Приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям проявлять музыкальное творчество
Кинжакаева Юлия Борисовна
Воспитатель
ТОО «Жаңа толқын Орал», Ясли /сад №2 «Зернышко»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Статья «Приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям проявлять музыкальное творчество»
Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности, в том числе театрализацию. В процессе театрализованной деятельности создается непринужденная творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, способности.
Элементы театрализации присутствуют во всех видах музыкальной деятельности. Для достижения лучшего результата поставила перед собой следующие задачи:
1.Способствовать усвоению знаний детей в театральной деятельности.
2.Развивать природную музыкальность детей через музыкально-театральную деятельность.
3.Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.
Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.
1.Движения.
Основные движения. Изобразительные движения и жесты.
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.
Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве:
-строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться врассыпную и снова находить свое место.
Начиная с младших групп, дети осваивают «гимнастику жестов» — специально подобранные игровые упражнения — этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов — жест ласки, радости, злости, плача, просьбы, прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.
Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка»,
«лиса» и др.
Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.
Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные характерные движения.
2.Музыкально-двигательные этюды.
Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.
Музыкально-двигательные этюды — это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.
Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со
стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы.
В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.
Затем детям дается творческое задание, например: прийти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.
Дети старшей и группы предшкольной подготовки могут изображать более сложные этюды, с изображением различных эмоций, действуя в паре, группе. Например, этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.
Особое внимание я уделяю выразительности движений. Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
- Декламация. Выразительное чтение.
На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки. Использую элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики.
- Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности.
Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ. Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление
В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.
Театрализацию в работе с детьми я использовала с младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.
В отражении сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко и туча.
Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику (в песне Пчелки «не мешайте, укушу» — лицо сердитое; «поет веселый жук» — лица радостные). С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. Инсценировали сказки «Теремок», «Репка», «Муха-Цокотуха», «Заюшкина избушка» и др.
В песенном творчестве предлагаю детям придумывать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? – молочка немножечко!». Старшие дошкольники в ОУД сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом — «Пляшут лягушки».
В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики др. Дети имитировали игру на музыкальных инструментах: балалайке, дудочке, барабане, пианино. Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках.
Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики; самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайке – барабан, мишке – бубен. Работая над актерским мастерством, даю задания: зайчик боится, лисичка прислушивается, вкусная конфетка, колючий еж, котику стыдно, мишка обиделся. По желанию ребята выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Большое внимание я всегда уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.
Занятия провожу в каждой возрастной группе один раз в неделю во вторую половину дня.
Опыт работы показывает, что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно, способствует раскрытию их творческих проявлений.
Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий. Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Это помогало более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия директора,методиста, музыкального руководителя, воспитателей и родителей в единую творческую команду.
Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе нашего детского сада предусмотрен уголок «Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей.
Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку, творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д.