Метод Lesson Study в средней школе
Сагынбаева Ф.М.
учитель казахского языка
Саяпина М.В.
учитель информатики
Казмагамбет Е.Г.
учитель математики
ГУ «Средняя школа №1»
г. Тобыл, Костанайский район, Костанайская область, Казахстан
Метод «Lesson Study» в средней школе (из опыта работы)
Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Наша школа так же динамично движется вперед в ногу со временем. Учителя постоянно повышают свою квалификацию, совершенствуют методику преподавания.
На протяжении 2018-2019 учебного года повышая свое профессиональное мастерство, через обмен опытом с коллегами, мы посещали занятия, проводимые в рамках исследования урока Lesson Study.
Мы с коллегами стали изучать для нас новую методику, чтобы суметь правильно внедрить и использовать данный метод. Наши координаторы: учитель математики Саяпина С.В., учитель английского языка Ароян А.А. с созданной группой учителей проводили разнообразные занятия, коучинги, мастер-классы. Во время обучения мы пришли к выводу, что наши традиционные наблюдения в классе имеют тенденцию сосредотачиваться на том, что учитель делает во время урока, а на исследовании урока наблюдения направлены на процесс обучения. К концу учебного года, ознакомившись с методикой Lesson Study, мы пришли к общему мнению, что на сегодняшний день этот метод актуален и необходим в современной школе.
В 2019-2020 учебном году на базе нашей школы были созданы 4 фокус-группы.
В составе нашей группы вошли творчески работающие учителя: Саяпина М.В. (учитель информатики), Казмаганбет Е.Г. (учитель математики), Каиргалиева А.Б. (учитель истории), Сагынбаева Ф.М. (учитель казахского языка и литературы).
Первое заседание группы прошло с целью: определения исследуемого вопроса, ожидаемых результатов и установить основные правила.
Выбрали тему исследования: «Формирование навыков саморегуляции учащихся при работе с учебным материалом через формативное оценивание на уроках математики».
Был поставлен вопрос исследования: «Какие эффективные формы формирующего обучения способствуют повышению саморегуляции учащихся при работе с учебным материалом на уроках математики?»
Выявили проблему исследования: «Слабые навыки самостоятельной работы на уроках математики».
Почему мы выявили именно эту проблему: самостоятельная работа остаётся наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников, что непосредственно влияет и на качество математических знаний.
Определили наблюдаемый класс 5 «В».
Выбрали 3 исследуемых ученика.
Мы задались целью, что в процессе наблюдения направим исследуемых обучающихся работать самостоятельно, в паре, в группе. А также, скорректируем умение аргументировать, доказывать свою точку зрения, делать выводы и правильно обобщать полученные знания. И как результат — повысить качество обучения.
Составили ожидаемые результаты для наблюдаемых учащихся.
Ожидаемые результаты | ||
Ученик А | Ученик В | Ученик С |
-примет активное участие на уроке | -примет участие в работе группы | -вместе с группой выполнит задания |
-творчески подойдет к выполнению заданий | -сможет рассуждать по теме | -примет участие в обсуждении |
-открыто выскажет свое мнение по теме | -предложит свою точку зрения по теме | -сможет оценить свою работу |
-выполнит роль координатора в группе | -самостоятельно выполнит задания | -работа в сотрудничестве даст ему мотивацию к учению |
-даст оценку работе | -сможет взять инициативу на себя | -вместе с группой выполнит задания |
-примет активное участие на уроке | -оценит свою работу | -примет участие в обсуждении |
Установили день заседания и запланировали план работы на учебный год: (план работы творческой группы 2019-2020 учебный год)
МЕСЯЦ | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Октябрь | Совместное составление плана работы на учебный год | Сагынбаева Ф.М., члены группы |
Ноябрь | Совместное планирование урока, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока математики по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | Казмаганбет Е.Г., члены группы |
Ноябрь | Определение схемы планирования, наблюдения и обсуждения урока. | Члены группы |
Ноябрь | Проведение и посещение урока математики | Казмаганбет Е.Г., члены группы |
Ноябрь | Результаты диагностики по выявлению учеников уровня АВС для наблюдения. | Члены группы |
Ноябрь | Анализ пройденного первого урока математики. | Члены группы |
Декабрь | Совместное планирование второго урока, его анализ, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока математики по теме «Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел». | Казмаганбет Е.Г., члены группы |
Декабрь | Проведение и посещение второго урока математики. Анкетирование учащихся | Казмаганбет Е.Г., члены группы |
Декабрь | Анализ пройденного второго урока математики. | |
Январь | Отчет творческой группы о проделанной работе | |
Февраль | Совместное планирование третьего урока, его анализ, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока математики по теме «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000; … и на 0,1; 0,01; 0,001» | Казмаганбет Е.Г., члены группы |
Март | Проведение и посещение второго урока математики. Анкетирование учащихся | Казмаганбет Е.Г., члены группы |
Март | Рекомендации по наблюдениям уроков | Члены группы |
Ожидаемый результат учеников в листах наблюдения. | ||
Май | Отчет творческой группы о проделанной работе | Сагынбаева Ф.М., члены группы |
На заседании разработали всей командой три последовательных урока с учетом, что центром нашего внимания во время наблюдения на уроке исследования должны быть ученики и сам урок. Для эффективности исследования разработали лист наблюдения, где прописывались критерии наблюдения и рекомендации к следующему уроку для каждого наблюдаемого ученика. После первого урока собрались для анализа и доработки по улучшению планирования последующего урока. По результатам наблюдения мы выявили недоработки с учениками. Мы решили пересмотреть и дополнить разработки следующих уроков, учитывая мышление и взаимодействие учеников.
Лист наблюдения за уроком
Дата: 15.11.2019 год Класс: 5 В Возраст: 11 лет Предмет: математика
Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
№ | Критерии наблюдения | Исследуемый ученик | ||
А | В | С | ||
1 | Умение аргументировать, доказывать свою точку зрения | Речь уверенная, но других учеников не очень слушает. | С помощью учителя может доказать свою точку зрения. | Вступает в диалог слабо. Нуждается в помощи группы или учителя. |
2 | Умение работать самостоятельно | Отвечает на все вопросы правильно | Самостоятельно работать умеет. | Всегда смотрит на ответ других прежде чем самому найти ответ. |
3 | Умение работать в группе | В группе инициативу берет на себя, высказывает мнение, члены группы прислушиваются к нему. | Есть затруднения при работе в группе, больше нравится работать индивидуально. | Успевает только следить за обсуждениями в группе |
4 | Умение работать в паре | При работе в паре с тестом ответили на 5 правильных ответов из 5 | Стимулирует свою соседку на выполнение задания | Вступает в диалог слабо. Дает возможность работать напарнику. Сам за ним наблюдает. |
5 | Умение грамотно составлять вопросы по теме (тексту) | Формулирует вопросы не корректно, не может донести до учителя суть того, чего не понял. | Если испытывает трудности при восприятии темы урока, может задать вопрос учителю. | При ответах на вопросы учителя проявляет скованность, стесняется отвечать на вопросы. |
6 | Умение находить правильный ответ | Умеет находить правильный ответ, из 7 баллов – 7 правильных ответов (работа по карточке) | Активный. Допускает некоторые ошибки в решении. | Не всегда правильно понимает смысл заданного. |
7 | Умение делать выводы и обобщать | Имеет свое четкое мнение о происходящем на уроке | Работает увлеченно, но иногда отвлекается, уходит от сути. | Слушает, наблюдает за процессом диалогического общения. |
Рекомендации ученикам А, В и С Что следует улучшить? | Стараться развивать речь, уметь грамотно составлять вопросы. | При групповой работе распределить ученика на роль лидера на следующем уроке. | Оказать ученику помощь учителя или ученика (уровня В или А). |
Отталкиваясь от результатов наблюдения, на втором совещании были предложены уровневые задания, самостоятельная работа учащихся, обобщение изученного координаторами групп, а также разделение групп по уровням мотивации обучения. После внесенных коррекций в план работы урока, поставленный нами ожидаемый результат, практически стал выполняться.
Лист наблюдения за уроком
Дата: 20.12.2019 год Класс: 5 В Возраст: 11 лет Предмет: математика
Тема урока: «Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел»
№ | Критерии наблюдения | Исследуемый ученик | ||
А | В | С | ||
1 | Умение аргументировать, доказывать свою точку зрения | Точку зрения доказывает: «Я знаю, поэтому так!» | С помощью учителя может доказать свою точку зрения. | Точку зрения доказывать не может. |
2 | Умение работать самостоятельно | Самостоятельный пример решил быстрее всех и сидел | Самостоятельно работать умеет. | На данном уроке только списывал с доски |
3 | Умение работать в группе | В группе является лидером, но на данном уроке попал в группу с другим сильным учеником. Борьба двух умов. | В группе на данном уроке являлась лидером. Взяла на себя инициативу. | На данном уроке взял на себя роль «художника» |
4 | Умение работать в паре | На данном уроке сидел один. | Инициативу взяла на себя. | Дает возможность работать напарнику. Сам за ним наблюдает. |
5 | Умение грамотно составлять вопросы по теме (тексту) | Такого задания не было | Такого задания не было | Такого задания не было |
6 | Умение находить правильный ответ | Ответил на вопрос об ошибке в примере. На вопросы учителя реагирует быстро. | Допускает некоторые ошибки в решении. | На этапе работы с примерами – молчал. |
7 | Умение делать выводы и обобщать | В анкете обратной связи на все вопросы ответил — ничего. | В анкете обратной связи на все вопросы ответила, но не было конкретики. | В анкете обратной связи ответил образно, выделил то, чему научился на уроке и какое задание было выполнять проще. |
Рекомендации ученикам А, В и С Что следует улучшить? | Стараться развивать речь, уметь грамотно составлять вопросы. | При групповой работе распределить ученика на роль лидера на следующем уроке. | Оказать ученику помощь учителя или ученика (уровня В или А). |
На
третьем уроке средний и низкий уровень работали на много активнее. В общем,
каждый из наблюдаемых учеников показал хороший результат, с помощью
дифференцированного подхода всей команды в разработке заданий ученикам.
Для анализа и пересмотра проведенных уроков, применяли лист наблюдения урока,
где был виден прогресс достижения каждого наблюдаемого, неожиданности
выявленные во время наблюдения, западающие звенья и коррекция по
улучшению преподавания и обучения.
Лист наблюдения за уроком
Дата: 06.03.2020 год Класс: 5 В Возраст: 11 лет Предмет: математика
Тема урока: «Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел»
№ | Критерии наблюдения | Исследуемый ученик | ||
А | В | С | ||
1 | Умение аргументировать, доказывать свою точку зрения | Умеет оценить свою работу и работу группы | С помощью учителя может доказать свою точку зрения. | Точку зрения доказывать не может. |
2 | Умение работать самостоятельно | Во время самостоятельной работы, творчески подошел к его выполнению. | Самостоятельно работать умеет. | На данном уроке старался выполнить задание самостоятельно |
3 | Умение работать в группе | В группе является лидером, но на данном уроке попал в группу с другим сильным учеником. Борьба двух умов. | Достигла прогресса, даже где-то выполняла требования, поставленные к высокому уровню. | Прогресс не значителен, но изменения заметны в работе с группой |
4 | Умение работать в паре | На данном уроке сидел один. | Инициативу взяла на себя. | Появились незначительные изменения, совместно с напарником старался выполнять работу, проявлял интерес. |
5 | Умение грамотно составлять вопросы по теме (тексту) | Умеет грамотно составлять и задавать вопросы по теме. | С помощью учителя составляла вопросы. | Испытывал трудности при составлении вопросов. |
6 | Умение находить правильный ответ | Ответил на вопрос об ошибке в примере. На вопросы учителя реагирует быстро. | Допускает незначительные ошибки в решении. | Было неожиданностью то, что сам мог строить предложения, находить правильные ответы |
7 | Умение делать выводы и обобщать | В анкете обратной связи на все вопросы ответил с комментариями. | В анкете обратной связи на все вопросы ответила. | В анкете обратной связи выделил то, чему научился на уроке и какое задание было выполнять проще. |
Вывод | В процессе исследования было заметно что ученик группы А умеет грамотно составлять вопросы, на уроке активно работает, в группе всегда является лидером. | Исследуемый ученик В при групповой работе проявлял лидерские качества, инициативу старался брать на себя. Может предложить свою точку зрения по теме. | Была развита мотивация к учению сотрудничая в группе, появилась уверенность в себе при самостоятельной работе и работе в паре. |
Применяя метод Lesson Study на практике в течении учебного года, мы убедились в том, что для сотрудничества и профессионального взаимодействия учителей этот способ наиболее подходящий и лучший. Благодаря данному методу, мы вместе планировали и разрабатывали уроки, учились вести наблюдения, анализировали и пересматривали подходы к обучению учащихся. Совместное планирование и сотрудничество помогло нам усовершенствовать свои инновационные педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся. Анализ уроков показал нам возможные пути их совершенствования. Наблюдая за процессом обучения, мы начали задумываться о качестве своего преподавания к отдельным учащимся. Мы стали более заинтересованными процессом преподавания, мотивированными к новой работе.
Запланированный этап нашей совместной работы прошел успешно. Это нас радует и вдохновляет на применение их в будущем учебном году на своих уроках.
Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история, именно так всегда и происходит…» Возможно, наше исследование поможет улучшить качество преподавания в нашей школе.