Урок – путешествие «Соединительные швы»
Плетнева Ольга Васильевна
учитель технологии
КГУ «Беловская средняя школа»,
Мамлютский район,Северо-Казахстанская область,Казахстан
Цель: расширить и углубить знания уч-ся по теме: «Обработка швов»; научить выполнять бельевые швы с соблюдением ТУ и последовательности обработки; закрепить знания про терминологии; развивать память, внимание, экономию, бережливость, усидчивость; воспитать любовь к профессии «швея»; эстетический вкус.
Тип урока: сообщение уч-ся новых умений по обработке бельевых швов; закрепление знаний и умений уч-ся по обработке соединительных швов.
Метод урока: практический. Словесный, наглядный.
Материально-техническое оснащение (на одного уч-ся): игла, ножницы, нитки, сантлента, линейка, карандаш, мыло или мел, ткань для тренировочных работ, образцы швов, шв.машина.
Используемая литература: А.Т.Труханова «Технология изготовления женской и детской легкой одежды».
Ход урока
Слово учителя. Сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок-путешествие. Нас пригласила в гости семья соединительных швов. Как вы знаете, семья соединительных швов состоит из 8 братьев (показать плакат со швами). С шести из них вы уже знакомы лично, а вот с двумя вам еще предстоит познакомиться. Они проживают на станции «Бельевая», т.к. эти швы (двойной и запошивочный), можно ещё назвать бельевыми.
Маршрут нашего путешествия таков (показать карту). Ст. Школьная – отсюда мы начнём своё путешествие. Затем ст. «Информационная, «Практическая», «Безопасная», «Разминочная», и наконец, конечная станция «Бельевая». Можно подметить что белье лаума является хорошим примером идеального шва и качества.
Итак, девочки, мы отправляемся в путешествие! Вот уже и наш экспресс готов. Но прежде, чем мы отправимся в путь, необходимо определить класс вагона, в котором вы будете ехать. Для этого выполним графический диктант «Терминология». На ваших столах лежат листочки с начерченной прямой, разделённой на 20 отрезков и пронумерованной соответственно вопросам диктанта. Отметить шалашиком «^» на отрезке номер положения, который считается неверным, с которым вы не согласны и оставить без изменения номер положения, с которым вы согласны.
Итак, графический диктант, будьте внимательны!
- Стачать — это значит соединить две детали одинаковые по величине машинной строчкой.
- Вметать – это значит соединить 2 детали по выпуклым или вогнутым линиям ручными стежками временного назначения.
- Застрочить – это значит закрепить край детали стежками временного назначения.
- Приметать – это значит соединить 2 детали путём наложения одна на другую машинной строчкой.
- Пришить – закрепить фурнитуру.
- Разутюжить – разложить припуски шва по обе стороны от шва и закрепить в таком положении.
- Настрочить – это значит закрепить 2 детали машинной строчкой путём наложения одна на другую.
- Заутюжить – это значит заложить припуски шва в одну из сторон и закрепить в таком положении.
- Втачать – это значит закрепить край детали машинной строчкой.
- Сметать – соединить 2 детали различные по величине машинной строчкой.
- Наметать – соединить 2 детали стежками временного назначения путем наложения одна на другую.
- Выметать – закрепить обтачанные и вывернутые детали машинной строчкой.
- Расстрочить – это значит закрепить припуски шва, разложенные по обе стороны от шва машинной сточкой.
- Обметать – закрепить срез детали для предохранения его от осыпания.
- Подшить – закрепить край детали машинной строчкой.
- Настрочить – это значит закрепить припуски шва, заутюженные в одну из сторон, машинной строчкой.
- Соштуковать – соединить 2 детали стежками постоянного назначения срезами встык с сохранением рисунка в местах случайного разреза или разрыва.
- Приутюжить – удалить замины и заломы на ткани или изделии.
- Оттянуть – уменьшить линейные размеры детали.
- Сутюжить – увеличить линейные размеры детали.
А сейчас, девочки, поменяйтесь листочками и проверьте правильность ответов, сверяя их с «Ключом для проверки».
Ключ для проверки: —^^—-^^-^—^—^^
Оценку ставьте в соответствии с количеством ошибок:
без ошибок – оценка «5»;
1-2 ошибки – оценка «4»;
3-5 ошибок – оценка «3».
В соответствии со своими оценками, вы займете место в соответствующем вагоне. У кого оценка «5», поедут в купейном вагоне №1(красный цвет); у кого «4», поедут в плацкартном вагоне №2 (синий цвет), а у кого «3», придется довольствоваться общим вагоном №3 (коричневый цвет).
В купе поедут- (фамилии уч-ся);
В плацкартном вагоне поедут –
В общем вагоне поедут-
В поездке нам нужна будет спецодежда. Я вижу, что она есть у вас есть у всех. Остаётся только занять свои места в вагонах и в добрый путь!
Вот первая станция нашего пути – «Информационная». Здесь нас должны встретить уже знакомые вам братья соединительные швы. Как же нам их узнать: (ответы уч-ся)
- Для чего служат соединительные швы?
- Перечислить виды соединительных швов;
- Назвать ТУ и последовательность обработки стачного шва;
- Ту и последовательность обработки настрочного шва;
- Сходство и различие настрочного и расстрочного швов;
- Сходство и различие настрочного шва и накладного шва с закрытым срезом;
- Назначение и ТУ на обработку шва встык;
- Что объединяет шов встык и накладной шов с открытым срезом?
Теперь, когда 6 швов с нами, нам пора ехать дальше. По пути братья швы просят обновить им одежду, ведь они едут в гости. Эту работу мы выполним на станции «Практическая», а сейчас мы подъезжаем к следующей станции нашего пути — «Безопасная».
Прежде, чем приступить к обработке какого — либо изделия, необходимо знать безопасные условия труда при выполнении ручных, машинных и влажно-тепловых работ.
- Безопасные условия труда при работе с ручным инструментом (каждый уч-ся называет по одному правилу);
- Безопасные условия труда при работе на швейной машине;
- Безопасные условия труда при работе с утюгом.
Вспомнив безопасные условия труда, нам ещё смим необходимо настроиться на рабочий лад, иначе изделия наши могут получиться не очень красивыми. Это мы сделаем на станции «Разминочная». Мы как раз уже подъехали к ней. Разомнем вначале кисти рук. Для этого поработаем каждым пальчиком отдельно, завтем соединим кисти рук и разомнём их совершая круговые движения.
Приступая к работе за шв.машиной помните, что машина любит ласку, чистоту и смазку, поэтому повернитесь друг к другу и улыбнитесь, посмотрите на меня, улыбнитесь и в таком приподнятом настроении мы покидаем станцию «Разминочная» и едем на станцию «Практическая».
А вот и она! Не забыли о просьбе братьев – швов? Сейчас бригады во главе с бригадирами выполнят комплект соединительных швов (настрочного, стачного, расстрочного, накладного шва с открытым срезом, накладного шва с закрытым срезом и шва встык).
(Работа уч-ся по изготовлению швов).
Я вижу, какие нарядные у нас братья-швы. Едем дальше, ведь следующая станция «Бельевая» — цель нашего путешествия.
Но, что я вижу – светофор!
Загорелся красный свет-
Это значит хода нет!
Здесь скажи без лишних слов,
Нам названье бельевых швов.
Они используются для тех предметов,
В которые подушки и одеяла одеты.
(Ответы уч-ся)
Теперь, когда мы миновали светофор, нам уже ничего не грозит в пути. Вот и станция «Бельевая».
Раз у нас все швы в обновках, то и бельевым швам нужно сделать подарок. Сейчас я покажу приёмы по обработке двойного и запошивочного швов, а вы затем их выполните. Таким образом мы приедем в гости не с простыми руками, братья бельевые швы пополнят свой гардероб.
Показ трудовых операций по обработке бельевых швов.
Итак, бригады, за дело! (Самостоятельная работа уч-ся по обработке бельевых швов)
Обход рабочих мест с целью:
1 Соблюдения ТБ;
2 Соблюдения ТУ;
3 Контроля и взаимоконтроля;
4 Оказания помощи слабым уч-ся;
5 Усложнения работы сильным уч-ся.
Подарки получились отличные. Семья соединительных швов снова вместе. Давайте их перечислим (ответы уч-ся). Каждый шов выполняет свою функцию, но объединяет их одно правило, все они предназначены для соединения деталей одежды.
А теперь нам пора возвращаться домой, на станцию «Школьная». Домой мы возвращаемся со следующим багажом знаний (перечислить фамилии уч-ся и оценки за урок).
Д/З: повторить пройденный материал и на следующем уроке мы составим подробный отчёт о нашей поездке.