Волшебство сказок – путь формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Кабдыкулова Индира Избасаровна
воспитатель КПП
КГУ «ОШ №21»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
«Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность.
А это важнейшие виды прекрасного».
Аристотель
Класс предшкольной подготовки — первая и очень
ответственная ступень общей системы образования, в
котором обучению дошкольников началам математики
отводится важное место.
Это вызвано целым рядом причин: началом школьного
обучения с шести лет, обилием информации, получаемой
ребенком, повышением внимания к компьютеризации,
желанием сделать процесс обучения более интенсивным,
стремлением родителей в связи с этим как можно раньше
научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать,
хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать
различные ситуации, во всем, что их окружает, правильно оценивать
различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать
самостоятельно решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует:
формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей:
логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса,
смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг
человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате
упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее,
сообразительнее.
«Математика остаётся для учеников работой», — утверждал почти
полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало
изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким
учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами
ученики.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не
должны узнать об этом никогда. Поэтому моя задача состоит не в передаче
тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к
материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто
интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка; дать ребёнку
почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но
и общие закономерности. А главное — познать радость при преодолении
трудностей.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир
чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для
дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться
правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать ,творить.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка
играет математическое развитие.
В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течение
всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться
элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут
основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Меня же в свою очередь заинтересовала проблема: как обеспечить
математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее
современным требованиям, средствами сказки, так как сказка является
эффективным средством формирования математических представлений
детей старшего дошкольного возраста.
Какую же роль несет в себе сказка: Учеными доказано, что чтение сказок
необходимо для развития ребенка. Язык сказки доступен и понятен ребенку.
Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию
воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных
проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет
мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то
логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не
учит его напрямую. С помощью сказок можно метафорично воспитывать
ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся
личности.
Считаю, что работа по формированию математических представлений у
дошкольников важнейшая часть их общей подготовки к школе. В связи с
переходом к обучению детей с 6 лет, внимание к этой проблеме должно быть
усиленно.
Поэтому работу с детьми в каждой возрастной группе начинаю с
выявления индивидуальных черт характера; стараюсь узнать, какими
навыками и умениями они уже владеют, в частности, на каком уровне
развития находятся их математические способности. Для выяснения этого
применяю различные дидактические игры, игровые упражнения и
непринужденную беседу.
В связи с этим я составляю ежегодно перспективный план работы по
теме творческого поиска, ориентированного на формирование элементарных
математических представлений посредством сказок.
Ещё не научившись читать, каждый ребёнок узнаёт, что такое сказка, и
волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной
литературы. Моя работа по теме творческого поиска посвящена сказкам. Я
предлагаю детям отправиться в увлекательное путешествие по страницам
сказок, приглашаю в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми
цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звёзд и светил.
Перспективный план включает в себя несколько блоков, которые можно
рассматривать, как отдельные проекты (каждый блок посвящен одной
сказке). В перерывах между блоками предполагается ознакомление детей с
другими сказками, которые мы будем более подробно изучать в следующем
году.
Считаю, что математические представления у детей будут
сформированы в том случае, если ребенок эмоционально откликается на
художественную литературу, активно применят свои знания в различных
видах деятельности, используя выразительные средства художественного
слова.
Поэтому, прежде, чем приступить к работе по теме творческого поиска, я
провожу тщательный отбор художественного материала. Очень важно
отобрать для чтения и исполнительской деятельности высоко
художественные произведения, которые потом можно будет использовать в
работе с детьми.
Сказка — это один из основных жанров устного народно-поэтического
творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное
произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с
установкой на вымысел.
В любой из сказок будь она народная или авторская, присутствует целый
ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счётом,
«Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый
счёт, да ещё и основы арифметических действий, ситуаций и усваиваются
они сами по себе, без каких- либо усилий. С помощью сказки «Три медведя»
легко усвоить понятие о размере.
Присутствие сказочного героя на организованной учебной деятельности по
математике придает обучению яркую, эмоциональную окраску.
Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности
детей. Например, я использую и такой вид сказочного перевоплощения как
путешествия в ходе организованной учебной деятельности, досугов,
конкурсов, КВН.
Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной
темой или одной программной задачей.
Малые фольклорные формы таят в себе огромные возможности
воспитания и обучения детей математике.
Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым
мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации
знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т. д., но
и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности
детей, тренировке внимание и памяти
Поэтому я использую их в работе с дошкольниками как прием,
побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом
(явлением, числом, буквой); как игровой (занимательный) материал,
отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
В загадках математического содержания мы вместе с детьми анализируем
предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения.
Я использую загадки как исходный материал для знакомства с
некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.
Ещё один вид малых форм фольклора, который я использую в своей работе
это – скороговорка. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать
математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием
количественных представлений.
Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки включаю в
занятия по математике с целью закрепления количественных представлений,
ориентировки в пространстве, во времени и развития речи дошкольников.
Таким образом, малые фольклорные жанры являются достаточно
эффективным средством формирования математических представлений у
детей дошкольного возраста, и использование их в комплексе с другими
средствами позволяет активизировать познавательную активность ребенка.
вызвать его интерес, привлечь внимание к математике.
Одним из средств повышения интереса к изучению математики являются
задачи-шутки. Используя их на ОУД я заметила, что в результате решения
задач-шуток у детей расширяется кругозор о величинах и взаимосвязях,
существующих между ними, потому что они по своей структуре часто
составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые
применялись ими при решении похожих задач, рассматривавшихся на
организованной учебной деятельности по математике. Но ситуация,
описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения. Работа над
задачами содействует развитию логического мышления дошкольников, ибо
приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой
жизни.
Таким образом, можно утверждать, что регулярное использование системы
специально подобранного репертуара художественной литературы,
направленного на развитие познавательных математических возможностей и
способностей, расширяет математический кругозор дошкольников,
способствует математическому развитию, повышает качество
математической подготовленности, позволяет детям более уверенно
ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их
действительности и активнее использовать математические знания в
повседневной жизни.