Путешествие в аул
Габдулина Айгуль Булатовна
Воспитатель
ГККП Детский сад №12 «Мерей»
г. Кокшетау, Акмолинская область, Казахстан
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Тема: Путешествие в аул
Образовательная область: Социум, Коммуникация, Познание
Раздел: Ознакомление с окружающим миром.Развитие речи
Возраст детей: 5-6 лет
Цель: расширять и закреплять представления детей о деревне – ауле, его
отличительных особенностях, учить детей осваивать звуковой анализ слова
«лук», подбирать слова с заданным звуком, владеть обобщающими понятиями
«овощи», «домашние животные и птицы», учить выделять причинно-
следственные связи, делать выводы; развивать сообразительность, слуховое и
зрительное внимание, стимулировать познавательно-речевую активность,
расширять и активизировать словарный запас по теме; вызвать стремление
совершать добрые поступки, желание прийти на помощь, воспитывать
доброжелательность во взаимоотношениях между детьми
Методические приемы: эмоциональный настрой, мотивация, вопросы,
рассуждения, игровые упражнения, словесная игра, рассматривание
иллюстраций, загадывание загадки, звуковой анализ слова, опыт
Предметно-развивающая среда: слайды с изображением поезда, деревни и
города, реки, бабушки, юрты, огорода, скотного двора; коврограф; картинки с
изображением овощей, домашних животных и птиц; изображения дощечек для
моста; цветные веревочки; картина-схема «лук», фишки для обозначения звука;
оборудование для проведения опыта – стакан, колба, воронка, вата, бинт,
бумажные салфетки, песок, земля, вода; карточки с заданиями «Найди
заплатку», «Звуковой анализ слова», «Сосчитай животных» на каждого ребенка;
простые карандаши, лэпбук «Мой родной аул»
Педагог организует утренний круг приветствия.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Обращает внимание на письмо, которое лежит у него на столе. Зачитывает его.
В письме бабушка Әже приглашает ребят погостить у нее в ауле. Дети
соглашаются.
Организационно-поисковый
- На чем можно путешествовать? (ответы детей)
- А я вам предлагаю отправиться на транспорте, название которого начинается
со звука «п», этот транспорт может двигаться только по железной дороге. Дети
отвечают (поезд)
Воспитатель предлагает детям занять места в вагонах, и отправиться в путь
(слайд)
Доезжают до разъезда «Город – аул» - Ребята, а куда же нам ехать, как выдумаете? Внимательно рассмотрите
картинки, они подскажут нам дорогу. Дети рассматривают картинки с
изображением города и деревни (аула), выбирают необходимый маршрут,
обосновывая его. - Ребята, вы сделали правильный выбор, но посмотрите, путь в аул нам
преграждает река, на ней нет моста (слайд) Как же нам перейти на другой
берег? (предложения детей). Правильно, необходимо построить мост.
Организует словесную игру «Мост из слов».
-Ребята, вам надо назвать слова, которые связаны с понятием «деревня-аул».
Каждое слово – это дощечка мостика. Чем больше слов вы назовете, тем
прочнее получится наш мост. Дети произносят слова (например: каникулы,
огород, забор, домашние животные, печка, бабушка, баня и др.) На каждое
слово воспитатель выкладывает на коврографе дощечку до тех пор, пока не
получится мост в форме дуги. - Молодцы, ребята, мост готов. Давайте же скорее перейдем по нему.
-Вот мы с вами и оказались в ауле (звучит запись голосов домашних животных
и птиц) Что вы услышали? Голоса каких животных и птиц вы узнали? (дети
отвечают: мычит корова, кукарекает петух, скачет лошадь, лает собака, гогочут
гуси, кудахчут куры и т.д.)
-Все эти звуки можно услышать в городе? Почему? (многие из этих звуков мы
не услышим в городе, но можно услышать лай собаки, плеск воды, где-то во
дворе мяукает кошка)
-Чем же еще аул отличается от города? (слайд)
В ауле дома небольшие, огорожены забором, есть огород, сад, сарай, баня,
колодец, постройки для содержания животных: конюшня, коровник, свинарник
и т.д. Но главное отличие – тишина и свежий воздух. А еще в ауле очень
красиво, ведь его окружает наша чудесная природа – реки, горы, степи.
-Молодцы, ребята! А вот и наша бабушка (слайд) (закрепляет произношение
слова «бабушка» на казахском и английском языках) Скажите, как называется
дом, в котором она живет (дети: юрта). Правильно, это казахское национальное
жилище – юрта. Обратите внимание на убранство внутри – все очень красиво,
присутствуют предметы казахского национального быта. Но только, вот беда,
мыши подпортили ковры и прогрызли в них дыры. Давайте поможем бабушке,
починим коврики.
Организует проведение игрового упражнения «Найди заплатку». Дети
работают с карточками за столом. Находят заплатку по форме и расцветке
подходящую к отверстию и соединяют линией с соответствующим ковриком.
-Ребята, вы справились с этим заданием, а теперь пришла пора немного
отдохнуть.
Проводит физминутку. Дети произносят текст, одновременно выполняя
соответствующие движения.
Қане, балалар, тұрамыз,
Ұлкен шеңбер құрамыз.
Қолды алға созамыз,
Отырып бір тұрамыз.
Оңға, оңға түзу тұр.
Солға, солға тұзу түр.
Алға қарай бір адым,
Артқа қарай бір адым.
Жоғары, төмен қарайық,
Орнымызды табайық.
-Ребята, после трудов можно и чаю выпить. Бабушка Әже как раз собралась
вскипятить воду для чая. Но что это? Посмотрите – вода в ручье стала совсем
мутная (слайд). Такую воду нельзя употреблять в пищу. Почему? (вода
загрязнена песком, землей, микробами) Как же нам быть? (высказывания детей)
Правильно, воду нужно очистить. Как мы можем очистить воду? Чем мы
очищаем воду дома? Есть ли у кого-то дома фильтр для очистки воды? Сейчас
мы попробуем сделать фильтр сами.
Организует проведение опыта.
Сначала приготовим воду: добавим в нее песка, земли. Какой стала вода?
(мутной, грязной).
Теперь нам надо очистить воду от грязи. Давайте положим в воронку вату,
обернутую несколько раз бинтом. Пропускают воду через фильтр дважды – вода
светлеет, но еще не достаточно чистая. Воспитатель предлагает детям
пропустить воду через бумажные салфетки, после нескольких раз вода
визуально становится чистой.
-Можно ли теперь пить эту воду? Можно, но необходимо ее прокипятить, чтобы
удалить невидимые микробы.
Педагог подводит итог опыта.
-Ребята, все для чаепития у нас готово. А еще бабушка Әже хочет угостить нас
вкусным и полезным салатом из овощей, которые она вырастила на своем
огороде. Давайте поможем бабушке их собрать.
Игра «Что растет на грядке».
Дети рассматривают и выбирают картинки с изображением овощей и
выкладывают их на коврографе.
- В огороде у бабушки вырос еще один овощ, но здесь его нет. Послушайте о
нем загадку:
Я горький, я сладкий,
К солнцу тянусь из грядки.
Малышам полезный друг,
А зовусь я просто — …(лук)
-Ребята, пройдите к столам, переверните карточки, и проверьте, правильно ли
вы отгадали.
Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание детей на правильную
осанку. Организует проведение звукового анализа слова «лук». У коврографа
поочередно работают трое детей, остальные – за столами. Предлагает детям
последовательно найти и произнести звуки в слове, дать им характеристику и
обозначить их соответствующей цветной фишкой. Просит детей назвать
количество звуков в слове.
-Ребята, вы отлично справились с заданием и помогли бабушке собрать овощи
для салата!
-А теперь я вам предлагаю немного прогуляться по бабушкиному двору. Ой,
посмотрите, сколько здесь домашних животных и птиц (слайд). Давайте
назовем их (ответы детей). Молодцы! А сейчас попробуйте найти и назвать
только тех животных и птиц, в названиях которых есть звуки «р», «рь». Дети
называют: верблюд, корова, баран, курица. Находят всех перечисленных
животных и выкладывают их изображения на коврографе – на одной линии
верблюды, на другой – коровы и т.д. Педагог закрепляет с детьми
произношение слов «верблюд», «корова», «баран», «курица» на казахском и
английском языках.
-Давайте сосчитаем их. Сколько верблюдов? (два) Коров? (четыре) Баранов?
(шесть) Куриц? (восемь) Кого больше? Меньше? Дети сравнивают группы
животных и птиц по количеству (верблюдов и коров, баранов и куриц, коров и
баранов и т.д.)
-Правильно, ребята! А сейчас я вам предлагаю обозначить количество
животных соответствующей цифрой. Четверо детей поочередно выкладывают
нужную цифру на коврографе при помощи цветной веревочки. Остальные
прописывают цифру в карточке за столом.
-Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вы сегодня здорово
потрудились, помогли бабушке. И за это бабушка дарит вам вот такую
интересную книгу – лэпбук «Мой родной аул». В ней вы найдете много
интересных заданий и упражнений, загадок, которые помогут вам закрепить
приобретенные знания о жизни людей в ауле.
А теперь нам пора отправляться в детский сад!
Рефлексивно-корригирующий
Воспитатель подводит итог учебной деятельности. Стимулирует высказывания
детей, побуждает поделиться впечатлениями.
-Давайте вспомним, где нам удалось побывать? Что было интересного для вас?
Что особенно запомнилось? Предлагает детям выбрать смайлики с
соответствующим настроением.
Ожидаемый результат:
Знать: особенности жизни и труда людей в ауле, отличительные признаки
деревни от города; названия овощей, домашних животных и птиц; название
казахского национального жилища
Иметь: представление о влиянии загрязненной воды на здоровье человека;
желание принимать участие в совместной деятельности
Уметь: проводить звуковой анализ заданного слова, выделять звуки в слове и
давать им характеристику; рассуждать, делать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи; отвечать на вопросы, давать развернутое
объяснение.