ф.М. 
учитель казахского языка
Саяпина М.В.
учитель информатики
Казмагамбет Е.Г.
учитель математики
ГУ «Средняя школа №1»
г. Тобыл, Костанайский район, Костанайская область, Казахстан

Метод «Lesson Study» в средней школе (из опыта работы)

Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Наша школа так же динамично движется вперед в ногу со временем. Учителя постоянно повышают свою квалификацию, совершенствуют методику преподавания.

На протяжении 2018-2019 учебного года повышая свое профессиональное мастерство, через обмен опытом с коллегами, мы посещали занятия, проводимые в рамках исследования урока Lesson Study.

Мы с коллегами стали изучать для нас новую методику, чтобы суметь правильно внедрить и использовать данный метод.  Наши координаторы: учитель математики Саяпина С.В., учитель английского языка Ароян А.А. с созданной группой учителей проводили разнообразные занятия, коучинги, мастер-классы. Во время обучения мы пришли к выводу, что наши традиционные наблюдения в классе имеют тенденцию сосредотачиваться на том, что учитель делает во время урока, а на исследовании урока наблюдения направлены на процесс обучения. К концу учебного года, ознакомившись с методикой Lesson Study, мы пришли к общему мнению, что на сегодняшний день этот метод актуален и необходим в современной школе.

В 2019-2020 учебном году на базе нашей школы были созданы 4 фокус-группы.

В составе нашей группы вошли творчески работающие учителя: Саяпина  М.В. (учитель информатики), Казмаганбет  Е.Г. (учитель математики), Каиргалиева А.Б. (учитель истории),  Сагынбаева Ф.М. (учитель казахского языка и литературы).

Первое заседание группы прошло с целью: определения исследуемого вопроса, ожидаемых результатов и установить основные правила.

Выбрали тему исследования: «Формирование навыков саморегуляции учащихся при работе с учебным материалом через формативное оценивание на уроках математики».

Был поставлен вопрос исследования: «Какие эффективные формы формирующего обучения способствуют повышению саморегуляции учащихся при работе с учебным материалом на уроках математики?»

Выявили проблему исследования: «Слабые навыки самостоятельной работы на уроках математики».  

Почему мы выявили именно эту проблему: самостоятельная работа остаётся наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников, что непосредственно влияет и на качество математических знаний.

Определили наблюдаемый класс 5 «В».

Выбрали 3 исследуемых ученика.

Мы задались целью, что в процессе наблюдения направим исследуемых обучающихся работать самостоятельно, в паре, в группе. А также, скорректируем умение аргументировать, доказывать свою точку зрения, делать выводы и правильно обобщать полученные знания. И как результат — повысить качество обучения.

Составили ожидаемые результаты для наблюдаемых учащихся.

Ожидаемые результаты
Ученик А Ученик В Ученик С
-примет активное участие на уроке -примет участие в работе группы -вместе с группой выполнит задания
-творчески подойдет к выполнению заданий -сможет рассуждать по теме -примет участие в обсуждении
-открыто выскажет свое мнение по теме -предложит свою точку зрения по теме -сможет оценить свою работу
-выполнит роль координатора в группе -самостоятельно выполнит задания -работа в сотрудничестве даст ему мотивацию к учению
-даст оценку работе -сможет взять инициативу на себя -вместе с группой выполнит задания
-примет активное участие на уроке -оценит свою работу -примет участие в обсуждении

Установили день заседания и запланировали план работы на учебный год: (план работы творческой группы 2019-2020 учебный год)

МЕСЯЦ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Октябрь     Совместное составление плана  работы на учебный год                   Сагынбаева Ф.М., члены группы
Ноябрь Совместное планирование урока, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока математики по теме «Сложение и вычитание обыкновенных    дробей» Казмаганбет Е.Г., члены группы
Ноябрь Определение схемы планирования,  наблюдения и обсуждения урока. Члены группы
Ноябрь Проведение и посещение урока математики    Казмаганбет Е.Г., члены группы
Ноябрь Результаты диагностики по выявлению учеников уровня АВС для наблюдения. Члены группы
Ноябрь Анализ пройденного первого урока математики. Члены группы
Декабрь Совместное планирование второго урока, его анализ, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока математики по теме «Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел».    Казмаганбет Е.Г., члены группы
Декабрь Проведение и посещение второго урока математики. Анкетирование учащихся Казмаганбет Е.Г., члены группы
Декабрь Анализ пройденного второго урока математики.  
Январь Отчет творческой группы о проделанной работе  
Февраль Совместное планирование третьего урока, его анализ, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока математики по теме «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000; … и на 0,1; 0,01; 0,001» Казмаганбет Е.Г., члены группы
Март Проведение и посещение второго урока математики. Анкетирование учащихся Казмаганбет Е.Г., члены группы
Март Рекомендации по наблюдениям уроков Члены группы
  Ожидаемый результат учеников в листах наблюдения.  
Май   Отчет творческой группы о проделанной работе Сагынбаева Ф.М., члены группы

На заседании разработали всей командой три последовательных урока с учетом, что центром нашего внимания во время наблюдения на уроке исследования должны быть ученики и сам урок. Для эффективности исследования разработали лист наблюдения, где прописывались критерии наблюдения и рекомендации к следующему уроку для каждого наблюдаемого ученика. После первого урока собрались для анализа и доработки по улучшению планирования последующего урока. По результатам наблюдения мы выявили недоработки с учениками. Мы решили пересмотреть и дополнить разработки следующих уроков, учитывая мышление и взаимодействие учеников.

Лист наблюдения за уроком

Дата: 15.11.2019 год            Класс: 5 В                       Возраст: 11 лет         Предмет: математика

Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Критерии наблюдения Исследуемый ученик  
А В С
1 Умение аргументировать, доказывать свою точку зрения Речь уверенная, но других учеников не очень слушает. С помощью учителя может доказать свою точку зрения. Вступает в диалог слабо. Нуждается в помощи группы или учителя.
2 Умение работать самостоятельно Отвечает на все вопросы правильно Самостоятельно работать умеет. Всегда смотрит на ответ других прежде чем самому найти ответ.
3 Умение работать в группе В группе инициативу берет на себя, высказывает мнение, члены группы прислушиваются к нему. Есть затруднения при работе в группе, больше нравится работать индивидуально. Успевает только следить за обсуждениями в группе
4 Умение работать в паре При работе в паре с тестом ответили на 5 правильных ответов из 5 Стимулирует свою соседку на выполнение задания Вступает в диалог слабо. Дает возможность работать напарнику. Сам за ним наблюдает.
5 Умение грамотно составлять вопросы по теме (тексту) Формулирует вопросы не корректно, не может донести до учителя суть того, чего не понял. Если испытывает трудности при восприятии темы урока, может задать вопрос учителю. При ответах на вопросы учителя проявляет скованность, стесняется отвечать на вопросы.
6 Умение находить правильный ответ Умеет находить правильный ответ, из 7 баллов – 7 правильных ответов (работа по карточке) Активный. Допускает некоторые ошибки в решении. Не всегда правильно понимает смысл заданного.
7 Умение делать выводы и обобщать Имеет свое четкое мнение о происходящем на уроке Работает увлеченно, но иногда отвлекается, уходит от сути. Слушает, наблюдает за процессом диалогического общения.
Рекомендации ученикам А, В и С Что следует улучшить? Стараться развивать речь, уметь грамотно составлять вопросы. При групповой работе распределить ученика на роль лидера на следующем уроке. Оказать ученику помощь учителя или ученика (уровня В или А).

      Отталкиваясь от результатов наблюдения, на втором совещании были предложены уровневые задания, самостоятельная работа учащихся, обобщение изученного координаторами групп, а также разделение групп по уровням мотивации обучения. После внесенных коррекций в план работы урока, поставленный нами ожидаемый результат, практически стал выполняться.

Лист наблюдения за уроком

Дата: 20.12.2019 год         Класс: 5 В              Возраст: 11 лет                     Предмет: математика

Тема урока: «Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел»

Критерии наблюдения Исследуемый ученик  
А В С
1 Умение аргументировать, доказывать свою точку зрения Точку зрения доказывает: «Я знаю, поэтому так!» С помощью учителя может доказать свою точку зрения. Точку зрения доказывать не может.
2 Умение работать самостоятельно Самостоятельный пример решил быстрее всех и сидел Самостоятельно работать умеет. На данном уроке только списывал с доски
3 Умение работать в группе В группе является лидером, но на данном уроке попал в группу с другим сильным учеником. Борьба двух умов. В группе на данном уроке являлась лидером. Взяла на себя инициативу. На данном уроке взял на себя роль «художника»
4 Умение работать в паре На данном уроке сидел один. Инициативу взяла на себя. Дает возможность работать напарнику. Сам за ним наблюдает.
5 Умение грамотно составлять вопросы по теме (тексту) Такого задания не было Такого задания не было  Такого задания не было
6 Умение находить правильный ответ Ответил на вопрос об ошибке в примере. На вопросы учителя реагирует быстро. Допускает некоторые  ошибки в решении. На этапе работы с примерами – молчал.
7 Умение делать выводы и обобщать В анкете обратной связи на все вопросы ответил — ничего. В анкете обратной связи на все вопросы ответила, но не было конкретики. В анкете обратной связи ответил образно, выделил то, чему научился на уроке и какое задание было выполнять проще.
Рекомендации ученикам А, В и С Что следует улучшить? Стараться развивать речь, уметь грамотно составлять вопросы. При групповой работе распределить ученика на роль лидера на следующем уроке. Оказать ученику помощь учителя или ученика (уровня В или А).

    На третьем уроке средний и низкий уровень работали на много активнее. В общем, каждый из наблюдаемых учеников показал хороший результат, с помощью дифференцированного подхода всей команды в разработке заданий ученикам.
Для анализа и пересмотра проведенных уроков, применяли лист наблюдения урока, где был виден прогресс достижения каждого наблюдаемого, неожиданности выявленные во время наблюдения, западающие звенья и коррекция  по улучшению преподавания и обучения.

Лист наблюдения за уроком

Дата: 06.03.2020 год       Класс: 5 В                Возраст: 11 лет                     Предмет: математика

Тема урока: «Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел»

Критерии наблюдения Исследуемый ученик  
А В С
1 Умение аргументировать, доказывать свою точку зрения Умеет оценить свою работу и работу группы С помощью учителя может доказать свою точку зрения. Точку зрения доказывать не может.
2 Умение работать самостоятельно Во время самостоятельной работы, творчески подошел к его выполнению. Самостоятельно работать умеет. На данном уроке старался выполнить задание самостоятельно
3 Умение работать в группе В группе является лидером, но на данном уроке попал в группу с другим сильным учеником. Борьба двух умов. Достигла прогресса, даже где-то выполняла требования, поставленные к высокому уровню. Прогресс не значителен, но изменения заметны в работе с группой  
4 Умение работать в паре На данном уроке сидел один. Инициативу взяла на себя. Появились незначительные изменения, совместно с напарником старался выполнять работу, проявлял интерес.
5 Умение грамотно составлять вопросы по теме (тексту) Умеет грамотно составлять и задавать вопросы по теме. С помощью учителя составляла вопросы.  Испытывал трудности при составлении вопросов.
6 Умение находить правильный ответ Ответил на вопрос об ошибке в примере. На вопросы учителя реагирует быстро. Допускает незначительные ошибки в решении. Было неожиданностью то, что сам мог строить предложения, находить правильные ответы
7 Умение делать выводы и обобщать В анкете обратной связи на все вопросы ответил с комментариями. В анкете обратной связи на все вопросы ответила. В анкете обратной связи выделил то, чему научился на уроке и какое задание было выполнять проще.
Вывод В процессе исследования было заметно что ученик группы А умеет грамотно составлять вопросы, на уроке активно работает, в группе всегда является лидером.   Исследуемый ученик В при групповой работе проявлял лидерские качества, инициативу старался брать на себя. Может предложить свою точку зрения по теме. Была развита мотивация к учению сотрудничая в группе, появилась уверенность в себе при самостоятельной работе и работе в паре.

      Применяя метод Lesson Study на практике в течении учебного года, мы убедились в том, что для сотрудничества и профессионального взаимодействия учителей этот способ наиболее подходящий и лучший.  Благодаря данному методу, мы вместе планировали и разрабатывали уроки, учились вести наблюдения, анализировали и пересматривали подходы к обучению учащихся. Совместное планирование и сотрудничество помогло нам усовершенствовать свои инновационные педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся. Анализ уроков показал нам возможные пути их совершенствования. Наблюдая за процессом обучения, мы начали задумываться о качестве своего преподавания к отдельным учащимся. Мы стали более заинтересованными процессом преподавания, мотивированными к новой работе.             

      Запланированный этап нашей совместной работы прошел успешно. Это нас радует и вдохновляет на применение их в будущем учебном году на своих уроках.

    Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история, именно так всегда и происходит…»  Возможно, наше исследование поможет улучшить качество преподавания в нашей школе.

Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *