Творческий отчёт по теме самообразования «Повышение качества знаний через применение творческих самостоятельных работ на уроках в начальных классах»
Удод Наталья Викторовна,
заведующая, учитель начальных классов
КГУ «Кучковская начальная школа»
с.Кучкова,Аккайынский район,Северо Казахстанская область,Казахстан
В новых реалиях современного мира политические, этнополитические, социально-экономические перемены определили современную языковую политику, отражающую необходимость воспитания языковой личности.
Следует отметить, что и внедрение Госстандартов определяет разработку новой национальной модели начальной ступени среднего общего образования, которая должна отличаться содержанием обучения, отходом от традиционной системы методов, переходом к дифференцированному и индивидуализированному обучению.
Теоретическое обоснование ведущей роли систематической самостоятельной работы учащихся в усвоении знаний, умений и навыков содержится, прежде всего, в трудах Я.А. Каменского и К.Д.Ушинского. Именно они высказали важную идею, что без самостоятельной работы мысли не может быть успешного усвоения знаний.
Цель:
Изучение методических особенностей применения самостоятельных работ на уроках в начальных классах, позволяющие повысить качество знаний младших школьников.
Задачи:
- Исследовать теорию использования самостоятельных работ на уроках в начальных классах.
- Апробировать систему творческих заданий.
- Привить учащимся интерес к выполнению самостоятельных работ; желание трудиться самостоятельно.
- Сформулировать рекомендации по использованию самостоятельных творческих работ в начальной школе.
Назначение самостоятельной работы в начальной школе – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.
Самостоятельная работа — такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.
Самостоятельные работы учащихся классифицируются:
— по дидактической цели ее применения — познавательные, практические, обобщающие;
— по типам решаемых задач – исследовательские, творческие, познавательные и другие;
— по уровням проблемности – репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские;
— по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся — фронтальная, групповая, индивидуальная;
— по месту выполнения — домашняя, классная;
— по методам научного познания — теоретическая, экспериментальная.
Все указанные виды самостоятельных работ учащихся зависят от организации обучения,
Особенностью работы в МКШ является то, что невозможно организовать занятия с двумя-тремя классами без самостоятельной работы детей. Самостоятельная работа детей на уроках в МКШ занимает более 50 % учебного времени, а в обычных-20%. Поэтому учитель МКШ должен научить детей работать самостоятельно.
Для этого надо рационально использовать время урока, повысить интерес учащихся и приручить работать самостоятельно. Также необходимо тщательным образом дифференцировать учебный материал, предлагаемый детям для самостоятельной работы. Чтобы обеспечить наибольшую эффективность обучения детей в процессе их самостоятельной работы, мы должны знать и использовать разные способы дифференциации учебного материала.
Проблема эффективности самостоятельной работы является актуальной для всех практикующих преподавателей. В том числе и для преподавателей малокомплектных школ. Одним из ключей к повышению эффективности является повышение мотивации к самостоятельной деятельности, повышение интереса учащихся. Таким способом является, например, применение наглядности при самостоятельной работе. К ним можно отнести дидактический материал.
Также в качестве наглядных пособий в малокомплектных школах применяется наглядный нераздаточный материал. Это различные плакаты, схемы, картины, модели, гербарии и другие средства наглядности. Их применяют в основном на уроках, целью которых является объяснение нового материала или его закрепления.
Творческое задание представляет собой «учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приёмы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые»
Результатом самостоятельной текстовой деятельности в письменной речи (а этот вид речи требует овладения самыми сложными речевыми умениями) являются тексты изложений и сочинений, продуцируемые учащимися. Эти виды работ у исследуемой категории учащихся вызывают наибольшие затруднения.
В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи, принадлежащей самим учащимся (или упражнения по развитию связной речи):
-развёрнутые ответы на вопросы;
-устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);
-устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу;
-письменные изложения;
-письменные сочинения;
-творческие диктанты .
Хотелось бы выделить сочинения — описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает человеческий облик. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы подбираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему «Осенняя пора», учащиеся обращали внимание на построение предложений, на красочное описание осенней природы. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.
В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение — работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно — художественных произведений, но и материал публицистического характера — из газет, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями — и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.
На уроках русского языка в 3 классе часто используется пересказ, поэтому в этой работе особенно велика опасность шаблона. «Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге уровень их речевого развития».
Учащиеся должны знать требования к пересказу. Приведем пример сформулированных нами требований:
— должна звучать живая речь школьника;
— пересказывай подробно, без лишних слов, понятно;
-при пересказе используй лексику, обороты речи, взятые из образцового текста;
— расскажи так, чтобы слушатели все поняли.
Пересказу нужно систематически обучать (не просто – «прочитай и перескажи»), так как конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.
В начальных классах применяются следующие виды пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.
Начиная с 1 класса надо знакомить детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объёмv и носят подражательные характер, т.е. детям предлагается выполнить задание но образцу. Постепенно они усложняются и вводятся задания творческого характера.
Какие же виды работ могут быть выполнены первоклассниками в период обучения грамоте самостоятельно?
В добукварный период: обводка трафаретов, заштриховка фигур, письмо элементов букв, рассматривание картинок, подготовка к ответам на вопросы, составление предложений и т. п.
В букварный период: разнообразные варианты аналитико-синтетической работы с помощью наборного полотна и абака, тихое чтение дополнительных текстов или «Букваря», составление предложений и рассказов (подготовка к устному рассказыванию), рисование на темы прочитанного, подготовка к пересказу, письмо по образцам из «Рабочих прописей», по образцам, данным учителем, списывание с печатного текста, письмо составленных слов и предложений (все, что дети пишут сами, должно быть предварительно разобрано учителем, с применением проговаривания), письмо с вставкой пропущенных букв и слов; применяется также повторное чтение с различными дополнительными заданиями по тексту.
Например упражнения, которые я применяю на уроках в 1 классе
1.Соедини слова, подходящие по смыслу.
а) дерево
Мальчик пнул….. кошку
мяч.
б) маму
Лена любит рисовать.….. щенка
- Вставить пропущенные гласные:
Пет…, гр … бы, мы…, п…лки, м….чик, Л…ба.
- Мальчик поймал 2 рыбок и выпустил их в ведро. Потом он поймал еще 3 рыбок. Нарисуйте столько рыбок, сколько всего рыбок стало в ведре.
- Найди ошибку:
А) 3+5=8,
Б) 4-2=2,
В) 7-3=10.
- Вставь пропущенные знаки:
А) 8 * 2 = 6,
Б) 8 * 2 =10.
Самостоятельная творческая работа учащихся — одно из важнейших средств развития мышления и речи, создания основы для развития интереса к языковым явлениям, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знании в речевой практике – выводит обучаемых на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, правильному, умелому использованию средств языка при решении соответствующих коммуникативных задач.
Кроме того, самостоятельная работа развивает творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям, что немаловажно для воспитания языковой личности.
1 вариант.
Вставить буквы.
Гр..чи прил..тели.
Г..нцы в..сны.
Ц..рквушка вд..леке.
Кр..сивые б..рёзы.
2 вариант.
Вставить букву и написать проверочное слово.
Пейзаж на х..лсте.
Блики солнца тр..пещут.
Уг..лок русского с..ления.
Дыхание в..сны.
3 вариант.
Написать слова, выделив корень, для которых ниже приведенные слова являются проверочными.
Свет, дело, весть, центр, земля, снег.
4 вариант.
Подобрать к данным словам однокоренные слова, обозначающие действие. Выделить корень.
Свет, спешка, полёт, вид, трепет.
В процессе тренировочных упражнений и проверки усвоенного полезно применять также различные виды перфокарт. С их помощью можно практиковать упражнения на определение количества слогов в слове, слов в предложении: распознавание орфограмм, частей речи и т.д.
вещ
мяч
глуш
молодёж
скрипач
шалаш
чиж
ёрш
овощ
б,п,в,ф,г,к,д,т,ж,ш,з,с
берё ка
гря ка
кру ки
ла ка
шка чик
поло ка
пету ки
блу ка
сосе ка
Перфокарта может иметь различный вид — в зависимости от того, какие навыки формируются или проверяются. Наличие большого количества разработанных перфокарт позволяет обеспечить задание как сильных, так и слабых учеников. Проверять такую работу можно очень быстро, а главное-тренировка с использованием перфокарт привлекает внимание учащихся к изучаемой орфограмме, развивает их бдительность позволяет экономить время.
Используются перфокарты также для усвоения письма словарных слов. (Показать наглядно.)
Усвоение словарных слов
Абр…кос, ап…льсин, к…нюшня, кил…грамм,
в… лосипед, в…кзал, ч…решня, р…дактор.
На этапах закрепления, обобщения и систематизации знаний полезной самостоятельной работой являются упражнения на классификацию и обобщение: подведение видовых понятий под родовые и наоборот; сопоставление и противопоставление. Например, после ознакомления детей с понятием о частях речи можно предложить для самостоятельной работы классификацию существительных по признаку рода, числа и т.д.
Фрагмент урока по теме «Правописание окончаний существительных в родительном падеже».
- Цель : развивать навык самостоятельной работы.
- Задача : обучать школьников строить логически правильные конструкции по образцу.
- Задание. Учащимся даётся текст с выделенными словами. И предлагается написать свой рассказ используя эти существительные в том же падеже ,но на другую тему.
Вчера наш класс ходил с Анной Геннадьевной на экскурсию в лес. Красив осенний лес . Деревья стоят зелёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листья. Сегодня ребята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем рассказ об осени без ошибок. Мы любим уроки русского языка.
Заключение.
Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности — главная задача учителя.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Мы должны на уроках в начальных классах развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над повышением качества знаний через применение творческих самостоятельных работ, можно сделать выводы:
- В работе над повышением качества знаний через применение творческих самостоятельных работ необходимо использовать различные виды работы на уроках в начальных классах.
- Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
Немаловажным качественным показателем своей работы считаю Мониторинг, который я составляю на учащихся. Он помогает видеть каждого ребёнка и корректировать индивидуальную работу с ним.
Результаты моей работы таковы:
развиваются самостоятельность и логическое мышление при анализе текста;
развиваются коммуникативные навыки учащихся;