Воспитание сердцем
Бургер Евгения
воспитатель
ГККП Ясли/сад №26 «Түлпар»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
«Воспитание сердцем»
«Все взрослые сначала были детьми, только мало
кто из них об этом помнит»
Антуан де Сент-Экзепюри
Каждый взрослый приходит в свою настоящую, осмысленную жизнь из детства. От того, каким оно было, зависит и наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Мы, взрослые, должны об этом помнить.
Сегодня у нас с Вами, пожалуй, самый главный разговор — о сердце ребенка и его воспитании. Самый главный потому, что сердце — это солнце организма, а ритм сердца — это ритм жизни.
Воспитывая сердце, помните, даже самое нежное, самое сострадательное сердце должно быть мужественным и стойким. Не закрывайте детям глаза на жизнь, пусть видят и негатив.
Задача воспитателя научить ребенка правильному отношению к событиям положительным и отрицательным, вырастить в ребенке стержень, который будет обеспечивать его устойчивость в дальнейшем, понятно, что одной эмпатии недостаточно для воспитания сердца.
В ГККП Ясли/сада № №26 «Түлпар» проходят тематические встречи, посвященные обсуждению вопросов реализации прав детей на полноценное нравственно-духовное развитие. Организатор встреч – директор нашей дошкольной организации акцентирует внимание на важности стартовых позиций в этой области для всех категорий детей.
Во встречах принимают участие директора и воспитатели дошкольных организаций города, представители отдела образования города Уральска.
Программы встреч включают в себя вопросы по проблемам правильного построения педагогического процесса в области нравственно-духовного развития детей дошкольного возраста.
Организация таких встреч – это событие в жизни детского сада, так как профессиональное обсуждение актуальных проблем построения процесса нравственно-духовного воспитания дошкольников волнует всех.
Ушинский К. Д. говорил: «Те высокие, нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
Все дети равны и имеют право на полноценное, равное нравственно-духовное воспитание, а это будет зависеть от того, как педагог будет владеть современными методами обучения и воспитания, от знания психологии, от умения конструировать педагогический процесс с учетом возрастных особенностей детей.
В заседаниях творческой мастерской, которая функционирует в детском саду, принимают участие и дети. Смотрела я на них и видела, что они представляют собой единое, неделимое целое, и испытывала гордость за этих крох. Они не играют в праздники и будни, а живут чистой и большой жизнью.
Вся работа воспитателей, участвующих в этих встречах, направлена на глубокое понимание детьми темы, содействие развитию нравственного, эстетического и творческого потенциала, и они считают, что любое воспитание, будь то нравственное, правовое, эстетическое, — должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки.
Уверена, что среди педагогов, присутствующих на этих встречах, нет случайных людей. Все они полны сил, знаний и свежих мыслей, и с уверенностью вместе со своими воспитанниками шагают в будущее по дороге Добра, Любви, Идей и Творчества.
Хочу пожелать всем, кто участвует в этой работе не останавливаться на достигнутом. Ведь вы, вольно или невольно, касаетесь живой души ребенка, потому что ваша педагогическая деятельность строится по принципам общения, где между сторонами — равные отношения. И когда, вы, вместе с детьми, рассуждаете о духовных ценностях, то настраиваете их сердце на доброту, на человечность. Но одних рассуждений недостаточно. Если вы хотите, чтобы дети и в жизни вели себя так, как вы их учите на занятиях, то мы сами, взрослые – ежедневно, ежечасно, должны быть примером для ребят, должны быть дружелюбными, добрыми, терпеливыми и сострадательными. Личный пример тут играет главную роль. Самое действенное — воспитание сердца достигается, не назиданием, а примером от сердца к сердцу.
Убеждена, что если мы сумеем воспитать по — настоящему знающего, нравственного и творческого Человека, способного жить в гармонии со всем миром, такой человек будет не способен разрушать, уничтожать. А это еще раз подтверждает то, что нравственно-духовное воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно.