Статья «Экологические сказки как метод нравственного воспитания дошкольников»
Роганова Светлана Юрьевна,
воспитатель мини-центра гимназии АО «Талап»
Добрый волшебник Урала Павел Петрович Бажов, чтобы нам грустно не стало, сказочный отпер засов: только засов отворился, в сказку открылась дверь. Запах лесов заструился – ты в мир волшебный поверь.
И. Иванов.
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
Курсы английского языка в Туле
Главная задача экологической работы в детском саду и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Но все же приоритетным направлением в экологическом воспитании дошкольников должно стать нравственное воспитание. Ибо, именно гуманные чувства лежат в основе отношения человека к миру природы, окружающего его.
Формирование у дошкольников гуманного, бережного отношения к природе основывается на принципе: «Не навреди!». Прежде всего, необходимо, чтобы ребенок понял, что природа и человек взаимосвязаны. Заботясь о природе, мы заботимся о человеке, его будущем. Все что наносит вред природе, наносит и вред человеку, следовательно, действия, приводящие к разрушению общего для всех нас Дома, безнравственны.
Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью
диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами
рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска ««Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром» является в детях гуманного отношения к экологии родного края с опорой на общечеловеческие ценности.
С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом , но и сердцем, он не только познает , но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события , которые происходят при нем. Знакомство с необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки. Этими волшебными героями являются Капелька, Колобок, Еловое семечко, Родничок, кузнечик, улитка, дорога, поросенок, эти герои открывают для ребенка таинственный мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес.
Ребенок, попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года,
Характерной особенностью экологических сказок является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.
Детям интересны экологические сказки новизной сюжета, персонажами, самими действиями, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
Считаю, что художественные экологические сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывают любовь к природе. Они вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра, вызывают общий интерес к книге. В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому читателю беречь, защищать и изучать ее.
Таким образом, экологическая сказка учит детей познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты; способствует развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.
Поэтому нужно читать детям экологические сказки нужно, пересказывать их с детьми, инсценировать, рисовать по прочитанному, сочинять новые.
Благодаря такой проводимой работе, дети будут не только чаще проявлять нормы экологически правильного поведения в природе, но и чувствовать их и запоминать на всю жизнь
Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.